Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 21:08, курсовая работа
Цель работы – изучить финансовые резервы, их динамику и проблемы развития в современной России. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты и сущность финансовых резервов государства;
- проанализировать динамику и современные проблемы формирования финансовых резервов РФ;
- выявить основные проблемы формирования финансовых резервов РФ и пути их решения.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты финансовых резервов государства……………5
1.1. Экономическая сущность финансовых резервов …………………….5
1.2. Виды финансовых резервов государства……………………………..8
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая финансовые резервы государства…………………………………..13
2. Анализ динамики и современные проблемы формирования финансовых резервов РФ………17
2.1. Оценка формирования резервного фонда РФ и фонда национального благосостояния…………17
2.2. Анализ формирования международных резервов РФ ………………25
2.3. Проблемы формирования финансовых резервов РФ и пути их решения ….31
Выводы и предложения…………………………………………………….39
Список использованной литературы………………………………………42
Вторым способом увеличения объема Резервного фонда является эффективное инвестирование. Сегодня Россия предпочитает вкладывать средства Резервного фонда в облигации (долговые бумаги с фиксированным, но невысоким доходом), тогда как та же Норвегия после кризиса сделала стратегический выбор в пользу акций. Сегодня доходность Резервного фонда довольно низкая и многие эксперты предлагают расширять линейку активов, в которые вкладываются средства Резервного фонда, за счет более доходных и рискованных. Однако глава Минфина РФ Антон Силуанов заявил, что рисковые инструменты в условиях «мировой турбулентности» включать очень опасно и Министерство финансов на такой риск не пойдет.
C одной стороны Резервный фонд существует для того, чтобы гарантировать стабильность финансирования расходов бюджета, и если вкладывать средства Резервного фонда в рисковые активы, то их можно потерять. Поэтому вложение средств Резервного фонда в более рискованные активы не совсем оправдано. Однако сейчас более эффективно страховаться от будущих кризисных проявлений, развивая реальный сектор, инвестировать деньги в собственное производство товаров.
С другой стороны – принятие решения вкладывать накопленные резервы в рыночные инструменты было бы правильным. Неспокойное время на фондовых рынках – это лишь временное состояние, причем оно является естественной фазой развития фондового рынка. Более важным является то, что происходит на рынках в долгосрочной перспективе: если посмотреть на рынок более глобально, то станет ясно, что долгосрочный растущий тренд сохраняется.
Таким образом, можно констатировать, что инвестиционная стратегия управления ресурсами Резервного фонда полностью себя оправдала в период мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., при этом в настоящий момент необходимо разработать более агрессивную стратегию управления фондом, в соответствии с которой доходность по вложениям была бы выше.
Однако, для того, чтобы инвестиции российского фонда были приняты за рубежом сначала, необходимо устранить риски, связанные с непрозрачностью фонда. Особое внимание к себе суверенные инвестиционные фонды привлекают секретностью операций. Европейские страны, а также США опасаются, что стратегические инвестиции суверенных фондов могут быть использованы для достижения политических целей правительствами арабских стран, Китая и России. Потому в развитых странах все чаще слышны голоса в поддержку протекционистских мер, которые бы ограничили деятельность таких фондов. Конечно, некоторые фонды, например в Норвегии, Малайзии, Сингапуре, являются весьма прозрачными – они регулярно публикуют информацию о размере активов, норме прибыли и составе инвестиционного портфеля. Многие компании рассматривают эти фонды в качестве надежных инвесторов. Однако российский Резервный фонд к таким не относится. Согласно Федеральному закону от 30.09. 2010 №245-ФЗ Министерство финансов не публикует информацию о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также о зачислении средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Поэтому российские инвестиции попросту могут быть не допущены к западным рынкам. Для того чтобы повысить прозрачность суверенного фонда благосостояния РФ необходимо разработать релевантную форму отчетности и транспарантную структуру управления фондом, это в свою очередь позволит устранить риски, связанные с недоверием запада.
Поэтому предлагается совершенствовать существующие механизмы функционирования Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния в следующих направлениях:
- доступность базовой информации о фондах;
- публикация результатов ежегодного аудита независимыми аудиторскими организациями;
- доступность информации о приобретениях фонда, о географическом распределении активов и о финансовых результатах фонда;
- открытость структуры управления фондом;
- доступность информации об инвестиционных намерениях фондов.
Стоит сказать и о рекомендуемых мерах по совершенствованию инвестиционной стратегии Резервного фонда. На первом плане инвестиционной стратегии стоит задача максимизации доходности инвестируемых средств в долгосрочной перспективе. Поэтому поддержание умеренного уровня риска и широкая диверсификация вложений в различные классы активов являются необходимыми условиями ее достижения.
Как уже отмечалось, в основном средства российского фонда инвестируются в низкорисковые активы, такие как долговые обязательства правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США. По многочисленным оценкам независимых экспертов эффективность управления средствами Резервного фонда России находится на крайне низком уровне. Так, к примеру, за 2006-2008 гг. потери денежных средств фонда составили около 133 млрд. рублей, что соизмеримо с объемом годового финансирования системы образования.
Приводимый некоторыми экономистами аргумент о необходимости вложения средств Резервного фонда РФ в зарубежные активы для снижения инфляции, критикуется оппозиционными экономистами по следующим основаниям:
- для снижения инфляции в первую очередь необходимо развитие конкуренции, в то время как текущая государственная политика ведет к увеличению роли государства и не способствует снижению монополизации;
- ставки по вложениям в государственные облигации других стран в первую очередь в США, существенно ниже ставок, кредитов, привлекаемых государственными компаниями (Газпром, Роснефть и др.), таким образом, объем денег в экономике России не уменьшается, при
этом увеличивается объем процентных расходов.
Таким образом, видно, что инвестиционная стратегия российского правительства в отношении Резервного фонда является достаточно консервативной. Она предполагает вложения, в основном, за пределами страны в высоколиквидные активы, имеющие соответственно низкий уровень доходности. Поэтому для повышения доходности средств Резервного фонда рекомендуется рассмотреть следующие предложения:
1) По географическому сегменту: необходимо рассмотреть рынки развивающихся стран, а именно стран Азии. На данный момент 100% инвестиций фонда уходит в страны запада. Рекомендуется для начала 5% инвестировать в Азию. Как показывает опыт, инвестиции в рынки Азии обеспечивают достаточно высокую и стабильную доходность. По оценкам фондовых менеджеров JPMorgan Asset Management, китайская и индийская экономики продолжат развиваться довольно быстрыми темпами, даже, несмотря на существенное замедление экономик остальных стран Азии.
2) В разрезе сегментов рынка
необходимо инвестировать в
3) В качестве инструментов
4) Рекомендуется снизить
Резервный фонд Российской Федерации формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины, и доходов от управления средствами Резервного фонда. Предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Совокупный объем Резервного фонда РФ, по данным на 1 марта 2013 г., составил 2 трлн. 592,89 млрд. руб., Фонда национального благосостояния (ФНБ) – 2 трлн. 682,58 млрд. руб., говорится в материалах Министерства финансов РФ.
Основная цель создания Резервного фонда состояла в том, чтобы гарантировать среднесрочную бюджетную стабильность в случае резкого снижения цен на энергоносители. Глава Министерства экономического развития (МЭР) РФ Андрей Белоусов предложил уменьшить нормативную величину Резервного фонда РФ с 7 до 5% от ВВП, а высвободившиеся средства направить на финансирование структурных проектов.
Информация о работе Финансовые резервы, их динамика и проблемы развития в современной России