Финансовое планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:41, контрольная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является подробное рассмотрение системы финансового планирования и пути ее совершенствования.
Объект курсовой работы — финансовый план на макроуровне.
Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
- определить теоретические аспекты, понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях;
- определить сущность организации финансового планирования;
- обосновать необходимость проведения финансового планирования;
- разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансового планирования.

Содержание

Введение
3
1. Финансовое планирование и прогнозирование

1.1 Содержание и задачи финансового планирования
6
1.2 Финансовые прогнозы в системе финансового планирования
12
2. Виды финансовых планов и методы финансового планирования

2.1 Виды финансовых планов, их характеристика
18
2.2 Методы финансового планирования
25
2.3 Этапы финансового планирования
30
2.4 Анализ федерального бюджета РФ как финансового плана
32
3. Пути совершенствования финансового планирования

3.1 Зарубежный опыт финансового планирования и прогнозирования
39
3.2 Пути совершенствования финансового планирования и прогнозирования в России
41
Заключение
44
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 419.50 Кб (Скачать файл)

Программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем.

Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа  рассматривается как увязанный  по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России.

Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и  стоимостных показателей различных  планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчётного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

Назначением этого баланса являются обеспечение финансовыми ресурсами  мероприятий, предусмотренных прогнозом  социально-экономического развития, формирование финансовых резервов.

Баланс построен по методу двойной  записи – доходы и расходы, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ресурсов: I раздел – Доходы, II раздел – Расходы. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса и требует указания источников его покрытия (направлений использования). Баланс фиксирует только годовые обороты ресурсов и не предназначен для отображения величин их остатков на начало и конец года, составляется в текущих ценах.

Баланс финансовых ресурсов на макроуровне  составляется в форме сводного финансового  баланса. Его основные показатели рассчитываются с учётом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента России. Состав статей сводного финансового баланса приведён в табл. 2.

 

Таблица 2

Схема сводного финансового  баланса Российской Федерации

Доходы

Расходы

1. Прибыль

2. Амортизация

3. Налоговые доходы

4. Единый социальный налог

5. Неналоговые доходы

6. Средства целевых бюджетных фондов

7. Безвозмездные перечисления

8. Средства государственных внебюджетных фондов

1. Средства, остающиеся в распоряжении организаций

2. Затраты на государственные инвестиции

3. Фундаментальные исследования и содействие НТП

4. Расходы на социально-культурные мероприятия

5. Расходы на национальную оборону

6. Расходы на проведение военной реформы

7. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства

8. Расходы на судебную власть

9. Расходы на содержание органов государственной власти и местное самоуправление

10. Расходы по международной деятельности

11. Обслуживание государственного и муниципального долга

12. Финансовая помощь бюджетам других уровней

13. Целевые бюджетные фонды

14. Прочие расходы

Итого доходов

Итого расходов


 

Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к адресному финансовому  планированию, т.е. составлению проекта  бюджета. Сбалансированность баланса  служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность бюджета.

В условиях динамично развивающейся  рыночной экономики в отдельные  конкретные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно  меняющиеся задачи, решение которых  может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создаёт условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.

Задачи, решаемые в процессе финансового  планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями  формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.

К основным задачам финансового  планирования можно отнести:

определение объёма финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений  и общего объёма финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

определение объёма и направлений  использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;

создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также  бюджетов, формируемых органами государственной  власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

определение экономически обоснованного  размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов - к планам, а также маневрировать ресурсами.

 

 

 

 

2.3 Этапы финансового  планирования

Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах

На этом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень  выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения  их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана  с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с  фактическими;

вертикальный анализ, в результате за которого определяются структура  плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

трендовый анализ, проводимый в целях  выявления тенденций изменения  динамики финансовых показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);

факторный анализ, который заключается  в выявлении влияния отдельных  факторов на финансовые показатели.

На данном этапе финансового  планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и  причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущем и текущих годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.

Составление финансового плана как документа

На третьем этапе финансового  планирования составляется финансовый

план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими  из прогноза социально-экономического развития; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций и их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.

 Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.

При том, что финансовое планирование осуществляется на макроуровне, могут  применяться следующие критерии выбора:

  • максимум доходов бюджета;
  • минимум текущих расходов бюджета;
  • минимум непроцентных расходов бюджета;
  • максимальная эффективность расходов бюджета;
  • максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета.

Изучив виды финансовых планов, их характеристику, а также методы и этапы финансового планирования рассмотрим и проанализируем Федеральный бюджет РФ, как один из видов финансового плана.

 

2.4 Анализ федерального бюджета РФ как финансового плана

Государственный бюджет, как и любой другой вид финансового плана, включает в себя доходную и расходную части. Доходы государственного бюджета делятся на налоговые и неналоговые и на безвозмездные поступления. Выделяют следующие основные направления расходов федерального бюджета: общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, образование, культура, кинематография и средства массовой информации, здравоохранение и спорт, социальная политика, межбюджетные трансферты.

 

Таблица 1 Исполнение федерального бюджета РФ в 2005-2008 годах

Год

2005

2006

2007

2008

2009 (прогноз)14

1

2

3

4

5

6

Доходы, руб.

5,125

6,28

7,76

9,276

6,561

Расходы

3,539

4,28

6,13

7,571

9,845

Профицит

1,586

2,00

1,63

1,705

-3,028


 

В таблице 1 приведены  данные об исполнении федерального бюджета  по доходам и расходам в 2005-2008 гг. В зависимости от ситуации в стране объем доходов и расходов меняется.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 Темпы роста и прироста доходов и расходов федерального бюджета за 2005-2008 г

Год

Доходы 

Абсолютный прирост (цепной), млн. руб.,

Темп роста, % цепной,

Темп прироста, % цепной,

Расходы

Абсолютный прирост (цепной), млн. руб.,

Темп роста, % цепной

Темп прироста, % цепной,

2005

5,125

-

-

-

3,539

-

-

-

2006

6,28

1,16

122,54

22,537

4,28

0,74

120,94

20,938

2007

7,76

1,48

123,57

23,567

6,13

1,85

143,22

43,224

2008

9,28

1,52

119,59

19,588

7,571

1,44

123,51

23,507

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование