Финансовая система Норвегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:18, реферат

Краткое описание

Рассматривая специфику государственного регулирования в Норвегии необходимо различать государственную собственность и государственный сектор.
Существующие в Норвегии государственные компании являются достаточно мощными и активно используются как своеобразные «локомотивы» в отдельных отраслях экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

башир.docx

— 100.48 Кб (Скачать файл)

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА НОРВЕГИИ

 

Рассматривая специфику государственного регулирования в Норвегии необходимо различать государственную собственность и государственный сектор.

Существующие в Норвегии государственные компании являются достаточно мощными и активно используются как своеобразные «локомотивы» в отдельных отраслях экономики.

Доля государственного потребления  в Норвегии – 22%. К сфере государственного потребления принадлежат образование, охрана здоровья, социальное обеспечение, поддержка социального порядка, оборона и т.п. Социальная сфера имеет необычайно высокий уровень развития (кроме того, что большая часть социальных услуг в стране бесплатные, они очень разнообразны по формам и доступны всем гражданам). [4]

Приблизительно каждый третий норвежец принадлежит к числу  государственных работников и служащих их часть составляет в Норвегии –  около 30%. Это наибольшие масштабы занятости  в государственном секторе экономики  среди развитых стран.

Причины наличия такого мощного государственного сектора и четкой социальной направленности государственной политики в Норвегии состоят в том, что социально-экономическое и политическое развитие стран Северной Европы в послевоенный период основывался на идеях социал-реформизма и создания «государства всеобщего благополучия».

Сущность состояла в достижении стабильного экономического роста при низких темпах инфляции и «полной занятости» на базе развития смешанной экономики (т.е. всех форм собственности: частной, государственной, кооперативной и др.). Еще одна важная цель состояла в выравнивании доходов различных социальных групп общества Скандинавских стран при помощи разных рычагов государственного управления, в частности, налоговых (как уже отмечалось, в этих странах традиционно высокий уровень как корпоративного, так и личного налогообложения) и трансфертных (в регионе существует наиболее развитая среди стран-членов ОЕСР система различной помощи и дотаций разным категориям своих граждан). [4]

Таким образом, в Норвегии и других Скандинавских странах  для построения «государства всеобщего  благополучия» необходимостью считают активнейшее участие государства в решении всех социально-экономических вопросов. Другим важнейшим условием является создание консенсуса из основных проблем общественного развития. Консенсус формируется на базе постоянного переговорного процесса между представителями трех политически значимых сил: союзов предпринимателей, профсоюзов и представителей государственной власти. Конкретно это выражается в практике заключения коллективных договоров про условия оплаты труда и социальные льготы в различных отраслях, в консультациях государственных чиновников с профсоюзами и предпринимательскими объединениями практически по любому важному вопросу. В некоторых зарубежных публикациях национальные хозяйства региона называют «экономическими соглашениями». [4]

Кроме прямого участия  государства в социально-экономическом  развитии в Норвегии, как и во всех других развитых странах, существуют непрямые методы регулирования при  помощи мероприятий денежно-кредитной политики на основе использования элементов как неокейнсианства, так и неоконсерватизма.

Развитие экономического программирования и прогнозирования в промышленности, научно-технической, региональной, торговой, валютной политики дает предпринимательскому сектору среднесрочные и долгосрочные ориентиры, знание которых необходимо для разработки эффективной бизнес-стратегии. [4]

Одними из составляющих финансовой системы Норвегии являются резервный  фонд, пенсионный фонд, культурный фонд. [5]

Размер резервного фонда  Норвегии на 1 января 2011 года составил 545,73 млрд. долларов США.

Политика инвестирования средств: облигации 35% (50% Европа, 35% США  и Канада, 15% Азия), акции 60% и 5% недвижимость.

Доходность размещения средств  в 2010 г. составила 9,60%. Отношение к  ВВП в 2010 г. − 93%. Расходование средств  фонда на альтернативную энергетику, различные социальные программы  и пенсионное обеспечение. Информационная политика – открытая. [5]

Государственный пенсионный фонд Норвегии является одним из крупнейших инвестиционных фондов Европы. Целью  его создания являлось формирование прозрачной и самостоятельной структуры  для накопления и инвестирования доходов государства от продажи  нефти, которые должны помочь гражданам  страны в старости. Взносы в фонд зависят от доходов Норвегии на нефтяном рынке. По сути дела, этот механизм позволяет  долгосрочно инвестировать сегодняшние  доходы, чтобы в будущем распределять их между пенсионерами.[5]

Объем фонда в конце 2010 года достиг 3,1 триллиона норвежских крон (395 миллиардов евро):

 

Рисунок 1−Объем пенсионного  фонда Норвегии 1998-2010 гг. [5]

В конце 2010 года инвестиции в акции составили 61%, в облигации  – 39%. Фонд инвестирует активы глобально  и не использует для этого местный  рынок. Географически 50% инвестиций в  акции размещено в Европе, 35% –  в Северной Америке и 15% – в  Азии. По секторам 21% инвестиций в акции  связан с финансами, 14% – с промышленностью, 12% – с розничной торговлей, 11% – с нефтью и газом, 9% – с сектором материалов. (Остальные 26% распределяются между секторами технологий, обслуживания, здравоохранения, коммунальных услуг). Фонду не разрешается инвестировать напрямую в ценные металлы, нефть и на товарных рынках. [5]

Годовые расходы на управление государственным пенсионным фондом Норвегии составляют 2,96 миллиарда норвежских крон (380 миллионов евро). Большая  часть этих расходов (48%) составляет плата за инвестиционные мандаты, выданные NBIM (в т.ч. плата за успех). Иные расходы: платы за хранение активов, инфотехнологические и юридические услуги (19%), расходы на персонал NBIM (13%) и общие расходы (7%). Несмотря на объем фонда, расходы на управление им составляют всего 0,11% от его объема.[8]

Культурный фонд Норвегии (норв. Norges kulturvernforbund) − ассоциация 19 неправительственных организаций работающих в области сохранения исторического и культурного наследия Норвегии.[9]

Ассоциация способствует повышению в норвежском обществе интереса к своей истории и  культуре, поддержке начинаний по сбору и сохранению культурного  наследия.

В область интересов общества входят как элементы культуры древнейших времён, так и современные культурные ценности, принадлежащие различным  слоям населения и этническим группам.

В общей сложности членами  ассоциации являются 1400 групп, объединяющие до 190 тысяч членов.[9]

Фонд был образован  в 1994 году. Ныне в него входят: Норвежский железнодорожный клуб, Норвежская генеалогическая  ассоциация, Ассоциация «Берег», Норвежская ассоциация по сохранению древних памятников, Норвежская историческая ассоциация, Лига исторических автомобильных клубов, Национальная ассоциация краеведения, Национальная ассоциация краеведения в образовании, Национальная ассоциация местных и частных архивов, Национальный музейный совет, Норвежская ассоциация маяков, Норвежская автобусная ассоциация и другие.[9]

 

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

 

В Норвегии Высшим органом  финансового контроля является Счетная  палата. Счетная палата Норвегии является контрольным органом Стортинга (парламента Норвегии). Это независимое учреждение, подчиняющееся непосредственно Стортингу и не являющееся правительственным органом. Создание Счетной палаты Норвегии относится к 1814 году, когда Разделом 75k Норвежской Конституции было установлено, что Стортинг должен назначать пять аудиторов для проверки финансовой отчетности правительства.[7]

История Счетной  палаты Норвегии и изменения в  организационной структуре и методах работы, произошедшие с 1990 года

Начиная с 1918 года, основной задачей Счетной палаты Норвегии была проверка всей деятельности центрального правительства. Что касалось парламентского контроля, осуществляемого самим  Стортингом над деятельностью правительства  и министерств, то Счетной палате по традиции отводилась в нем скромная роль, но в 90-е годы ХХ века ситуация изменилась. Как и прежде, основным объектом деятельности Счетной палаты является непосредственно правительство. Стортинг получает информацию об этом процессе, но не вмешивается в него. Однако Счетная палата все в большей  мере занимается подготовкой предпосылок  к проведению Стортингом собственных проверок, то есть аудиторские отчеты служат основанием для дальнейшего анализа, оценки и обсуждения. Таким образом, в течение последних десяти лет значительное количество важнейших вопросов парламентского контроля было инициировано Счетной палатой. Это произошло по двум причинам: во-первых, в 1993 году Стортинг создал Постоянный комитет по проверке деятельности и конституционным делам, который в качестве одной из своих основных задач должен был рассматривать отчеты, представленные Счетной палатой. Во-вторых, начиная с 1994 года, помимо годовых отчетов о проведенных проверках финансовой деятельности, Счетная палата представляет в Стортинг специальные отчеты о проведенных проверках эффективности использования ресурсов. Ежегодно примерно десять отчетов о проверке эффективности в отношении важных случаев становятся предметом отдельного обсуждения в парламенте. [7]

Со временем законодательная  основа Счетной палаты значительно  устарела, притом, что методы работы и содержание проверок серьезно изменились по сравнению с 1918 годом. В 90-е годы была начата работа над новым законом  и инструкциями для Счетной палаты, которые вступили в силу 1 июля 2004 года. Поскольку в новом законодательстве основное внимание уделяется систематизации нынешней практики, это не повлечет за собой каких-либо крупных изменений  в задачах Счетной палаты или  в его организационной структуре. [7]

Организационная структура

Главное управление находится  в Осло. Высшим органом Счетной  палаты является Правление, состоящее  из пяти генеральных аудиторов, которые  назначаются Стортингом на четырехлетний  срок. Одного из пяти членов Правления  Стортинг избирает Генеральным аудитором, который отвечает за повседневное руководство, а также финансовые, кадровые и  профессиональные вопросы. Генеральные  аудиторы выбираются на основе своей  политической принадлежности, и состав Правления отражает парламентский  состав Стортинга. Лица, занимающие должность  Генерального аудитора, не могут участвовать в политической деятельности или вмешиваться в процесс принятия политических решений. Таким образом, члены парламента не могут избираться в качестве аудиторов.

Счетная палата Норвегии состоит  из семи департаментов, каждый из которых  выполняет функции административного  обеспечения. Для повышения качества и эффективности контрольно-ревизионной  деятельности Счетная палата Норвегии сочла необходимым провести специализацию  аудиторских задач. Это означает, что четыре департамента отвечают за контроль финансовой деятельности, а  два - за контроль эффективности. Первый департамент, отвечающий за аудит эффективности, был создан в 1996 году. В 2002 году было решено расширить специализацию, в  результате чего появился второй департамент  аудита эффективности. В это же время  были организованы специальные отделы, занимающиеся разработкой методик  и контролем качества проверок финансовой деятельности, деятельности корпораций и аудитом эффективности.

Изменения в методах  работы

Начиная с 1990 года, произошли  значительные изменения в формах проведения проверок, рабочих методах  и порядке представления отчетности. Вся контрольно-ревизионная деятельность теперь осуществляется в соответствии со стандартами и принципами, основанными  на стандартах ИНТОСАИ. Эти стандарты  были разработаны и вступили в  силу в 1999 году и с тех пор постоянно  дорабатываются. Например, в связи  с внедрением новых информационных технологий и средств связи в органах центрального правительства Счетной палате пришлось усовершенствовать свою методологию проведения проверок с расчетом на новые системы. Также были созданы системы для оценки риска и существенности при различных видах проверок. Совсем недавно была внедрена новая система, при помощи которой производится общая оценка всеобъемлющего риска и существенности в каждом отдельном министерстве или сфере деятельности министерства для всех видов проверок. Данная система направлена на то, чтобы контроль финансовой деятельности, деятельности корпораций и эффективности использования ресурсов дополняли друг друга, обеспечивая максимальную экономичность и эффективность всей деятельности Счетной палаты по проверкам и текущему контролю.

За время, прошедшее с 1990 года, произошли существенные технологические  изменения. Сейчас при осуществлении  различных функций административного  обеспечения используются системы  информационных технологий, которые  внедряются в качестве средств контрольно-ревизионной  работы. Счетная палата разработала  специализированное программное средство PROSIT в качестве вспомогательного инструмента  финансового контроля. [7]

Текущая деятельность счетной палаты

Основная задача Счетной  палаты Норвегии состоит в том, чтобы  способствовать рациональному использованию  ресурсов и эффективному управлению. Путем проведения проверок, осуществления  текущего контроля и представления  рекомендаций Счетная палата содействует  тому, чтобы государственные доходы поступали согласно плану, и чтобы  управление государственными денежными  средствами и имуществом осуществлялось эффективными с финансовой точки  зрения методами и в соответствии с решениями и целями Стортинга. Контрольно-ревизионные задачи, возложенные  на Счетную палату, можно разделить  на три категории: финансовый контроль, контроль деятельности корпораций и  аудит эффективности.

Счетная палата Норвегии отвечает за проверку финансовой отчетности центрального правительства и всех счетов, представляемых учреждениями центрального правительства  и другими органами власти, обязанными отчитываться перед центральным  правительством. Объектом финансового  контроля Счетной палаты является 400 счетов, которые проверяются на предмет  верного отражения финансовой деятельности; при этом необходимо:

* удостовериться, что в  счетах не содержится существенных  ошибок и других недостатков,

* проверить, соответствуют  ли операции и решения относительно  ассигнований, на основании которых  составлены счета ("использование  средств"), принятым решениям и  целям Стортинга и соответствующим  правилам, а также является ли  такое использование средств  приемлемым с точки зрения  норм и стандартов, установленных  для управления финансовой деятельностью  центрального правительства.

По завершении проверки Счетная  палата направляет окончательное сообщение  о результатах всем организациям, подвергшимся проверке, и министерствам, которым они подчиняются. Отчет  о результатах проверки направляется в Стортинг отдельным документом следующей осенью после данного  финансового года. [7]

Контроль деятельности корпораций

Счетная палата Норвегии проверяет, насколько эффективно осуществляется управление государственной долей  в компаниях, и выносит суждение относительно того, соответствуют ли действия министерства в качестве распорядителя  государственной долей решениям и целям Стортинга. Контроль деятельности корпораций основан на оценке существенности и риска, связанного с деятельностью  каждой отдельной компании. Оценка риска, в частности, связана с  осуществлением министерством своих  полномочий по реализации соответствующих  парламентских решений, касающихся сферы деятельности, корпоративной  структуры, управления компании, ее функционального  статуса, а также всех комментариев со стороны аудиторов компании. Субъектами контроля деятельности корпораций в  настоящее время являются 34 компании с ограниченной ответственностью, находящиеся  в полной собственности, 37 компаний с ограниченной ответственностью, находящихся  в частичной собственности, 6 государственных  предприятий, 5 региональных учреждений здравоохранения, 6 учреждений, созданных  в рамках отдельного законодательства, и 26 организаций социального обеспечения  студентов. Отчет о результатах проверки направляется в Стортинг отдельным документом, но, начиная с 2004 отчетного года, результаты такой проверки будут включаться в годовой отчет о проверке финансовой деятельности.

Информация о работе Финансовая система Норвегии