Фонд национального благосостояния
представляет собой часть средств федерального
бюджета, подлежащих обособленному учету
и управлению в целях обеспечения софинансирования
добровольных пенсионных накоплений граждан
Российской Федерации, а также обеспечения
сбалансированности (покрытия дефицита)
бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации. [3, С.255]
Фонд национального благосостояния
формируется за счет нефтегазовых доходов
федерального бюджета в объеме, превышающем
утвержденный на соответствующий финансовый
год объем нефтегазового трансферта, в
случае, если накопленный объем средств
Резервного фонда достигает (превышает)
его нормативную величину; доходов от
управления средствами Фонда национального
благосостояния.
Управление средствами Резервного фонда
и Фонда национального благосостояния
в целях обеспечения стабильного уровня
доходов от их размещения в долгосрочной
перспективе допускает возможность получения
отрицательных финансовых результатов
в краткосрочном периоде.
Под золотовалютными (международными)
резервами понимают официальные централизованные
запасы резервных ликвидных активов, которые
используются для международных экономических
расчетов, погашения внешнеторговых обязательств,
а также регулирования рыночных валютных
курсов национальных денежных единиц.
Данные виды активов находятся в распоряжении
центральных банков, правительственных
финансовых органов и международных валютно-кредитных
организаций. [4, С.23]
Современные золотовалютные
резервы (ЗВР) состоят из четырех компонентов,
одним из них является золотой запас. В
условиях существовавшей до начала 1970-х
годов Бреттонвудской системы, которая
была основана на золотовалютном (золотодолларовом)
стандарте, базовым элементом ЗВР служило
золото. Под золотым запасом понимается
централизованный резерв золота в слитках
и монетах, сосредоточенный в центральном
эмиссионном банке или казначействе страны.
Второй компонент ЗВР – запасы
иностранных свободно конвертируемых
валют (СКВ). Они представляют собой требования
государственных валютных органов к нерезидентам
в форме остатков, находящихся на текущих
счетах в иностранных банках, и краткосрочных
банковских депозитов, рыночных ликвидных
финансовых инструментов: казначейских
векселей, краткосрочных и долгосрочных
правительственных ценных бумаг, различных
не обращающихся на рынке долговых свидетельств,
которые являются результатом официальных
сделок данной страны с центральными банками
и правительственными учреждениями других
стран.
Третьим компонентом выступает
резервная позиция – доля страны в Международном
валютном фонде. Количественно она соответствует
той части вступительного взноса страны
в МВФ, которая выражена не в национальной
валюте, а в резервных активах, то есть
свободно конвертируемых валютах других
стран-членов. Если МВФ использует часть
внесенной национальной валюты страны-члена
для предоставления кредитов другим странам,
то ее резервная позиция соответственно
увеличивается. Поэтому она определяется
как превышение величины квоты страны-члена
над суммой находящегося в распоряжении
МВФ запаса ее национальной валюты. Страны-члены
могут получать валютные средства в МВФ
в пределах своей резервной позиции автоматически,
по первому требованию.
Наконец, четвертым компонентом
официальных международных резервов являются
принадлежащие странам специальные права
заимствования (СДР). СДР представляют
собой выпущенные МВФ и распределенные
между странами-членами пропорционально
их квотам международные кредитные резервные
и платежные средства. Они предназначены
для пополнения валютных резервов, урегулирования
сальдо платежных балансов, расчетов с
МВФ и соизмерения стоимости национальных
валют стран-членов МВФ. В настоящее время
механизм СДР играет весьма ограниченную
роль.
Размер золотовалютного запаса
является одним из важнейших макроэкономических
показателей развития экономики, а его
постоянный рост – показателем стабильности
не только экономики, но и других сфер
государства. [4, С.27]
Эффективное управление международными
резервами – одна из ключевых функций
Банка России, позволяющая обеспечивать
устойчивость рубля, гарантировать исполнение
международных финансовых обязательств
Российской Федерации и поддерживать
бесперебойное функционирование платежной
системы. Стремительный рост резервных
валютных активов, однако, позволяет говорить,
что в настоящее время понятие «эффективное
управление» приобретает принципиально
иной смысл: наряду с поддержанием ликвидности
золотовалютных резервов Банк России
также проводит деятельность, направленную
на повышение их доходности, т.е. фактически
выступает в роли инвестора, что привлекает
особое внимание к его операциям на зарубежных
финансовых рынках.
Таким образом, Резервный фонд
Российской Федерации является частью
средств федерального бюджета. Фонд призван
обеспечивать выполнение государством
своих расходных обязательств в случае
снижения поступлений нефтегазовых доходов
в федеральный бюджет. Резервный фонд
способствует стабильности экономического
развития страны, уменьшая инфляционное
давление и снижая зависимость национальной
экономики от колебаний поступлений от
экспорта невозобновляемых природных
ресурсов. Фонд национального благосостояния
призван стать частью устойчивого механизма
пенсионного обеспечения граждан РФ на
длительную перспективу. Нефтегазовые
доходы направляются в Фонд национального
благосостояния после наполнения Резервного
фонда до размера указанного выше. Другим
источником формирования Фонда национального
благосостояния являются доходы от управления
его средствами. Золотовалютные резервы
– это государственные запасы золота
и иностранной валюты, хранящиеся в центральном
банке страны или в его финансовых органах,
а также принадлежащие государству золото
и иностранная валюта в международных
валютно-кредитных организациях.
1.3. Нормативно-правовая
база, регулирующая финансовые резервы
государства
В настоящее время порядок управления
средствами Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния регламентируется ст.
96.11 Бюджетного кодекса РФ, которая отличается
нечеткостью, сложностью, неоднозначностью.
Согласно данной статье, управление
средствами этих фондов осуществляется
Министерством финансов РФ в порядке,
установленном Правительством РФ. При
этом отдельные полномочия по управлению
средствами Резервного фонда могут осуществляться
Центральным банком РФ, Фонда национального
благосостояния – Центральным банком
РФ и специализированными финансовыми
организациями в соответствии с договорами,
заключаемыми Министерством финансов
РФ в порядке, установленном Правительством
РФ. В случае привлечения специализированных
финансовых организаций для осуществления
отдельных полномочий по управлению средствами
Фонда национального благосостояния порядок
привлечения указанных организаций, а
также требования, предъявляемые к ним,
устанавливаются Правительством РФ.
Целями управления средствами
Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния являются обеспечение
сохранности средств указанных фондов
и стабильного уровня доходов от их размещения
в долгосрочной перспективе. Управление
средствами этих фондов в целях обеспечения
стабильного уровня доходов от размещения
в долгосрочной перспективе допускает
возможность получения отрицательных
результатов в краткосрочном периоде.
Кроме того, средства этих фондов учитываются
на отдельных счетах по учету средств
федерального бюджета, открытых Федеральному
казначейству в Центральном банке
РФ.
На сегодня в отношении рассматриваемых
фондов характерно отсутствие Концепции
их развития, законодательного урегулирования
на федеральном уровне основных вопросов
по их использованию, эффективному управлению
средствами.
Федеральным законом о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и
плановый период устанавливается нормативная
величина Резервного фонда в абсолютном
размере, определенном исходя из 7 процентов
прогнозируемого на соответствующий финансовый
год объема валового внутреннего продукта,
указанного в федеральном законе о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и
плановый период.
С 1 января 2013г. вступило в силу новое
бюджетное правило использования нефтегазовых
доходов, формирования и использования
средств Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния.
Так, после достижения нормативной величины
Резервного фонда в размере 7% от ВВП дополнительные нефтегазовые
доходы могут направляться в Фонд национального
благосостояния и на финансирование инфраструктурных
и других проектов (но не более 50% дополнительных
нефтегазовых доходов).
Объем расходов бюджета на очередной
финансовый год, согласно бюджетному правилу, будет
определяться как расчетная сумма планируемых
доходов бюджета без учета дополнительных
нефтегазовых доходов и расчетного дефицита
бюджета, который не должен превышать
1% от ВВП. Кроме того, предусмотрены исключения
из правила на 2013-2014гг., когда корректироваться
могут только условно распределенные
расходы.
Комментируя принятие нового бюджетного
правила, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев ранее
отмечал, что правительство исходит из
необходимости сохранения макроэкономической
стабильности, снижения зависимости страны
от нефтегазовых доходов и эффективного
распределения средств. «Логика его (бюджетного
правила) в том, чтобы социальные расходы,
финансирование долгосрочных инвестпрограмм не были
привязаны к текущей цене на нефть, а наши
резервы были достаточны для выполнения
всех обязательств», - отметил он.
Федеральный закон принят Госдумой 14
декабря 2012г. и одобрен Советом Федерации
19 декабря 2012г.
Нормативно-правовая
база по вопросам управления золотовалютными
резервами требует доработки и совершенствования.
Не определены нормы, характеризующие
виды банковских операций с государственными
ценными бумагами, которые можно проводить
в рамках управления золотовалютными
резервами. В результате, Банк
России, в соответствии с принятыми внутренними
документами, приобретает и продает на
открытом рынке облигации негосударственных
контрагентов.
В законе о Банке России
не конкретизированы функции и не определены
полномочия органов управления ЦБ по управлению
золотовалютными резервами. На Банк России
законодательно не возложена функция
осуществления хранения золотовалютных
резервов страны и обеспечения их физической
сохранности. Не предусмотрен порядок
использования доходов от управления
золотовалютными резервами.
Таким образом,
эффективное функционирование резервных
фондов невозможно без надлежащего нормативно
- правового регулирования отношений,
связанных с правовым режимом фондов и
средств, выделяемых из подобных фондов.
2. Анализ динамики
и современные проблемы формирования
финансовых резервов РФ
2.1. Оценка формирования
резервного фонда РФ и фонда национального
благосостояния
Максимальный размер Резервного фонда
закреплен на уровне 10% прогнозируемого
на соответствующий финансовый год объема
валового внутреннего продукта Российской
Федерации. С июля 2012 г. нормативная величина
Резервного фонда была снижена с 10 до 7%
от ВВП. [21]
Резервный фонд Российской Федерации
формируется за счет:
- нефтегазовых доходов федерального
бюджета в объёме, превышающем
утверждённую на соответствующий
финансовый год величину нефтегазового
трансферта при условии, что накопленный
объём Резервного фонда не
превышает его нормативной величины;
- доходов от управления средствами
Резервного фонда.
Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы
учитываются отдельно от других доходов
федерального бюджета.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета
формируются за счет:
- налога на добычу полезных
ископаемых в виде углеводородного
сырья (нефть, газ горючий природный
из всех видов месторождений
углеводородного сырья, газовый
конденсат из всех видов месторождений
углеводородного сырья);
- вывозных таможенных пошлин
на нефть сырую;
- вывозных таможенных пошлин
на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин
на товары, выработанные из нефти.
Величина нефтегазового трансферта утверждается
федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год и плановый
период.
Объем нефтегазового трансферта установлен
в процентах от прогнозируемого на соответствующий
год объема валового внутреннего продукта:
в 2008 году - 6,1 %; в 2009 году - 5,5 %; в 2010 году
- 4,5 %; начиная с 2011 года и далее – 3,7 %.
После формирования нефтегазового
трансферта в полном объеме нефтегазовые
доходы поступают в Резервный фонд. После
наполнения Резервного фонда до указанного
размера нефтегазовые доходы направляются
в Фонд национального благосостояния
России.
Другим источником формирования Резервного
фонда являются доходы от управления его
средствами.
Средства нефтегазовых доходов федерального
бюджета, Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния учитываются на отдельных
счетах по учету средств федерального
бюджета, открытых Федеральным казначейством
в Центральном банке Российской Федерации.
Расчеты и перечисления средств в связи
с формированием и использованием нефтегазовых
доходов федерального бюджета, нефтегазового
трансферта, средств Резервного фонда
и Фонда национального благосостояния
осуществляются Министерством финансов
Российской Федерации в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.