Финансовое обеспечение расходов на культуру в Ленинском районе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении в теоретическом материале и на практике финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические аспекты финансирования учреждений культуры и спорта;
Проанализировать финансовое обеспечение расходов на культуру и спорт в Ленинском районе;
Выявить проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..
Теоретический анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт ……………………….
Характеристика учреждений культуры и спорта………………………………………………………..
Понятие, сущность и особенности финансирования учреждений культуры и спорта…………..
Понятие и сущность финансирования…………………………………………………
Особенности финансирования учреждений культуры и спорта………………………………..
Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения расходов на культуру и спорт.…
Анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г. Барнаула…..
Проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула…………………………………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

чернович.docx

— 406.76 Кб (Скачать файл)
line-height:13pt;background-color:#f7f7f7">Определению оптимального объема и структуры бюджетных расходов посвящены научные работы и положения теории общественных финансов, яркими представителями которой являются Р.Масгрейв и П.Масгрейв, Дж.Стиглиц, предлагавшие использовать при принятии бюджетных решений методику анализа «затраты-выгоды».

В настоящее время проблемы экономической эффективности деятельности учреждений культуры изучают такие российские авторы, как Т.В. Абанкина, И.В. Василькова, А.Б. Долгин, Р.В. Стриженков. Исследованиям экономики предприятий культуры посвящены работы А.И.Глаголева, Г.М. Галуцкого, E.H. Жильцова, Г.П. Иванова, B.C. Малышева, A.A. Мешканцова, H .Я. Муравьева, А.Я. Рубинштейна, C.B. Шишкина, М.А. Шустрова. В работах этих авторов рассматриваются вопросы финансирования и хозрасчетных принципов, издержек и их возмещения, а также ряд других экономических и финансовых аспектов деятельности учреждений культуры.

Однако многие вопросы  изучения финансово-экономических  проблем сферы культуры не нашли  должного отражения в литературе. Возникает потребность в чётком определении места и роли культуры в социально — экономическом  развитии, обосновании культуры как  инвестиционной, а не затратной сферы; в проведении систематизации государственных  услуг в сфере культуры, в научном  осмыслении целесообразности преобразования существующих государственных учреждений в иные организационно-правовые формы  как способа повышения эффективности  использования бюджетных средств. Очевидна актуальность определения  конечных результатов, методики расчёта  эффективности расходов на оказание услуг в сфере культуры на основе системы показателей.

Таким образом, недостаточная  научная проработанность теории финансирования сферы культуры, с одной стороны, и её актуальность и научно - практическая значимость, с другой, определили выбор темы настоящего диссертационного исследования, цель, задачи и круг рассматриваемых в нём вопросов.

Цели и задачи исследования. Цель данной работы состоит в разработке системы показателей и методики оценки эффективности бюджетных  расходов на оказание услуг в сфере  культуры, необходимых для, внедрения  финансирования, ориентированного на результат, направленного на повышение  эффективности использования бюджетных  средств и увеличение государственных  инвестиций в культуру.

Для достижения этой цели поставлены и последовательно решены следующие  задачи:

• Раскрыть и научно обосновать роль и место культуры в социально-экономическом  развитии общества, а также выявить  основные теоретические положения  управления процессом развития культуры в современных условиях. Решение  этих задач позволит определить степень  изученности проблемы, выдвинуть  гипотезы для проведения собственного теоретического и эмпирического  исследования, а также обосновать вывод о том, что культура является привлекательной инвестиционной сферой.

• Определить содержание и  систематизировать государственные  услуги в сфере культуры. Решение  этой задачи позволит учесть в едином перечне государственных услуг  как услуги, направленные на обеспечение  функционирования базисных условий  деятельности учреждений культуры, так  и услуги, оказываемые конкретному  человеку, группам лиц или определённым категориям граждан.

• Проанализировать основные теоретические положения, раскрывающие сущность и назначение бюджетных  расходов в сфере культуры. Это  позволит определить возможность внедрения  принципов бюджетирования, отражающих взаимосвязь между планируемымибюджетными расходами и достигнутыми конечными результатами в сфере культуры.

• Провести анализ объема и  структуры расходов бюджета Московской области на оказание услуг в сфере культуры. Решение этой задачи позволит раскрыть недостатки традиционной формы финансирования путем выявления тенденции увеличения в абсолютном выражении расходов на культуру при снижении их эффективности.

• Проанализировать федеральный  и региональный опыт оценки экономической  эффективности и результативности бюджетных расходов, а также международный опыт применения систем оценки эффективности и результативности использования бюджетных средств в сфере культуры, что позволит на этой основе выработать свою систему оценки эффективности.

• Провести анализ социально-экономических  последствий создания автономных учреждений в сфере культуры и обосновать целесообразность преобразования бюджетных  учреждений культуры в автономные в  зависимости от типа учреждения.

• Определить конечные.результаты., деятельности бюджетных учреждений культуры с позиции принципов бюджетной системы РФ — результативности и эффективности использования бюджетных средств.

• Разработать систему  показателей эффективности расходов бюджета на оказание услуг в сфере  культуры и на ее основе методику расчета  экономической и социальной эффективности  расходов бюджета на оказание услуг  в сфере культуры, что обусловлено  потребностями реальной практики управления, необходимостью оценки целесообразности расходования бюджетных средств  и обоснованностью выбора форм и  методов финансирования учреждений культуры.

Объектом исследования является деятельность учреждений по оказанию государственных услуг в сфере  культуры.

Предмет исследования. Процедуры  финансирования, механизмы оценки и  повышения эффективности использования  бюджетных средств на оказание услуг  в сфере культуры.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные положения  экономической теории, общеметодологические принципы познания социально-экономических  явлений, прежде всего, сравнительно-исторический подход, принцип системности, диагностики  и прогнозирования социально-экономических  процессов. При обработке фактического материала использовались такие исследовательские методы, как: диалектический, системно-функциональный, научных обобщений, логический, статистический и сравнительный анализ, применение которых позволило обеспечить обоснованность проведенного анализа, теоретических выводов и разработанных предложений. Комплексный характер исследования обусловил применение различных способов и методов обобщения экономической информации.

Исследовательской основой  диссертации является практика финансирования культуры в России и других странах. Исследование проводилось в соответствии с российской нормативно - правовой базой, регулирующей хозяйственную деятельность и финансирование организаций культуры и принятыми методами анализа и оценки эффективности проектов в сфере культуры.

В ходе исследования были проанализированы законодательные и нормативные  документы государственных органов, в которых рассматриваются вопросы  функционирования и финансирования учреждений культуры.

Информационной  базой исследования послужили нормативно-правовые акты в области государственной  политики в сфере культуры, справочно-статистические материалы Федеральной службы государственной  статистики РФ, тематические статистические сборники Министерства культуры РФ, Министерства культуры Московской области, Федеральная целеваяпрограмма «Культура России» (2006-2011 гг.), аналитические материалы по развитию мировой, российской и региональной культуры; материалы научно-практических конференций, переводные источники по рассматриваемой проблематике, источники из средств массовой информации и Интернет - сети.

В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора, данные экономического, демографического, социального, финансового, правового,организационного характера, полученные автором в процессе деятельности органов государственной власти и государственных учреждений культуры Московской области.

Научная новизна заключается  в разработке нового подхода к  формированию научно-методических основ  финансирования сферы культуры, ориентированного на результат, с помощью комплексного анализа и выявления проблем  социально-экономического развития общества. Наиболее важные научные результаты исследования, обладающие элементами научной новизны, могут быть определены следующим:

1.Дано авторское определение  государственных услуг культуры. Государственные услуги в сфере культуры - это деятельность государственных учреждений и иных организаций, осуществляемая в соответствии с государственным заданием полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета и направленная на удовлетворение потребностей отдельных граждан, групп граждан, населения в целом и юридических лиц в реализации их законных и иных прав, установленных нормативными правовыми актами в сфере культуры. Это позволяет упорядочить характеристики услуг общественного сектора, создать условия для стандартизации услуг и разработки детализированного перечня государственных услуг учреждений культуры, что необходимо для внедрения эффективных инструментовбюджетного планирования и рационального управления государственными учреждениями культуры.

2. Проведена систематизация  государственных услуг в сфере  культуры по направленности их предоставления, в соответствии с которой государственные услуги разделены на две группы - общие и индивидуализированные. Это способствует проведению расчетовэкономически обоснованных нормативов стоимости государственных услуг и позволяет, с одной стороны, учесть все затраты учреждения культуры на оказание государственных услуг, а с другой стороны - исключить двойной счет.

3. Установлено, что с  целью оптимизации бюджетных  расходов на содержание учреждений  культуры целесообразно их преобразование  в автономные учреждения. Показано, что на этапе обоснования целесообразности  создания автономных учреждений, необходима предварительная оценка  факторов внешней и внутренней  среды с учетом возможностей  и угроз, возникающих в процессе  создания, функционирования и финансирования  различных типов учреждений сферы  культуры в форме автономных.

4. Обосновано, что конечные  результаты деятельности сферы  культуры — это эффекты от  предоставленных услуг для их получателей, проявляющиеся в изменениях состояний индивидов или организаций, которые прямо или косвенно оказались затронутыми действиями, выполняемыми работниками организаций культуры: увеличение интеллектуального потенциала, положительные изменения ценностных ориентаций и норм поведения индивидуумов, способствующие модернизации общества. Это обоснование позволило определить конечные результаты деятельности учреждений культуры с четко сформулированными и количественно измеримыми показателями результативности - целевымизначениями в зависимости от типа учреждения культуры (библиотеки, театры, музеи и т.д.). Применение конечных результатов и их целевых значений является основой для построения модели бюджетного планирования, обеспечивающей взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики в культуре. .

5. Предложен вариант, разработанный  автором, системы показателей  эффективности расходов бюджета  на оказание услуг в сфере  культуры, состоящей из следующих  блоков: финансово-экономический, кадровый, социальный и производственный. Данная система позволяет оценить достигнутый уровень и динамику развития, как отдельных учреждений культуры различных типов, так и всей сферы культуры.

Информация о работе Финансовое обеспечение расходов на культуру в Ленинском районе