Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:09, дипломная работа
Целью является анализ финансового планирования на основе оценки организации бюджетного образовательного учреждения и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи: - определить теоретические аспекты, понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях; - определить сущность организации финансового планирования в деятельности бюджетных организаций; - обосновать необходимость проведения анализа финансово планирования в государственном образовательном учреждении; - проанализировать финансово-хозяйственную деятельность бюджетной организации;
Отличие второе. Доходная часть государственного образовательного учреждения формируется из:
- нормативного бюджетного финансирования;
- доходов государственных
образовательных учреждений от
предпринимательской и иной
- доходов от
аренды площадей и ресурсов
государственных
Отличие третье.
Расходная часть
- расходов
на оплату труда, выплату
- расходов на оплату коммунальных услуг;
- расходов
по текущему и капитальному
ремонту, обслуживанию и
- выбора и
финансирования приоритетных
Отличие четвертое. Несмотря на определение некоммерческой организации, как организации, для которой извлечение прибыли - не является главной целью, в условиях относительной свободы использования финансовых средств одной из важнейших задач учреждения становится оптимизация доходной и расходной частей бюджета, то есть увеличение доходов и уменьшение расходов. Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками некоммерческой организации.
Отличие пятое. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, в соответствие со ст.31 п.1. Закона РФ "О некоммерческих организациях", создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствие с ГК РФ и осуществляют полное или частичное финансирование.
Отличие шестое.
Органы государственной власти и
органы местного самоуправления в пределах
своей компетенции могут
- предоставление
в соответствии с
- предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом [39] ;
- размещение
среди некоммерческих
- предоставление
в соответствии с законом
Отличие седьмое. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны
Таким образом,
финансовое планирование - планомерное
управление процессами создания, распределения,
перераспределения и
Задачами финансового планирования является следующее: определяются источники и объемы финансовых ресурсов, необходимые для обеспечения деятельности субъекта; намечаются виды и размеры специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования; устанавливается соотношение в распределении централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития; вскрываются резервы использования материальных, трудовых и денежных ресурсов; осуществляется постоянный контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений.
Финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств.
Доходная часть финансового плана - это все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые.
Расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации; назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации. Таким образом, реализуется балансовый принцип составления финансового плана.
1.3 Смета доходов и расходов, как основа финансового планирования деятельности бюджетных организаций
Уставная деятельность некоммерческой организации, осуществляется на основании финансового плана или запланированных на предстоящий период (месяц, квартал, год и так далее) доходов и расходов. Этот план можно представить в виде достаточно привычного для некоммерческих организаций документа - сметы доходов и расходов. Следует учитывать, что отсутствуют четкие указания в законодательстве о некоммерческих организациях по этому вопросу.
Согласно п.1 ст.3 Закона о некоммерческих организациях бюджетная организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Это положение - аналог п.1 ст.48 ГК РФ: юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Каких-либо требований и условий к составлению этих документов ни в названном Законе, ни в подзаконных актах не установлено [5].
В профессиональных кругах смету доходов и расходов называют по-разному: кто-то бюджетом некоммерческой организации, кто-то финансовым планом. С позиций бухгалтера смету можно охарактеризовать как документированный финансовый (бухгалтерский) план поступления и расходования средств, используемых для финансирования деятельности некоммерческих организаций. Смета является тем документом, который помогает исполнять запланированные целевые программы (планы).
Кроме того, в
ст.29 Закона о некоммерческих организациях
указано, что высший орган управления
бюджетной организаций
Бюджетная организация помимо того, что принимает решение о необходимости составления сметы, самостоятельно определяет перечень статей доходов и расходов, размер доходов и расходов исходя из имеющихся источников средств и особенностей своей деятельности.
Смета является основой финансового планирования некоммерческой организации. Обычно она составляется на календарный год (перед его началом) и утверждается ее высшим органом управления.
В смете отражаются,
объемы и источники средств
В зависимости от продолжительности действия и назначения, сметы могут составляться:
по всей деятельности организации в целом на определенный период:
1) несколько лет;
2) на год;
3) квартал, месяц;
на отдельное направление деятельности (программу, проект);
на конкретное мероприятие;
на отдельную статью расходов:
1) командировочные расходы;
2) представительские расходы;
3) административные расходы.
Обычно в смета делится на две части, то есть доходную и расходную.
Смету по сравнению с планом финансово-хозяйственной деятельности составить проще. Однако в обоих случаях некоммерческие организации сталкиваются с одной и той же проблемой: отсутствуют четкие указания по порядку их составления.
В поисках решения вопроса о том, как составить смету, обратимся к бюджетным инструкциям, в частности к Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, которые утверждены Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н [32]. Для такого учреждения смета является бюджетом, а сам процесс ее составления - бюджетированием.
В бюджетной смете выделяются вступительная, содержательная и оформляющая (заключительная) части. Во вступительной части указываются основные реквизиты (наименование организации, единицы измерения показателей, включаемых в смету, отчетный год и так далее). Содержательная часть, как правило, оформляется в виде таблицы, включающей наименования направлений расходования средств и соответствующих им доходов, а также конкретные суммы средств. Заключительная (оформляющая) часть формы сметы содержит подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за отраженные в смете данные. К таким лицам относятся руководитель, начальник планово-финансового отдела или иное уполномоченное лицо, а также непосредственно сам исполнитель документа, после которого указывается дата подписания (подготовки) сметы. После того как смета составлена, она представляется на утверждение, при этом не считается лишним, если к ней прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы.
По своей
структуре смета может
Основные виды финансовых ресурсов некоммерческих организаций:
- доходы от оказания платных услуг;
- доходы от сдачи имущества в аренду;
- доходы от
предпринимательской
- бюджетные средства;
- безвозмездные
перечисления юридических и
- взносы учредителей и членские взносы.
В составе
доходов указываются все доходы
некоммерческих организаций, получаемые
как в виде средств целевого финансирования
и целевых поступлений, так и
от предпринимательской
Так же как и в отношении доходов, в смету включают все расходы, запланированные некоммерческой организацией на предстоящий год.
Финансовые ресурсы некоммерческих организаций используются для реализации основной цели их создания:
- расходы по эксплуатации помещений;
- выплаты арендной платы, заработной платы;
- платежи в бюджет и внебюджетный фонд.
Ряд экспертов рекомендует попытаться распределить расходы в планируемом бюджете по источникам финансирования, что упростит соблюдение сметы доходов и расходов. Такой подход заложен в основу отчета о целевом использовании полученных средств. В нем все расходы разделены на две группы: затраты на целевые мероприятия и расходы, связанные с предпринимательской деятельностью организации. В первой группе можно выделить основные статьи затрат, такие как заработная плата (включая начисления в бюджет и внебюджетные фонды), приобретение и ремонт основных средств, инвентаря, аренда помещения, коммунальные услуги, командировочные, материальные и все иные расходы, финансируемые за счет целевых источников. Перечень расходов второй группы, связанных с предпринимательской деятельностью, аналогичен и включает ряд основных (зарплата, приобретение для оказания платных услуг оборудования) и прочих расходов. При этом не все расходы можно однозначно отнести к затратам, связанным с оказанием платных услуг. Есть ряд расходов общего плана, порядок распределения которых по видам деятельности организация устанавливает самостоятельно как для целей бухгалтерского учета, так и для составления сметы доходов и расходов [12].
При составлении сметы расходы определяются по прогнозируемым объемам предоставления социальных услуг и нормам (нормативам) финансовых затрат на их предоставление. Большинство плановых норм и нормативов (кроме сферы оплаты труда и денежных компенсаций работникам) при составлении смет рассчитывается некоммерческими организациями с учетом местных цен и тарифов (например, расходы на коммунальные услуги). При этом следует учитывать повышение цен, которое нередко проводят поставщики коммунальных услуг в начале года.
Важно понимать, что все активы приобретаются за счет сметы некоммерческой организации, независимо от их назначения (для уставной или предпринимательской деятельности). Поэтому у бухгалтера нет оснований исключать какие-либо расходы из сметы некоммерческой организации, за исключением случая, когда нет уверенности в том, что предполагаемые расходы будут осуществлены. Возможна и обратная ситуация, когда организация запланировала расходы, но они не осуществлены. Это две крайние ситуации. Чаще в организациях бывает так, что расходы осуществлены, но в меньшем или большем размере, чем планировалось.
По окончании года может остаться неизрасходованный остаток полученных по смете средств, что вполне допустимо. В отличие от бюджетных учреждений целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено источником таких целевых поступлений. По мнению Минфина, если лицо, являющееся источником целевых средств, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности [24]. Исходя из этого остаток неиспользованных целевых средств (например, членских, вступительных взносов, добровольных пожертвований) может расходовать в следующем году, учтя это при составлении сметы на следующий период [30].
Но может случиться так, что организация не использовала полностью целевые средства, поступившие на определенную программу, срок выполнения которой заканчивается в текущем году. Тогда организации следует либо вернуть неиспользованные целевые средства, либо изменить условия, на которых они предоставлялись. Если не сделать ни того, ни другого, налоговики могут обвинить в нецелевом использовании средств и обложить этот остаток налогом на прибыль как внереализационный доход. Если этого сделать не удастся, то организации лучше вернуть неизрасходованные средства и (при необходимости) внести изменения в смету [11].
Поскольку по своей сути смета является плановым, а не фактическим документом, для того, чтобы внести в нее коррективы, нужны веские основания, а не простое изменение текущих доходов и расходов. Например, для бюджетников таким основанием является изменение объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Информация о работе Финансовое планирование бюджетной организации