Финансовые результаты деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 02:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение порядка анализа формирования и распределения прибыли.
Исходя из поставленной цели, в работе был выделен ряд задач:
Рассмотреть теоретические основы формирования финансовых результатов и распределения прибыли.
Провести анализ формирования и распределения прибыли на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ РОЛЬ В ОЦЕНКЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
2. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 8
2.1. Модель формирования и распределения финансовых результатов предприятия 8
2.2. Определение прибыли, ее состав и структура 13
2.3. Распределение прибыли и оценка эффективности ее использования 16
3. РАСЧЕТ ПРИБЫЛИ, ОСТАЮЩЕЙСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы и кредит.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

 

В ходе расчета  представленной таблицы было выявлено, что основную долю в полной себестоимости составляют производственные расходы, данное соотношение обусловлено спецификой деятельности организации. В 2010 году управленческие и коммерческие расходы составили 39,75 %, а в 2011 году их доля снизилась и составила 37,92 %. В свою очередь в структуре управленческих и коммерческих расходов основную часть занимают расходы на материалы и оплату труда.

Анализ по статьям  затрат не всегда правильно показывает отклонение себестоимости от плана, для этого необходимо провести анализ комплексных расходов, данные представлены в табл. 6.    

Таблица 6

Анализ комплексных  расходов ОАО «УренгойГазТорг» в 2011 году

Расходы

2011 год

Отклонение

План

План, пересчитанный  на % выполнение плана 

Факт

от плана

от  скорректи-рованного  плана

Условно переменные расходы

21518

21732

22583

1064

850

Условно постоянные расходы

4099

4140

4269

171

130

Итого

25617

25872

26852

1235

980


 

Имеющийся перерасход в сумме 1235  тыс. руб. представляет собой сумму, сложившуюся под  влиянием двух факторов.

Рост объема производства привел к росту переменных расходов, в результате чего произошел  перерасход на сумму 1064 тыс. руб., нарушения  сметы по постоянным затратам  увеличило сумму на 171 тыс. руб.

План по полной себестоимости, пересчитанный на фактическое  выполнение плана по реализации продукции, фактически превышен на 3,8%. Перерасход рассматривается как неиспользованные резервы снижения себестоимости.

Финансовые  результаты от прочей реализации могут  быть получены от операций, связанных  с движением имущества предприятия (основных средств, запасов, товарно-материальных ценностей и дебиторской задолженности).

К ним относятся: поступления и расходы, связанные с реализацией основных средств, иного имущества и дебиторской задолженности, списание основных средств с баланса по причине морального износа; сдача имущества в аренду; поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций или связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

Доходы и  расходы по этим операциям показываются в отчете о прибылях и убытках развернуто по статьям «Прочие доходы» и «Прочие расходы».

При проведении анализа фактические суммы операционных доходов и расходов за отчетный период сравнивают с плановыми показателями и данными за прошлый период, используя материалы финансового плана и форму № 2, а также данные аналитического учета к счету 91 «Прочие доходы и расходы».

При получении  убытков от прочей реализации в каждом конкретном случае следует установить причины образования этих убытков.

Так, например, причинами образования убытков  от реализации имущества являются, как правило, снижение качества и  потребительских свойств вследствие длительного и небрежного его  хранения.

Информация  о распределении прибыли содержится в финансовом плане, и в форме «Отчет об изменении капитала».

 

3. РАСЧЕТ ПРИБЫЛИ,  ОСТАЮЩЕЙСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ  И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.

Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:

- изменение объема  продажи продукции. Увеличение  объема продаж рентабельной продукции  приводит к увеличению прибыли  и улучшению финансового состояния  предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

- изменение структуры  ассортимента реализованной продукции.  Увеличение доли более рентабельных  видов продукции в общем объеме  реализации приводит к увеличению  суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

- изменение себестоимости  продукции. Снижение себестоимости  приводит к росту прибыли, и  наоборот, ее рост влияет на  снижение прибыли. Такая зависимость  существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

- изменение цены реализации  продукции. При увеличении уровня  цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют  оценить резервы повышения эффективности  производства и принять обоснованные управленческие решения.

Оценка вышеперечисленных  факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем  анализе в качестве источника  информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках».

Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг  можно провести на основе следующих  данных (табл. 7).

Таблица 7

Исходные данные для  факторного анализа прибыли от продаж

Показатели

2010 г.

2011 г.

Изменение, тыс.руб.

Изменение, %

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС), тыс. руб.

36123

93188

57065

157,97

Себестоимость продукции, работ, услуг, тыс. руб.

25137

56853

31716

126,17

Коммерческие расходы

4988

12856

7868

157,74

Управленческие расходы

5004

9286

4282

85,57

Прибыль от продажи

10986

36335

25349

230,74

Индекс изменения цен

1

1,15

+0,15

+15

Объем реализации в сопоставимых ценах

36123

81033

+44910

+124,33


 

Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму.

Для определения влияния  объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж. Основная методическая сложность определения данного фактора связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Чтобы привести объем  продаж отчетного периода к сопоставимому  виду, необходимо знать индекс изменения  цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

В нашем примере объем  реализации за отчетный период в ценах  базисного периода составил 81033 тыс. руб. (93188/1,15). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 224,32% (81033/36123*100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 124,32%.

За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг выросла:

10986 * 1,2432 = 13657,7952 тыс. руб.

Влияние структуры ассортимента реализованной продукции на прибыль  определяется сопоставлением прибыли  отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного  периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен  базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

- выручка от продажи  отчетного периода в ценах  базисного периода 81033

- фактически реализованная  продукция, рассчитанная по базисной  себестоимости (25137*2,2432) = 56387,32;

- коммерческие расходы  базисного периода 4988;

- управленческие расходы  базисного периода 5004;

- прибыль отчетного  периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (81033–56387,32–4988–5004) = 14653,68

Таким образом, влияние  сдвигов в структуре продаж на величину прибыли от продаж равно:

14653,68– (10986**2,2432) = -9990,1152 тыс. руб.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

Влияние изменения себестоимости  реализованной продукции на прибыль  можно определить, сопоставляя себестоимость  реализации продукции отчетного  периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

56853 – (25137*2,2432)= 465,6816 тыс.  руб.

Себестоимость реализованной  продукции увеличилась, прибыль  от продажи продукции также выросла.

Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет роста размера коммерческих расходов прибыль снизилась на 7868 тыс. руб. (12856– 4988), а за счет роста управленческих расходов – на 4282 тыс. руб. (9286 – 5004).

Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:

93188 – 81033 = 12155 тыс. руб.

Общее влияние всех перечисленных факторов равно:

- изменение объема  продаж +13657,7952;

- изменение себестоимости  -465,6816;

- изменение цен реализации +12155.

- общее изменение + 25349.

Значительное удорожание себестоимости реализованной продукции  произошло в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня цен на реализованную продукцию, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости продукции.

Резервы роста прибыли - это количественно измеримые  возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и  функциональный.

На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут  контроль  за  их  выполнением.

При подсчете резервов роста  прибыли за счет возможного роста объема реализации используются  результаты анализа выпуска  и  реализации  продукции.

Сумма резерва роста  прибыли за счет увеличения объема продукции  рассчитывается  по  формуле 3.1.

 

                                                                (3.1),

где:

- резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции;

Пi -плановая сумма прибыли  на единицу  i-й продукции;

РПk -количество дополнительно реализованной продукции в натуральных  единицах  измерения.

 

Если прибыль рассчитана на рубль товарной продукции, сумма  резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется  по  формуле 3.2.

Информация о работе Финансовые результаты деятельности предприятия