Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:41, курсовая работа
Финансовые вложения - это инвестиции организации в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставление займов другим организациям и физ. лицам, вклады в общее имущество по договору о совместной деятельности.
Ценная бумага -это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществляемые или передача которых возможно только при их предъявлении. При покупке переходят все предоставляемые права в совокупности.
Эти обстоятельства обязательно
учитываются в ходе финансового
планирования, в основе которого лежит
одновременное сочетание
Кроме того, возникает проблема взаимосвязки поступающих денежных средств с возможностью достижения поставленных целей в том или ином проекте. Для достижения сбалансированности между источниками поступлений и направлениями использования финансовых ресурсов также целесообразно использовать программно-целевое планирование.
Как известно, финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Поскольку уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает получения дохода, то финансовый план является основным документом, регламентирующим поступление и использование денежных средств в некоммерческой организации. При этом финансовый план может принимать любые формы - бюджет, смета, баланс, - в которых раскрываются объем, состав и структура финансовых ресурсов на определенный период времени.
Доходная часть финансового
плана - это все возможные источники
финансирования данной организации, включая
финансовые возможности самой организации
(доходы от коммерческих видов деятельности),
имеющиеся в наличии или
Рассмотрим подробно, из чего формируется доходная часть некоммерческой организации:
- вступительные и членские
взносы - это однократно или регулярно
осуществляемые взносы на
- добровольные взносы - это
добровольно перечисляемые
- доходы от предпринимательской
деятельности - это чистая прибыль,
полученная от коммерческой
Для бюджетных организаций,
как было отмечено ранее, извлечение
прибыли не является основной целью
деятельности, но законодательно им разрешено
заниматься предпринимательской
Сформировав доходную часть финансового плана с разделением по программам и проектам и отдельно выделив прочие поступления, перейдем к рассмотрению расходной части, в которой содержатся статьи, включающие планируемые потребности в ресурсах.
Учитывая, что степень детализации статей расходов нормативными документами не регламентируется, формирование расходных статей целесообразно проводить по следующим правилам:
- расходы, отраженные
в финансовом плане, должны
быть наиболее приближены к
уставным целям и задачам
- назначение и порядок
формирования статей должен
При составлении финансового
плана должен соблюдаться балансовый
принцип финансового
Существуют также затраты,
имеющие тенденцию
Учет этих особенностей поведения затрат позволяет создать более гибкий и работоспособный финансовый план.
Следует отметить, что в
процессе планирования возникает острая
необходимость в получении
Формирование финансовых планов может осуществляться двумя способами:
1. некоммерческая организация отталкивается от стоящих перед ней целей и задач при реализации программы или проекта, в рамках которых рассчитываются расходы, необходимые для успешного выполнения поставленных целей;
2. исходя из имеющихся финансовых возможностей некоммерческой организации, ставится вопрос об использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении на долгосрочные программы или проекты.
Рассмотрим механизм составления финансового плана:
- этап прогнозирования
возможных источников
- после этапа прогнозирования
возможных источников
- этап распределения
В первую очередь необходимо провести анализ потребности в ресурсах для реализации конкретной программы и оценить их в стоимостном выражении. Кроме того, проводится проверка соответствия плановой потребности в ресурсах их фактическому наличию, а также определяются возможные отклонения от поставленных целей и пути предупреждения сбоев в работе. В результате, анализ внешних и внутренних факторов как раз и позволяет создать программу и достигнуть поставленные цели во взаимосвязи с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Всю последовательность определения
потребности в объемах
На первом этапе задаются стратегические цели, реализуемые посредством программ.
На втором этапе оценивается потребность в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для реализации программ. Здесь же выявляется недостаток ресурсов и принимается решение о необходимости внесения изменений в программу.
На третьем этапе определяются потребность в финансировании. Если величина потребности в финансовых ресурсах больше заданной, то меняется содержание программы и, соответственно, их ресурсная база, что достигается за счет итераций в ходе финансового планирования: исходные показатели будут подвергаться изменению до тех пор, пока сумма необходимых затрат не совпадет с заданным объемом финансирования. Таким образом реализуется балансовый принцип составления финансового плана.
На практике увязка балансового и калькуляционного (ресурсного) методов планирования реализуется шахматным методом, где по горизонтали представлены виды затрат, а по вертикали - программы.
В настоящее время персонал некоммерческих организаций в России испытывает определенные трудности в разработке финансовых планов, что обусловлено рядом объективных причин. В первую очередь, это связано с тем, что механизм функционирования некоммерческих организаций несколько отличается от механизма функционирования многих других организаций, поскольку при составлении финансового плана необходимо учитывать ряд специфических особенностей. К ним относятся ограниченность финансовых ресурсов и следующее сочетание параметров: один источник финансирования - одна программа; много источников финансирования - одна программа; много источников финансирования - много программ; один источник финансирования - много программ.
В то же время слабость методического и программного обеспечения, используемого при планировании и контроле деятельности некоммерческой организации, не позволяет на сегодняшний день обеспечить должное взаимодействие исполнителей проектов и программ с меценатами и грантодателями. А поэтому предложенный алгоритм составления финансового плана некоммерческой организации может стать действенным инструментом в решении поставленных задач.
Все же, попытаемся выявить отличия организации финансов на предприятиях некоммерческих, каковыми, в данном случае выступают государственные образовательные учреждения от коммерческих предприятий.
Отличие первое.
Пункт 1 ст.48 ГК РФ требует, чтобы юридическое лицо обязательно имело самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица .
Смета, отражающая поступление
и расходование финансовых средств,
является, как правило, формой организации
имущественного обособления учреждений,
финансируемых за счет внешнего источника
и осуществляющих некоммерческую деятельность,
к каковым относятся
Отличие второе. Доходная часть государственного образовательного учреждения формируется из:
- нормативного бюджетного финансирования;
- доходов государственных
образовательных учреждений от
предпринимательской и иной
- доходов от аренды
площадей и ресурсов
Отличие третье. Расходная часть государственного образовательного учреждения состоит из:
- расходов на оплату
труда, выплату стипендий,
- расходов на оплату коммунальных услуг;
- расходов по текущему
и капитальному ремонту,
- выбора и финансирования
приоритетных направлений
Отличие четвертое. Несмотря
на определение некоммерческой организации,
как организации, для которой
извлечение прибыли - не является главной
целью, в условиях относительной
свободы использования
Отличие пятое. Органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
в соответствие со ст.31 п.1. Закона РФ
"О некоммерческих организациях",
создают государственные и
Отличие шестое. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:
- предоставление в соответствии
с законодательством льгот по
уплате налогов, таможенных и
иных сборов и платежей
- предоставление некоммерческим
организациям иных льгот, в
том числе полное или
- размещение среди