Финансовая система, ее состав и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава и структуры.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Показать состав и структуру финансовой системы;
2. Рассмотреть основные элементы финансовой системы: финансы хозяйствующих, государственных, муниципальных и домашних объектов; государственный кредит и страхование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Национальная финансовая система: ее состав и структура…………..5
1.1.Понятие финансовой системы………………………………...............5
1.2.Состав и структура финансовой системы………………………….6
2. Характеристика основных элементов финансовой системы…………10
2.1.Финансы хозяйствующих субъектов………………………………….10
2.2.Характеристика государственных и муниципальных финансов..16
2.3.Характеристика финансов домашних хозяйств…………………..21
2.4.Государственный кредит………………………………………………22
2.5.Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ….24
3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее развития…………………………………………………………………29
3.1.Особенности российской финансовой системы и основные тенденции её развития………………………………………………………29
3.2.Перспективы развития российской финансовой системы………33
Заключение……………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 59.70 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Тульский филиал Финуниверситета 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине  «Финансы»

на  тему: «Финансовая система, ее состав и структура»

Вариант №2

       

Выполнил:

студент  3 курса

Гришина Ю.С.

Факультет: ФиК

Направление: БЭ

Группа: Дневная

Личное дело №11флд11411

Проверил: Мелай Е.А.

           Тула 2014 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Национальная финансовая система: ее состав и структура…………..5

1.1.Понятие финансовой системы………………………………...............5

1.2.Состав и  структура финансовой системы………………………….6

  1. Характеристика основных элементов финансовой системы…………10

2.1.Финансы хозяйствующих  субъектов………………………………….10

2.2.Характеристика  государственных и муниципальных  финансов..16

2.3.Характеристика  финансов домашних хозяйств…………………..21

2.4.Государственный  кредит………………………………………………22

2.5.Страхование  как отдельная сфера финансовой  системы РФ….24

  1. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее развития…………………………………………………………………29

3.1.Особенности  российской финансовой системы  и основные тенденции её развития………………………………………………………29

3.2.Перспективы  развития российской финансовой  системы………33

 Заключение……………………………………………………………………37

Список литературы……………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансовая  система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению  и перераспределению совокупного  общественного продукта. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно,  важным является - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. Понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений. Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.[5, 267 с.]

Финансовая  система должна решать проблемы современного общества, такие как:

- недостаточные темпы развития экономики;

- диспропорции развития экономической системы;

- отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

- излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. [5, 269 с.]

Предметом исследования данной курсовой работы является финансовая система. Объектом изучения - основные понятия, состав, структура  финансовой системы, а также ее особенности.

Тема  курсовой работы является актуальной для сегодняшнего дня. Финансовая система  государства является отображением форм и методов конкретного использования  финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики  в значительной мере обозначается ею.

Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава  и структуры.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Показать состав и структуру  финансовой системы;

2. Рассмотреть основные элементы  финансовой системы: финансы хозяйствующих,  государственных, муниципальных  и домашних объектов; государственный  кредит и страхование.

3. Выявить особенности развития  российской финансовой системы  и перспективы ее развития.

I. Национальная финансовая система: ее состав и структура.

1.1 Понятие финансовой  системы

Финансовая  система - совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.

В финансовую систему включаются все  финансовые учреждения страны, обслуживающие  денежное обращение. Поскольку финансы  являются носителями распределительных  отношений, то это распределение  происходит, прежде всего, между различными хозяйствующими субъектами.

Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

  1. общегосударственные финансы;
  2. финансы предприятий и организаций.

Финансовая  система в ее широком понимании  включает также и кредитно-банковскую систему. Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев. [4, 401 с.]

Звенья  первой сферы - общегосударственных  финансов - относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.

Звенья  второго подразделения включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны. [2, 178 с.]

Разграничение финансовой системы на отдельные сферы и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие  черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку  финансовых отношений можно проводить  по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений  в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей  природе распределительными, так  как распределяют часть стоимости  общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды  целевого назначения в зависимости  от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием  классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости  от этого критерия определяются способы  организации финансов. Порядок образования  и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов. [4,423 с.]

Таким образом, финансовая система - это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в системе которых  разными методами формируются и используются денежные фонды государства, организаций и домашних хозяйств.

1.2 Состав и  структура финансовой системы

Финансовая  система РФ имеет три уровня: центра, регионов и местных органов самоуправления. Эта часть финансовой системы  находится в распоряжении государства  и выступает как централизованные финансы. Одновременно функционируют  децентрализованные финансы.

Централизованные  финансы - важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности  государства и в соответствии с Бюджетным кодексом, действующим  с 1 января 2000 г., объединяются в бюджетную  систему (федеральный, региональный, местный  бюджеты) и внебюджетные специальные  фонды.

Российская  Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления. Поэтому бюджетную систему РФ можно определить как основанную на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность республиканского бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.[1, 74 с.]

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10), бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

-  федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

-  бюджетов субъектов Российской  Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местных бюджетов. [7, 69с, 132с.]

Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.

Бюджеты - финансовая основа управления государственных  органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует  автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей  планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет - статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней  бюджетной системы.[1, 86 с.]

За  счет финансовых ресурсов бюджетной  системы обеспечивается структурная  перестройка, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа  жилищно-коммунального хозяйства. В  целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.

Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для  выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

Специальные внебюджетные фонды начали действовать  с 1 января 1992 г. Они подразделялись на экономические и социальные. Начиная  с 1999 г. были объединены с федеральным  бюджетом, и в настоящее время на центральном уровне сохранилось лишь три социальных внебюджетных фонда. Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению и развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры. [2, 304 с.]

Среди внебюджетных социальных фондов важнейший - Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета  и ресурсов, полученных от собственных  инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца.

К внебюджетным социальным фондам относятся  Фонд социального страхования, предназначенный  главным образом для выплаты  различных пособий, а также федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования, призванные обеспечить охрану здоровья населения. [2, 306 с.]

Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы. Бюджеты  субъектов Российской Федерации  и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными  органами субъектов Федерации, а  местные бюджеты - местными органами самоуправления.

Децентрализованные  финансы составляют основу финансовой системы, так как в сфере материального  производства формируется преобладающая  часть финансовых ресурсов страны. Они объединяют финансы предприятий и финансы домашнего хозяйства.

Финансы предприятий как звено финансовой системы участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны - национального дохода. От состояния финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое положение страны и, следовательно, высокие темпы развития отраслей национального хозяйства.

Финансы некоммерческих организаций формируются  за счет добровольных взносов, поступлений  от учредителей, бюджетных средств.

Финансовая  система, ее финансовые ресурсы находят  свое отражение в доходной части  сводного финансового баланса. Но он охватывает не все финансовые ресурсы  страны. Полностью включены лишь бюджеты  и внебюджетные фонды. Заемные средства, привлеченные инвестиции, поступления  страховых возмещений, средства от штрафных санкций, денежные доходы и  сбережения домохозяйств не входят в  сводный финансовый баланс. [4, 436 с.]

По  ориентировочным данным сводного финансового  баланса, в настоящее время на долю централизованных финансовых ресурсов приходится около 60%, а на долю децентрализованных финансовых ресурсов - около 40%. Среди  внебюджетных фондов решающее значение имеет фонд национального страхования, предназначенный для оказания социальной поддержки населению. В большинстве  стран они автономны. [1, 93 с.]

II. Характеристика основных элементов финансовой системы.

2.1 Финансы хозяйствующих  субъектов

Финансы хозяйствующих субъектов - это денежные отношения, связанные с формированием  денежных доходов, поступлений и  накоплений у экономических субъектов  и их использованием на финансирование затрат по расширенному воспроизводству  или предоставлению услуг, на материальное стимулирование работающих, выполнение обязательств перед государством, физическими  и юридическими лицами. Финансы экономических  субъектов отличаются многообразием  форм финансовых отношений, опосредуют процесс создания материальных благ и оказания услуг потребителям, обеспечивают процесс формирования, постоянного  восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного  назначения коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы хозяйствующих  субъектов имеют широкие возможности  воздействия на все сферы хозяйственной жизни, выступая исходным звеном финансовой системы. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов разных экономических субъектов определяются: сферой деятельности экономических субъектов, организационно-правовой формой, отраслью. Кроме экономических субъектов, действующих как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять лица, действующие без образования юридического лица. Предприятия и организации функционируют на коммерческих ни некоммерческих началах. Для коммерческих организаций характерна, прежде всего, главная цель - получение прибыли; некоммерческие организации преследуют иную цель - обеспечение наилучшего социального эффекта, и если такая организация получает прибыль, то, как правило, не распределяет её между участниками. [4, 521 с.]

Информация о работе Финансовая система, ее состав и структура