Финансовое планирование в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции повышается значимость и актуальность финансового планирования. Бизнес не может процветать без разработанных финансовых планов.
В конце XX века процесс финансового планирования в нашей стране шел не в поступательном развитии. Первоначально в ходе реформ высказывались сомнения по поводу целесообразности планирования, а затем возникло понимание того, что это непродуктивно. Отказ от теории плана в нашей стране произошел в то время, когда практика планового регулирования стала достоянием мировой цивилизации, когда мировая экономическая наука была занята поиском методов государственного регулирования. В результате при переходе к рыночным отношениям в России финансовое планирование оказалось практически забытым.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Содержание и задачи финансового планирования……………………….4
2. Виды финансовых планов и методы финансового планирования…………………………………………………………………….9
3. Финансовые прогнозы в системе финансового планирования……………22
4. Пути совершенствования финансового планирования…………………….28
Заключение……………………………………………………………………...34
Список литературы…………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Finansy.docx

— 74.77 Кб (Скачать файл)

Планирование потоков денежных средств происходит по трем видам деятельности: основной (операционной), инвестиционной и финансовой. Эффективность управления финансами в значительной мере определяется тем, насколько различные виды потоков денежных средств синхронизированы между собой по объемам и во времени.

Метод многовариантности (сценариев) заключается в разработке нескольких вариантов финансовых планов (например оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного). Каждому варианту приписывают его вероятностную оценку. Для каждого варианта рассчитывают вероятное значение критерия выбора, а также оценки его отклонений от среднего значения.

Метод экономико-математического моделирования позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Она представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

Y=f(x),  

где Y — показатель;

х — факторы.

Корреляционная связь — это вероятностная зависимость, которая проявляется лишь в общем и только при большом количестве наблюдений. Корреляционная связь показывается уравнениями регрессии различного вида.[15]

Прогнозный метод является одним из базисных при выработке стратегической линии коммерческой организации. Прогнозирование представляет собой выработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Оно может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и на основе прямого предвидения изменений (последний способ требует выработки у финансового менеджера интуиции и соответствующего мышления).

Прогнозирование не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы (от греч. prognosis — предвидение). Данный метод заключается в разработке полного набора альтернативных финансовых показателей и параметров, позволяющих определить варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование — не альтернатива плану, а часть общего процесса планирования, аналитическая основа плана.

Прогнозирование имеет специфические методологические основы, отличные от методологии планирования. Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана. В чем-то прогноз может оказаться менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет более детально  проработан.

Чтобы обосновать свое мнение, специалисты по прогнозированию опираются на разнообразные источники информации и методы прогнозирования. К методам прогнозирования относятся методы  экономической статистики, математическо-статистические методы  изучения связей, методы экономической кибернетики и оптимального программирования, эконометрические методы, методы исследования операций и теории принятия решений и др.

Менеджеры часто приходят к выводу о том, что подготовка согласованного сводного прогноза — сложное и весьма трудоемкое дело. Однако значительная часть расчетов может быть автоматизирована благодаря использованию компьютерных программ. Обдумывая различные факторы в процессе принятия решения, менеджеры с помощью современных пакетов прикладных программ могут быстро увидеть их возможное влияние и соответствующим образом изменить расстановку акцентов. Здесь заложены огромные потенциальные возможности для принципиального совершенствования процесса прогнозирования.[14, c. 472]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Финансовые прогнозы в системе финансового планирования

 

«Финансовое прогнозирование представляет собой процесс разработки и составления прогнозов — научно обоснованных гипотез о будущем состоянии экономической системы и экономических объектов, а также их характеристик». Целью финансового прогнозирования является оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определения предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления.[15]

Основными задачами финансового прогнозирования являются:

увязка материально-вещественных и финансового-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;

обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;

определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.

Результатом финансового прогнозирования «является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованный предположений о возможных направлениях будущего развития и состояния финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений». Финансовый прогноз носит вероятностный характер.

В зависимости от сроков выделяют краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (на 5-7 лет) и долгосрочные (10-15 лет) финансовые прогнозы. Разумеется, наиболее точными являются краткосрочные, наименее точны — долгосрочные.

В финансовом прогнозировании выделяются два методических подхода: 1) прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей; 2) прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения, рассматривается и исследуется цепь возможных событий и меры, которые необходимо предпринять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития. Эти два подхода являются взаимодополняющими.[17]

В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие методы, как:

Метод экспертных оценок — предполагает обобщение и математическую обработку оценок специалистов-экспертов по определенному вопросу. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер и не всегда поддаются рациональному объяснению.

Разработка сценариев также не всегда исходит из научности и объективности, в них ощущается влияние политических предпочтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов, собственников, но это позволяет оценить последствия реализации тех или иных политических обещаний. Обычно разрабатывают три сценария развития событий: оптимистичны, пессимистичный и «усредненный» (золотая середина) и потом выбирают наиболее реалистичный;

Трендовый метод предполагает зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений или постоянных абсолютных изменений. Иногда этот метод называют экстраполяцией — распространением на будущее тенденций, сложивших в прошлом; [4, c.304]

Экономико-математическое моделирование — создание условного, упрощенного образа реального объекта, процесса исследования или управления, адекватно отображающего существенные для целей исследования свойства реального объекта. Математическое моделирование применяется для имитации процесса при различных значениях параметров для получения представлений об изменении тех или иных его характеристик в связи с изменением параметров (балансовые модели, производственные функции); либо для финансово-экономического анализа деятельности и прогнозирования тех или иных параметров процесса, но для того, чтобы это можно было сделать, модель должна быть точной и адекватной;

методы финансовой математики — основаны на принципе неравноценности денег, относящихся к разным моментам времени. Неравноценность определяется тем, что любая сумма может быть инвестирована и может принести доход. Следовательно, сегодняшние деньги в этом смысле ценней будущих, а будущие поступления менее ценны, чем современные. «Очевидным следствием принципа «неравноценности» является неправомерность суммирования денежных величин, относящихся к разным моментам времени. Подобного рода суммирование допустимо лишь тогда, когда фактор времени не имеет значения.».[2, c.519]

Таким образом, методы финансового прогнозирования различаются по затратам и объемам предоставляемой итоговой информации: чем сложнее метод, тем больше связанные с ним затраты и объемы получаемой с его помощью информации. Для обработки информации широко применяются компьютерная техника и специализированные пакеты программного обеспечения.

Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов. В частности, бюджетные учреждения согласно Бюджетному кодексу РФ, финансовые прогнозы составлять не обязаны. Остальные некоммерческие организации также обычно их не разрабатывают. Коммерческие же, напротив, разрабатывают с особой тщательностью, обычно по форме, аналогичной финансовому плану. Такой подход позволяет обеспечить преемственность финансового планирования и финансового прогнозирования. Кроме того, коммерческие организации могут составлять прогноз прибыли и убытков, движения денежных средств, прогноз пассивов и активов. [15]

Финансовое прогнозирование обычно считается подготовительным этапом к составлению финансового плана. Однако, грань между финансовым прогнозом и финансовым планом на практике очень тонка. Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которых компания стремится достичь в будущем. Обычно финансовый план отличает большая степень определенности, хотя в нем и содержится определенная доля прогноза. Финансовый прогноз всегда предшествует составлению финансового плана, он не является обязательным для исполнения, более того, иногда прогноз составляется с целью именно избежать прогнозируемых последствий. План же обязателен для исполнения, его отличает адресность и конкретность, он утверждается соответствующими органами или должностным лицом. [17]

Успешное управление финансами на макроуровне безусловно подразумевает составление и использование различных прогнозов. На общегосударственном и территориальном уровнях финансовый прогноз составляется в виде баланса финансовых ресурсов (страны, региона). «Баланс финансовых ресурсов представляет собой прогноз формирования и использования финансовых ресурсов». Сводный финансовый баланс Российской Федерации составляется в целях оценки объем финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (ст. 175 БК РФ). Составление баланса финансовых ресурсов является одним из подготовительных этапов к составлению проект бюджета РФ. Планирование финансовых ресурсов в системе управления финансами на макроуровне в РФ осуществляется при помощи системы бюджетов, которая включает в себя три уровня: федеральный, региональный, местный. [16]

Составление проекта бюджета основывается на:

Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

прогнозе социально-экономического развития, который разрабатывается на период не менее трех лет.

основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. На федеральном уровне и в ряде субъектов Российской Федерации осуществлен переход к формированию годового бюджета как составной части 3-летнего финансового плана. После утверждения проекта бюджета соответствующим законодательным органом начинается его исполнение — действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. Важным этапом управления финансами государства является контроль за исполнением бюджета, осуществляемый согласно текущему законодательству, представительными органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами. [12, c.382]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      4. Пути совершенствования финансового планирования

Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достижение этих целей возможно только при значительном повышении конкурентоспособности России, в том числе конкурентоспособности государственного управления, бизнеса и "человеческого капитала".[14, c.638] 

 Средством  достижения целей программы является  формирование модели российской  экономики, обладающей долгосрочным  потенциалом динамичного роста.  Основными целями бюджетной реформы на среднесрочный период являются стимулирование структурной перестройки экономики, диверсификации ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение благосостояния населения. 

 Для  достижения этих целей необходимо  принятие следующих мер:

-  закрепление доходных и разграничение- формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования;

-  выработка критериев эффективности бюджетных расходов и подготовка на этой основе предложений по оптимизации их структуры;

-  завершение процесса перевода региональных и муниципальных бюджетов на казначейское исполнение и реформирование системы исполнения муниципальных бюджетов;

Информация о работе Финансовое планирование в системе управления финансами