Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 23:13, дипломная работа
Актуальность темы «Организация финансового планирования на
предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности, связанной, прежде всего, с рыночными отношениями. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
- увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
- высокая нестабильность внешних условий и факторов;
Введение……………………………………………………………………….
1 Теоретические основы финансового планирования на предприятии……
1.1. Сущность финансового планирования на предприятии……………….
1.2 Методы планирования финансовых показателей……………………….
1.3 Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием……
2 Особенности организации системы финансового планирования на предприятии ЖКХ…………………………………………………………….
2.1 Организационно-экономическая характеристика районного межмуниципального унитарного предприятия ЖКХ …………………..
2.2 Анализ финансового состояния межмуниципального унитарного предприятия ЖКХ Бузулукского района ………………………………….
2.3 Оценка состояния финансового планирования на предприятии РМУП ЖКХ ………………………………………………………………………….
3 Направления совершенствования финансового планирования на предприятиях и пути улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЖКХ……………………………………………………………..
3.1 Проблемы и пути совершенствования финансового планирования на предприятиях…………………………………………………………………..
3.2 Внедрение бюджетирования для повышения эффективности финансового планирования на предприятии………………………………..
3.3 Мероприятия по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЖКХ……………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………..
Приложения
В структуре полученных коммунальных платежей Бузулукского РМУП ЖКХ самый большой удельный вес занимает теплоснабжение. Это говорит о ежегодном росте затрат квартиросъемщиков на отопление в связи с ежегодным повышением тарифов. Так, теплоснабжение в 2009 году по сравнению с 2007 годом подорожало на 39,8%, несколько ниже рост затрат на водоснабжение, канализацию и прочие затраты: водоснабжение – на 39,4%, канализация – на 38,5%.
Динамика полученных коммунальных платежей в 2009 году
Бузулукского РМУП ЖКХ
Годы/месяцы |
Объем платежей, тыс.руб. |
Темпы роста цепные, % |
Индексы сезонности, % |
Январь |
5801 |
- |
109,1 |
Февраль |
5676 |
98,9 |
108 |
Март |
5674 |
98,8 |
106,8 |
Апрель |
5610 |
98,8 |
105,6 |
Май |
5547 |
98,9 |
104,4 |
Июнь |
5291 |
95,4 |
99,5 |
Июль |
5227 |
97,5 |
97,1 |
Август |
3576 |
69,3 |
67,3 |
Сентябрь |
5101 |
142,6 |
96 |
Октябрь |
5356 |
105,0 |
100,8 |
Ноябрь |
5420 |
101,2 |
102 |
Декабрь |
5483 |
101,1 |
103,2 |
Итого за год |
63815 |
X |
X |
В динамике поступления коммунальных платежей наблюдается закономерность: летом, особенно в августе увеличивается рост неплатежей, затем идет спад задолженности до конца года. Пик неплатежей приходится на август.
На представленном рисунке график индекса сезонности дебиторской задолженности видим, что самый высокий индекс дебиторской задолженности попадает на летние месяцы.
Рисунок 5- Индексы сезонности дебиторской задолженности в 2009году
Таблица 13
Анализ сметы расходов средств целевого финансирования
Наименование статей расходов |
2007г. |
2008г. |
2009г. | ||||||
| смета, тыс. руб. |
факт, тыс. руб. |
% финансирования |
смета, тыс. руб |
факт, тыс. руб. |
% финансирования |
смета, тыс. руб. |
факт, тыс. руб. |
% финансирования |
Средства по программе «Ветхое жилье» |
29416 |
30102 |
102,3 |
30548 |
30607 |
102,2 |
29212 |
30601 |
104,7 |
Средства по программе «Питьевая вода» |
18883 |
18805 |
99,6 |
20705 |
20129 |
97,2 |
25812 |
25078 |
97,2 |
Средства по программе «Развитие села» |
10101 |
10202 |
101,0 |
12497 |
12972 |
103,8 |
15101 |
17211 |
114,0 |
ИТОГО |
58400 |
59109 |
101,2 |
63750 |
68708 |
99,9 |
70125 |
72890 |
103,9 |
Анализируя смету расходов целевого финансирования Бузулукского РМУП ЖКХ в 2007-2009 гг. видим ежегодное увеличение целевого финансирования из областного и местного бюджета. Так, целевое финансирование в 2009 году увеличилось по сравнению с 2008 годом на 10%.
Таким образом, анализируя деятельность Бузулукского межмуниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства, видим нестабильное финансовое положение предприятия. Несмотря на поступление новых уборочных механизмов по благоустройству дорог, большая часть оборудования и механизмов в РМУП ЖКХ сильно изношены, что влечет за собой огромные потери, растущие затраты на ремонт приводят к завышению себестоимости. А отсутствие источников финансирования обновления и модернизации объектов основных средств, ложится тяжелым бременем на большую часть населения с низким доходом в виде все возрастающих тарифов на услуги. Основная причина тяжелого финансового состояния в РМУП ЖКХ огромная дебиторская задолженность, выраженная в неплатежах за полученные коммунальные услуги, особенно это характерно для сельской местности, т.к. население ее недостаточно платежеспособно. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 2009 год представлены в приложениях 4,5. В приложении 6 представлен отчет о производстве по форме П-1 по видам производимой РМУП ЖКХ продукции.
2.3 Оценка состояния финансового планирования на предприятии РМУП ЖКХ
Доходами организации РМУП ЖКХ признаётся увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы РМУП ЖКХ складываются из платежей за коммунальные услуги, бюджетных дотаций в виде возмещения разницы в тарифах и прочих доходов.
Средства, выделяемые из бюджета (целевых программ), направляются на:
- на благоустройство определенных объектов;
- на капитальный ремонт и модернизацию теплового оборудования;
- на приобретение поливочных и снегоуборочных машин;
-на реконструкцию очистных сооружений;
-приобретения оборудования для очистки воды.
Следует отметить, что вышеперечисленные виды доходов имеют строго целевой характер и должны направляться соответственно на возмещение затрат по тем видам деятельности, за которые они уплачены. Таким образом, переплату за коммунальные услуги нельзя направлять на погашение убытка от содержания и ремонта жилищного фонда. Более того, при современном состоянии нормативной базы, регулирующей установление ставок и тарифов, а также порядок их взимания, расчёты по меньшей мере, не убыточными, а расходы на содержание и ремонт жилья всегда будут превышать суммы квартплаты, направленной на их погашение.
Доходы (в частности выручка от продажи услуг) предприятий поставщиков коммунальных услуг являются основным источником возмещения эксплуатационных расходов. Расчёт плановой выручки от реализации работ и услуг производится методом прямого счёта путём умножения тарифной ставки на объём реализуемой продукции и оказываемых услуг. В отношении тех видов продукции и услуг, по которым применяется дифференцированные тарифы по потребителям, целевому использованию и качеству услуг, расчёт выручки может осуществляться в разрезе отдельных категорий (населения, бюджетных организаций, коммунальных, промышленных и других предприятий), по целевому использованию, качеству обслуживания или на основе средневзвешенной тарифной ставки, сложившиеся в предшествующем отчётном периоде, с необходимыми корректировками её в планируемом периоде на предстоящие изменения в распределении продукции и услуг по категориям потребителей, целевому использованию и качеству.
Все стороны хозяйственно-финансовой деятельности РМУП ЖКХ отражаются на финансовых результатах и в свою очередь, зависят от них. В соответствии с действующим положением, все доходы РМУП ЖКХ направляются на его нужды.
С ростом доходов хозяйства возрастают и его расходы, в первую очередь на текущий ремонт, то есть на выполнение главной задачи обеспечение сохранности жилищного фонда.
В соответствии с Приказом Минфина РФ (№ 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Доходы организаций»» ПБУ 9/99 в ред. от 27.11.2006 г) установлен следующий порядок определения суммы доходов от реализации, являющийся одним из основных показателей.
В плане общая сумма доходов от реализации определяется исходя из выручки, которая должна поступить в планируемом периоде (а для отчёта поступившая) на расчётный счёт РМУП ЖКХ за предоставленную продукцию (услуги) по действующим тарифам (ценам). В неё включается реализованные готовые изделия (полуфабрикаты), услуги и работы промышленного характера, выполняемые находящимися на балансе РМУП ЖКХ ремонтными и другими подразделениями для сторонних организаций.
Кроме общей суммы доходов от реализации предприятию рассчитываются также доходы от реализации продукции (услуг) для населения. Основную часть доходов МУП ЖКХ получает от основного вида деятельности, который рассчитывается по следующей методики:
а) при едином тарифе намеченное к реализации количество продукции (услуг) умножается на действующую ставку тарифа; установленную за единицу данной продукции (услуг);
б) при дифференцированным тарифе расчёт ведётся следующим образом: намеченное к реализации количество продукции (услуг) распределяется по группам потребителей, видам или качеству продукции (услуг) в соответствии с отдельными тарифными ставками. Затем для каждой группы определяется доход от реализации путём перемножения каждой доли продукции (услуг) на соответствующую тарифную ставку. Итог по всем группам составляет валовой доход предприятия от реализации продукции (услуг) на плановый период.
РМУП ЖКХ доставляет продукцию потребителям по специальным сетям или трубопроводам, с последующей оплатой потребителем. Предприятие учитывает реализованную продукцию по показаниям измерительных приборов, либо исходя из нормы потребления. Проанализируем доходы МУП ЖКХ, для этого составим аналитическую таблицу14(с.53-54)
Доходы в разрезе отдельных подразделений
№ п/п |
Наименование |
ед. изм. |
2008г. |
% к итогу |
2009г. |
% к итогу |
План 2010г. |
% к итогу |
Абс. отк лоне ние |
Отно сит. откл. |
Откл. от плана |
1 |
Котельное хозяйство |
тыс.руб. |
40283 |
74 |
47223 |
74 |
47389 |
71 |
+ 6940 |
117 |
+166 |
2 |
Водопроводное хозяйство |
тыс.руб. |
3266 |
6 |
3829 |
6 |
3337 |
5 |
+ 563 |
117 |
-542 |
3 |
Канализационное хоз-во |
тыс.руб. |
3811 |
7 |
4467 |
7 |
4005 |
6 |
+656 |
116 |
-462 |