Финансовая система Норвегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:18, реферат

Краткое описание

Рассматривая специфику государственного регулирования в Норвегии необходимо различать государственную собственность и государственный сектор.
Существующие в Норвегии государственные компании являются достаточно мощными и активно используются как своеобразные «локомотивы» в отдельных отраслях экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

башир.docx

— 100.48 Кб (Скачать файл)

Цель основных профилактических мер − улучшать жизненные условия  детей. Применительно к практической социальной работе это выполняется  через общественную работу, открытие детских площадок, детских садов, молодежных клубов или решение транспортных проблем, восстановление домов и т. д.

Важно заметить, что эти  основные профилактические меры выходят  за пределы работы социальных офисов и включаются в общие планируемые  процессы административных систем в  муниципалитетах.

В семьях, где дети живут  «в неблагоприятных условиях», которые  негативно влияют на их здоровье, профилактические меры таковы: семейный надзор, поддержка  и совет семье, экономическая  поддержка, помощь в решении каких-либо школьных проблем или обеспечение  местами в яслях или детском саду для улучшения ситуации в семье, чтобы родители получили возможность дать детям необходимое воспитание. [2, стр. 118-119]

Но «если родители не могут  заботиться о своих детях», отдел  по защите детей берет на себя ответственность  по их защите, воспитанию и помещению  в приемные семьи или детские  дома.

В большинстве случаев  эти меры временные, так что если ситуация меняется к лучшему, то ребенок  может вернуться обратно в  семью. Существуют различные виды институтов, которые используются в таких  ситуациях: дома матери и ребенка, детские  дома, молодежные дома, семейные дома, институты для наркоманов и т. д. Но все они в большей или  меньшей степени являются «семейными»  институтами. Примерно 0,3% всех детей  постоянно находится под муниципальным  присмотром.

На профессиональном уровне службы здоровья и социальной защиты разделяются, даже если цели двух этих служб и схожи. Поэтому здесь  должны быть упомянуты некоторые  основные профилактические меры службы здоровья. Муниципалитет ответствен в первую очередь за охрану здоровья населения, что находит свое выражение  в организации медицинских центров, центров здоровья (профилактическая работа среди детей и вакцинация), общественного питания в школах, физиотерапии, надомной службы (для  пожилых людей и людей с  физическими недостатками) и яслей.

На муниципальном уровне есть также службы, которые еще  не закреплены специальным законодательством. Многие из них достаточно новые. Они  относятся к развивающимся методам  социальной работы, хотя могут выглядеть  и как экспериментальные. Среди  них:

Центры добровольцев, в  задачу которых входит налаживание  связи между людьми, которые хотят  помочь, и теми, кто нуждается  в помощи.

Службы, работающие с конфликтующими сторонами, как альтернатива полиции: это обсуждение условий гражданского контракта между преступником и  пострадавшим. Например, преступник выполняет  определенную работу для пострадавшего.

Молодежные клубы организуют деятельность молодежи (от 10 до 16 лет) с  целью предотвратить преступность и потребление наркотиков.

Приют для женщин: убежище  и лечение для женщин, которые  подвергаются насилию в семьях. Здесь  они могут оставаться до изменения  ситуации. [2, стр. 119]

Центры для беженцев: временное  убежище, включающее оказание социальной помощи и адаптацию к данной социальной системе.

Институты, приюты, частные  дома, в которых осуществляется забота и уход за престарелыми и инвалидами. В настоящее время предпочтение отдается маломестным частным и  общественным институтам.

Кроме того, среди молодых  людей с девиантным поведением проводится работа на улице. При этом ставится задача их реабилитации. Также проводится общественная работа для улучшения жизненных условий в определенном окружении, чтобы уменьшить или предотвратить социальные проблемы.

В социальной работе в Норвегии выделяют три профессиональных уровня и образования:

1) социальный работник (соционом) − работа в городских социальных конторах, направленная на обеспечение социальной безопасности;

2) социальный педагог  − профессионально работает с  детьми в детских институтах;

3) социальный работник, специализирующийся  на работе с инвалидами внутри  и вне социальных институтов. [2, стр.119]

 

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

 

Все граждане Норвегии, а  также имеющие разрешение на работу в этой стране автоматически получают доступ к Норвежской национальной системе  страхования, государственной системе  страхования, которая дает право  на получение пенсий (как то: возрастных, инвалидных, по случаю потери кормильца), а также на льготы по следующим причинам: аварии на производстве, болезни, беременность, рождение ребенка, отсутствие кормильца в семье, похороны. Наряду с пособиями на содержание семьи и родителям маленьких детей (kontantstøtte), национальная система страхования включает в себя самый важный компонент: всеобщее страхование в Норвегии.

По данным на 2009 год, выплаты  по системе национального страхования  составили основную статью доходов  около 1,1 миллиона человек, включая  примерно 900 000 пенсионеров. В 2009 году общее  количество страховых выплат достигло 162 миллиардов норвежских крон, что  соответствует примерно 13,6% от ВВП  и 34,3% от общего объема бюджета. Национальная система страхования финансируется  членскими взносами сотрудников  предприятий, работодателей, людей, работающих не по найму, застрахованных граждан, а  также за счет государственных льгот.[9]

Впервые государственные  услуги здравоохранения появились  в XVIII веке. Ранее семья, церковь или  отдельный церковный приход были ответственными за больных, престарелых  или немощных. Развитие системы социальных служб и национального страхования  тесно связаны с процессом  индустриализации. Промышленность способствовала появлению новых болезней, большей  мобильности и ослаблению семейных уз. В тоже время, она заложила экономическую  базу для социальных реформ. Норвежская система страхования от несчастных случаев на производстве для работников заводов от 1895 года была позже стала распространяться и на другие категории работников. Затем последовало введение пособий по болезни, возрастных пособий (1936), пособий по безработице (1939), по инвалидности (1960), а также пособия вдовам и одиноким матерям (1964). В 1967 социальные пособия, введенные до Второй мировой войны были собраны воедино в Национальной системе страхования. Размер выплаты зависит от количества пенсионных бонусов, которые набрал гражданин. [9]

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

За последние 10 лет пенсионная система Норвегии пережила значительные изменения. Начало процесса реформирования было положено в 2001 г. С отзывом специальной  комиссии, в задачи которой входило  проанализировать существующую на тот  момент пенсионную систему и разработать  предложения по ее совершенствованию. Весной 2009 г. Парламент Норвегии одобрил  и принял положения, характеризующие  новую пенсионную систему, и она  была запущена в действие.

Основными элементами нововведения стали: новая модель аккумулирования  пенсионных взносов, теоретически обоснованные расчеты возраста дожития и величины страховых взносов, возможность, возможность  планирования выхода на пенсию после 63 лет, а также новые правила  индексации пенсий. [1, стр. 77]

В целях контроля за будущими затратами национальной страховой  системы Норвегии NISпо выплате пенсий по старости комиссией было предложено отойти от распределительной системы пенсионного обеспечения, которая обеспечивала достаточно слабую связь между трудовыми доходами пенсионеров и размером получаемой ими пенсии. Вместо распределительной системы планировалось использовать так называемый квазиактуарные подход, позволяющий элиминировать эффекты роста продолжительности жизни населения. Так, вместе с планируемым снижением объема пенсионных льгот было предложено стимулировать предложение на рынке труда.

Согласно введенным в 2009 г. Нормам пенсионного законодательства для получения полной пенсии по старости гражданину Норвегии необходимо работать и получать заработную плату в  стране не менее 40 лет.

Пенсионный возраст в  Норвегии был оставлен на уровне 67 лет, однако, если лицо предпочтет продолжить трудовую деятельность после 67 лет, то оно имеет право зарабатывать себе на пенсию вплоть до 70 лет. Граждане в возрасте от 16 до 66 лет включительно, безвыездно находящиеся в стране не менее 3 лет, имеют право на получение минимальной пенсии, которая состоит из базовой части и специального дополнения к пенсии. Если стаж работы гражданина от 40 лет и более, он имеет право на получение еще и дополнительной пенсии. Все составляющие изменяются пропорционально времени, в течение которого гражданин Норвегии получал в стране заработную плату. [1, стр.77]

Базовая часть пенсии рассчитывается на основе страхового периода и не зависит от дохода лица или уплаченных им взносов в национальную страховую  систему.

Объем большого количества социальных пособий, выплачиваемых  в рамках национальной страховой  системы, определяется с использованием величины G, которая на 01.01.2010 составила 72 881 норвежских крон (примерно 5829,55 евро). [1, стр.77]

Гражданин имеет право  на получение дополнительной пенсии, если его годовой доход в течение 3 лет превосходил любое среднегодовой  значение G после 1966 г. Максимальное значение «пенсионных очков» присваивается лицам с годовым доходом до 6G. Далее 1/3 дохода в сумме между 6Gи 12G считается доходом с правом на пенсию за период расчета. Ежегодный доход, превышающий 12G не рассматривается. [1, стр.78]

Итак, размер дополнительной пенсии определяется на основе количества лет, в течение которых лицо получало доход с правом на пенсию, а также  ежегодного количества «пенсионных  очков». Как правило, для получения  дополнительной пенсии в полном объеме необходимо проработать 40 лет. Для лиц, имеющих трудовой стаж менее 40 лет, дополнительная пенсия уменьшается  пропорционально трудовому стажу.

Большое количество пожилых  людей не могут заработать себе на дополнительную пенсию в полном объеме. Поэтому была введена система  специальных временных схем для  граждан, которые родились до 1937 г. Основным условием участия в таких схемах является завершение страхового периода до 1967 г. Также ежегодный доход данных лиц не должен превышать 5G. [1, стр. 78]

Пенсионеры, имеющие дополнительную пенсию малого размера или вовсе  ее не имеющие, могут получить специальное  дополнение к своей пенсии. Данное дополнение выплачивается в полном объеме, если страховой период составляет 40 лет. Уменьшение страхового периода  пропорционально уменьшает размер специального дополнения к пенсии.

Суммарно дополнительная пенсия и специальное дополнение к ней не должны быть меньше 1,94G. Данное правило распространяется и на граждан, состоявших в браке или имеющие общих детей. [1, стр. 78]

При налогообложении пенсий по старости действуют следующие  нормы: если доход пенсионера ниже определенного  минимума, то данное лицо освобождается  от уплаты налога на доход, а также  от страхового взноса. Если пенсионер  получает доход, превосходящий определенный минимум, то сумма налога на доход  и страхового взноса не должны превышать 55 % от получаемого пенсионерам дохода. Данная категория пенсионеров также  имеет право на налоговый вычет, который в 2010 г. Составил порядка 5 423 норвежских крон (примерно 433,77 евро). В дополнение к этому пенсионеры уплачивают страховые взносы в меньшем размере, чем работающие граждане.

В рамках новой пенсионной системы продолжает функционировать  и система AFP. Важно отметить, что для участия в программе лицо должно работать в одной и той же организации не менее 3 последних перед выходом на пенсию лет (или быть участником программы AFP не менее 5 лет). Более того, на момент выхода на пенсию ежегодный доход лица должен быть равен текущей величине G либо превышать ее. Годовая заработная плата лица должна быть как минимум равна величине G на протяжении 10 или более лет с момента достижения лицом возраста 50 лет. Ежегодный доход в течение самых успешных для лица десяти лет за период с 1967 г. и до года, предшествующего году выхода на пенсию, должен быть как минимум 2G или превосходить эту величину. [1, стр. 78]

Финансирование национальной страховой системы осуществляется посредством взносов со стороны работающих по найму, индивидуальных предпринимателей, работодателей, а также за счет взносов государства. Размер взносов определяется парламентом. Расчет взносов работников и индивидуальных предпринимателей осуществляется на основе объема доходов с правом на пенсию. Если размер такого дохода составляет менее 39 600 норвежских крон 9примерно 3167,49 евро, то взносы в рамках Национальной страховой системы не осуществляются. Взносы, в свою очередь, не должны превышать 25% от дохода.

Взносы для наемных  работников составляют 7,8% от дохода с правом на пенсию (дохода от предпринимательской деятельности). Размер взносов для других видов личного дохода составляет 3%. [1, стр. 79]

Взносы со стороны работодателей  рассчитываются исходя из выплачиваемой  заработной платы. Также на размер этих взносов влияет месторасположения  предприятия. Существуют региональные зоны, различаемые по географическому  и экономическому признаку. Размер взносов работодателей в этих зонах варьирует от 0до 14,1%

По итогам 2009 г. объемы затрат национальной страховой системы  составили 289172 млн. норвежских крон (примерно 23130 млн. евро). Эта сумма составляет около 34% от государственного бюджета м национального страхового бюджета вместе взятых и 12,4% от ВВП страны. В 2009 г. государство перечислило в национальную страховую систему 72332 млн норвежских крон (примерно 5786 млн. евро) что составило 25% от ее общих затрат.[1, стр. 79]

Информация о работе Финансовая система Норвегии