Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:37, реферат

Краткое описание

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 323.33 Кб (Скачать файл)

Характер и структура  кредитной системы СССР в целом  соответствовали принципам централизованной плановой экономики. Кредитные отношения   


носили плановый характер, формы их организации были подчинены  задачам общегосударственного контроля за движением денежных потоков в  экономике. Кредитная система полностью  была государственной и имела  одноуровневую структуру, поскольку  денежно-кредитное регулирование (которое  осуществлялось путем составления  кредитных и кассовых планов) и  кредитование предприятий и организаций  проводились одним банком - Госбанком  СССP[19]

Необходимо отметить, что  длительное командно-административное функционирование кредитной системы  показало ее низкую эффективность. Большая  часть кредитов предприятиями не возвращалась, и банки практически  выполняли функцию не кредитования, а финансирования предприятий[20]. Реформирование государственной кредитной системы началось в рамках проведения радикальной экономической реформы 1987 г. Оно предусматривало изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков в экономике и усиление их влияния на развитие народного хозяйства. Концепция реорганизации банковской системы, разработанная в 1987 г., предусматривала решение следующих задач:

1. Создание двухуровневой  банковской системы, верхний уровень  которой должен был занять  Госбанк СССР как центральный  банк страны, а нижний - вновь созданные  государственные специализированные  банки (Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк, Внешэкономбанк, Сбербанк). На эти банки возлагалось кредитно-расчетное  обслуживание соответствующих народно-хозяйственных  комплексов. Госбанк должен был  осуществлять функции координатора деятельности специализированных банков и проводника единой государственной денежно-кредитной политики.

2. Перевод государственных  специализированных банков на  хозрасчет и самофинансирование, повышение заинтересованности их  низовых звеньев                                                          


эффективном и качественном обслуживании предприятий различных  отраслей экономики.

3. Внедрение новых форм  и методов кредитных отношений  с предприятиями и организациями  (кредитование по совокупности  материальных запасов и производственных  затрат, вексельные расчеты, факторинг,  лизинг и др.)

В результате реорганизации  системы банков усилились их связи  с народным хозяйством, повысилась роль кредита в инновационном  процессе, улучшилась структура кредитных  вложений. Однако принципиальных изменений  в кредитной сфере не произошло (на самом деле они и не предполагались): сохранилось централизованное распределение  ресурсов, не была ликвидирована монопольная  структура банковской системы, поскольку  сферы влияния между банками  были распределены административным путем  по ведомственному принципу, не были созданы  условия для свободного перелива капитала и развития финансового  рынка. Госбанк СССР, подчиняясь Правительству, оставался административным органом  и не мог проводить самостоятельную  денежно-кредитную политику. Он не сумел  овладеть присущим центральному банку  инструментарием воздействия на денежно-кредитную сферу. Проблемы экономического управления денежным оборотом страны, регулирования деятельности низовых звеньев банковской системы, развития конкуренции между банками  обусловили потребность в углублении реформ в банковской сфере.

В 1988 г. начался второй этап банковской реформы, который ознаменовался  созданием коммерческих банков на паевой и акционерной основах. На этом этапе  необходимо было решить две основные задачи:

создать новый механизм денежно-кредитного регулирования, который позволял бы правительству воздействовать на основные макроэкономические пропорции в  условиях отказа от централизованного  планирования;

сформировать институциональную  структуру финансового рынка  и обеспечить условия для свободного перелива капитала, мотивируемого рыночными  критериями.

К августу 1990 г. в стране действовало 202 коммерческих банка. Для этого  периода характерен крайне либеральный  подход к созданию новых банков. В 1990 - 1991 гг. процедура открытия банка  в России практически ничем не отличалась от процедуры открытия кооператива.

Создание негосударственных  коммерческих банков означало преодоление  монополии в банковской сфере, отказ  от отраслевой специализации банков, развитие коммерческих начал в банковской деятельности. Таким образом, были заложены основы двухуровневой банковской системы  с присущей ей возможностью саморегулирования. Коммерческие банки сыграли позитивную роль в становлении и развитии экономической рыночной системы  в стране, создании инновационной  среды, ломающей традиционные структуры  и открывающей путь к дальнейшим преобразованиям. Радикальные изменения, которые произошли в банковской системе, были закреплены в разработанном на этом этапе специальном банковском законодательстве. Принятые Верховным Советом РСФСР законы РСФСР 2 декабря 1990 г. № 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и № 395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР" стали законодательной основой новой банковской системы, базирующейся на рыночных принципах. В тот момент они оценивались как наиболее прогрессивные в блоке принятых экономических законов, что ознаменовало утверждение либеральных рыночных отношений в денежно-кредитной сфере. В настоящее время действуют новые редакции этих законов - "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 12 апреля 1995 г. (в ред. от 10.01.03) [СЗ РФ. 2002. № 28. Ст.2790; 2003. № 2. Ст.157.] и "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996. Вступление их в действие стало итогом реформирования банковской системы страны в связи с переходом к экономической системе, основанной на рыночных принципах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Современная кредитная система России

 

В настоящее время структура  кредитной системы России выглядит следующим образом:

1. Банк России.

2. Банковская система:

коммерческие банки;

Сберегательный банк России;

иные специализированные банки.


3. Специализированные кредитно-финансовые  институты:

Страховые компании;

негосударственные пенсионные фонды;

инвестиционные компании;

финансово-строительные компании .

    Ведущим звеном в кредитной системе России является банковская система. Современная банковская система России имеет двухуровневую структуру, взаимоотношения между банками в которой протекают в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. Она включает в себя Банк России, который представляет собой I (верхний) уровень банковской системы, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков - II уровень (см. рис.2). Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков.

Центральный банк РФ как  верхний уровень банковской системы  выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора  и управления системой платежей и  расчетов в стране


 

 

 


Рис.2 Организационная структура банковской системы России

Деятельность Банка России осуществляется в соответствии с  Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. ФЗ №218-ФЗ от 22.09.2009). Организационно-правовая форма Центрального Банка представляет собой унитарный банк со 100% -ным участием государства в его капитале.

Центральный Банк - самостоятельная, но подконтрольная государству кредитная  организация, в основные задачи и  функции которой входят:

- обеспечение устойчивости  национальной валюты, минимизация  инфляции (эмиссия наличных денег  и организация их обращения), определение  системы, порядка и формы расчетов, разработка и проведение единой  денежно-кредитной политики, регулирование  денежного обращения, валютное  регулирование и валютный контроль;

- обеспечение эффективности  и стабильности банковской системы  (государственная регистрация, выдача  и отзыв лицензий коммерческих  банков, установление правил бухгалтерского  учета, организация банковского  аудита, надзор за деятельностью  банков, кредитор последней инстанции  коммерческих банков, проведение  банковских операций по поручению  Правительства).

 


Он может проводить  банковские операции, необходимые для  выполнения данных функций, только с  российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными  органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими  частями. Банк России не имеет права  осуществлять банковские операции с  юридическими лицами, не являющимися  кредитными организациями, и с физическими  лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо  выходить на банковский рынок, предоставлять  кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать  в конкуренции с коммерческими  банками.

Коммерческие банки и  другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании. Их деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. ФЗ от 27.12.2009 N 352-ФЗ).

В соответствии с Законом "О банках и банковской деятельности" к кредитным организациям относятся  юридические лица, которые для  извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании  разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеют право  осуществлять банковские операции, предусмотренные  законом. В РФ выделяют два типа кредитных  организаций: банки и небанковские кредитные организации.

Банк - кредитная организация, которая по российскому законодательству в отличие от всех других финансовых посредников имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

1) привлечение во вклады  денежных средств физических  и юридических лиц;

2) размещение этих средств  от своего имени и за свой  счет на условиях возвратности, платности и срочности;

3) открытие и ведение  банковских счетов физических  и юридических лиц.

Коммерческие банки являются основными каналами практического  осуществления денежно-кредитной  политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает  обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования  кредитных операций и денежного  обращения.

     Банковская система РФ представлена как универсальными банками, так и специализированными. Универсальные банки осуществляют широкий круг банковских операций. Специализированные банки ограничивают свою деятельность одной или несколькими банковскими операциями.

Применительно к России среди  последних можно выделить следующие  виды специализаций и банки-представители:

- Отраслевая: земельные,  торговые, строительные, промышленные, дорожные, конверсионные, связи и  информации, культуры и искусства;

- Субъективная:  "АвтоВАЗбанк", "БратскГЭС стройбанк".

- Территориальная:  "Запсибкомбанк", "Уралсиб" ,  "Кольцо Урала".

- Территориально-отраслевая:  "Газпромбанк", "Юганскнефтебанк".

- Функциональная: инновационные,  инвестиционные, сберегательные, кредитные,  ипотечные, трастовые и т.д.

- Территориально-функциональная: "Стройинвестбанк", "Инвестторгбанк".

Национально-религиозная, экологическая  и др.

По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные (ОАО и ЗАО) и общества с ограниченной ответственностью ООО.

Кроме банков банковские операции могут осуществлять и организации, которые называются небанковскими  кредитными организациями.

Небанковская кредитная  организация - это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные  банковские операции, предусмотренные законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России[21] .

  Небанковские кредитные организации (НКО) - относительно новый для России финансовый институт. До настоящего момента НКО не столь распространены в нашей стране, хотя старейшие из них ведут свою историю с 1993 г. (на 01.10.2010г. в России действует 61 НКО). Причина тому - скудный набор услуг, которые они могут оказывать своим клиентам. Номенклатура услуг, оказываемых небанковскими кредитными организациями своим клиентам, меньше, чем у банков. В соответствии с банковским законодательством НКО вправе осуществлять следующие банковские операции: открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам. В российской банковской системе небанковские кредитные организации специализируются пока в сфере расчетов.

В последнее время в  России стали образовываться такие  формы НКО, как кредитные кооперативы - это добровольное объединение двух или более физических и (или) юридических  лиц, имеющие своей целью удовлетворение потребностей пайщиков в финансовой взаимопомощи. Основной его целью  является удовлетворение потребностей своих членов в финансовых услугах  любого вида. Основные виды деятельности кредитных кооперативов заключаются  в приеме сбережений (вкладов) от населения  и выдачи займов (кредитов) пайщикам. ФЗ от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной  кооперации" определяет правовые, экономические  и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов. Количество их незначительно (в 2005г. - 1500 кооперативов), а их активы на 01.12.2008г. составляют 0,1% из всего актива кредитных организации.

Информация о работе Финансовая система