Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 17:57, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является финансовый анализ затрат организации.
Цель данной работы – изучить основы финансового анализа, приобретение навыков проведения финансовой оценки и анализа основных показателей снижения затрат организации.
Используемые методы исследования: простой, нормативный, позаказный, попередельный, вертикальный, горизонтальный, позаказный, метод учета полных затрат, метод учета затрат по ограниченной себестоимости.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….......3
ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ЗАТРАТ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………………………………………6
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА ЗАТРАТ ОРГАНИЗАЦИИ …………………………………………………………………...13
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В АСПЕКТЕ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ……….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...32
В условиях ограниченности ресурсов, когда организация не может постоянно увеличивать производственную базу, и с развитием конкуренции, когда компании не могут бесконечно поднимать цены, вопрос «Что лучше: меньше тратить или больше зарабатывать?» однозначно решается в пользу оптимизации затрат и поиска резервов их снижения.
Однако снижение затрат не панацея. Нередко неоправданное снижение приводит к обратным результатам. Так, в ряде компаний, работающих в сфере услуг, где установлена сдельная система оплаты труда сотрудников, поставленная в зависимость от процента выполненного объема (ателье, спортклубы, салоны красоты), можно столкнуться со следующей ситуацией. Руководство решает снижать затраты, начав с уменьшения процентов от выручки, выплачиваемых сотрудникам. В скором времени большинство сотрудников находят выход: клиенты платят мастерам «в карман». Результатом становится снижение общих объемов выручки и, как следствие, сокращение прибыли. К сожалению, в сфере услуг такие ситуации очень распространены. В производственных отраслях подобные эксперименты оборачиваются уходом специалистов, появлением «откатов», хищениями.
Затраты – стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах [7].
Для того чтобы эффективно управлять затратами, руководителю компании важно понимать, какие виды затрат существуют и от чего они зависят.
В положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» предусмотрено, что при формировании расходов по обычным видам деятельности может быть обеспечена их систематизация по следующим элементам:
Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня организации, о росте производительности труда. Удельный вес заработной платы сокращается и в том случаи, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.
Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
Основные статьи калькуляции:
Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затраты – это затраты, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции, работы, услуги. К ним относятся затраты на сырье и материалы, заработную плату основных производственных рабочих. Косвенные затраты – это затраты, которые не имеют прямой связи с конкретным видом продукции. К ним относятся затраты на управление и обслуживание оранизации в целом и его подразделений (если внутри подразделений производится несколько видов продукции).
С развитием технологий, усложнением организационных структур организации, совершенствованием организации управления доля прямых затрат снижается, поэтому приоритетными направлениями учета и управления затратами становятся вопросы правильного отнесения затрат на себестоимость.
Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.
Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: анализ общей суммы затрат на производство продукции; анализ затрат на рубль произведенной продукции; анализ себестоимости отдельных видов продукции; анализ прямых материальных затрат; анализ прямых трудовых затрат.
Особенности конкретной аналитической деятельности предопределяют специфику методов ее осуществления. Под методом анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.
Под методикой в широком смысле обычно понимается совокупность способов и правил целесообразного выполнения какой-либо работы. В анализе хозяйственной деятельности методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования деятельности муниципального образования, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Различают общую и частные методики. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов анализа во всех отраслях экономики. Частные методики конкретизируют общую, в зависимости от отрасли экономики, типа производства или объекта исследования.
Любая методика анализа содержит такие моменты, как:
- цели и задачи анализа;
- объекты анализа;
- системы показателей, с
помощью которых будет
- описание способов исследования изучаемых объектов;
- источники данных для анализа;
- указания по организации анализа;
- указания по оформлению результатов анализа;
- потребители результатов анализа.
По мнению Г.В. Савицкой: «Объектами анализа являются:
Анализ общей суммы затрат на производство продукции. Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат.
Общая сумма затрат может измениться из-за:
Зобщ=∑( VВПобщ × Удi × bi) + А,
где Зобщ – общая сумма затра;
VВПобщ – объем выпуска продукции в целом и по предприятию;
Удi – структура продукции;
bi – уровень переменных затрат на единицу продукции;
А – суммы постоянных
расходов на весь выпуск
В свою очередь себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изучения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией.
В целях более объективной оценки деятельности организации и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора. Для этого фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции нужно умножить на изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов и результаты сложить:
где ∆Цi – изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов;
Piф – фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции [15, c. 353].
Анализ затрат на рубль произведенной продукции – важный обобщающий показатель себестоимости продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.
Затраты на рубль продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции. Стоимость произведенной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.
Факторная модель удельных затрат на рубль продукции выглядит следующим образом:
УЗ = = , (2.3)
где УЗ – удельные затраты;
VВПобщ – объем выпуска продукции в целом и по предприятию;
Удi – структура продукции;
Цi – изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов;
bi – уровень переменных затрат на единицу продукции;
А – суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции [15, c.354].
Анализ себестоимости отдельных видов продукции. Для более глубокого изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:
где Сi – себестоимость единицы i-го вида продукции;
– сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;
bi – сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции;
– объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах [15, c. 357].
Анализ прямых материальных затрат. Как правило, наибольший удельный вес в себестоимости промышленной продукции занимают затраты на сырье и материалы. Общая сумма затрат по этой статье зависит от объема производства продукции, ее структуры и изменения удельных материальных затрат на отдельные изделия. Последнее, в свою очередь, зависит от количества расходованных материалов на единицу продукции и средней цены единицы материалом.
Взаимосвязь данных факторов с общей суммой прямых материальных затрат можно представить следующим образом:
МЗобщ = ∑( VВПобщ × Удi × УРi × Цi),
где МЗобщ – материальные затраты;
VВПобщ – объем выпуска продукции в целом и по организации;
Удi – структура продукции;
УРi - количество расходованных материалов на единицу продукции;
Цi – изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов [15, с. 362].
Сумму материальных затрат на выпуск отдельных изделий можно рассчитать:
МЗi = ∑VВПобщ × УРi × Цi,
где МЗi – сумма материальных затрат на выпуск отдельных изделий;
УРi – количество расходованных материалов на единицу продукции;
VВПобщ – объем выпуска продукции в целом и по организации;
Цi – изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов [15, c. 363].
Если анализировать себестоимость не всего выпуска, а единицы продукции, то расчет влияния факторов на изменение суммы материальных затрат производится:
где УМЗi – удельные материальные затраты на отдельные изделия;
УРi - количество расходованных материалов на единицу продукции;
Цi – изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов [15, c. 364].
Информация о работе Финансовый анализ и его возможности в сфере оптимизации затрат организации