Финансовый план как составная часть бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение процесса оперативного финансового планирования на предприятии.
Задачами:
- изучить основы и задачи оперативного финансового планирования;
- определить методы и виды оперативного планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1 Финансовый план как составная часть бизнес-плана 5
1.2 Методы оперативного планирования 11
ГЛАВА 2. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ 21
2.1 Классификация планирования по направлениям 21
2.2 Виды финансовых планов и их использование 23
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА 35
3.1 Содержание, задачи и системы оперативного планирования
производства 35
3.2 Разработка оперативных планов производства 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Вложенные файлы: 1 файл

оперативное финансовое планирование.docx

— 180.24 Кб (Скачать файл)

Балансовый  план отражает результаты прогнозирования  состава активов и структуры  используемых финансовых средств предприятия конец планового периода.

Целью разработки балансового плана является определение  необходимого прироста отдельных видов  активов с обеспечением их ней  сбалансированности, а также формирование оптимальной капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде.

При разработке балансового плана используется укрупненная схема статей баланса  предприятия, отражающая требования его  построения применительно к специфике  конкретной организационно-правовой формы  деятельности (общества с ограниченной ответственностью; акционерного общества и т.п.).

Оперативное планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению  основных направлений хозяйственной  деятельности предприятия. Главной  формой такого планового оперативного задания является бюджет.

Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый  обычно в рамках, одного года (как  правило, в рамках предстоящего квартала или месяца), отражающий расходы  и поступления финансовых среде  в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности.

Он детализирует показатели текущих финансовых планов и является главным плановым документом, доводимым до „центров ответственности" всех типов.

Разработка  плановых бюджетов на предприятии характеризуется  термином "бюджетирование" и направлена на решение двух основных задач:

а) определение  объема и состава расходов, связанных  деятельностью отдельных структурных  единиц и подразделений предприятия;

б) обеспечение  покрытия этих расходов финансовыми  ресурсами из различных источников.

Процесс бюджетирования носит непрерывный или скользящ характер. Исходя из плановых финансовых показателей, установленных на год  в процессе текущего оперативного планирования, заранее (до наступления планового  периода) разрабатывается система  квартальных бюджетов (на предстоящий  квартал), а в рамках квартальных  бюджетов - система месячных бюджетов (на каждый предстоящий месяц). Процесс  такого скользящего бюджетирования гарантирования непрерывность функционирования системы оперативного планирования финансовой деятельности предприятия, закладывает прочную основу для осуществления постоянного контроля результатов этой деятельности.

Процесс бюджетирования в компании происходит следующим  образом:

1. Анализ  документооборота и методик планирования  на предприятии.

Описание  существующей методики оперативного планирования (составления операционных планов и итоговых бюджетов), определение периода планирования, применяемого на предприятии.

Анализ соответствия методики планирования (составления операционных планов и итоговых бюджетов) и методики формирования управленческой отчетности по фактическому исполнению планов и бюджетов.

Описание  методики планирования доходов и  расходов предприятия, движения денежных средств.

2. Построение  финансовой структуры предприятия.

Анализ организационной  структуры предприятия (тип оргструктуры, правовой статус подразделений).

Анализ хозяйственной  деятельности предприятия (формирование перечня видов деятельности, сопровождающих их бизнес-процессов, а также их распределение между структурными подразделениями).

Формирование  финансовой структуры (распределение подразделений предприятия по центрам финансовой ответственности).

Разработка  Положения о финансовой структуре.

3. Разработка  концепции бюджетирования.

Определение целей и задач бюджетирования на предприятии.

Описание  набора показателей, необходимых для  формирования бюджетов (набор статей доходов и расходов, источников денежных средств и направлений их использования).

Определение набора операционных и дополнительных (вспомогательных) планов предприятия.

Определение последовательности формирования операционных планов.

Определение уровней бюджетного процесса (степени вложенности операционных планов) по подразделениям предприятия.

Распределение операционных планов по центрам финансовой ответственности и определение  методики их формирования.

4. Разработка  методики бюджетирования.

Создание  форм плановых документов.

Создание  методик формирования операционных бюджетов по центрам финансовой ответственности.

Создание  методики формирования итоговых бюджетов предприятия на основе операционных планов центров финансовой ответственности.

Описание  порядка консолидации операционных планов центров финансовой ответственности в бюджеты предприятия.

Разработка  Положения о бюджетировании.

5. Разработка  методики оценки исполнения бюджетов:

Формирование  перечня основных экономических  показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия и позволяющих  провести анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.

Определение аналитических разрезов бухгалтерского и управленческого учета необходимых  для эффективного контроля за исполнением бюджетов.

Разработка  форм управленческой отчетности, необходимой  для оценки исполнения бюджетов.

6. Разработка  последовательности составления  бюджетов.

Определение последовательности и сроков составления  бюджета предприятия.

Распределение функциональных обязанностей между  исполнителями.

Разработка  Регламента процесса бюджетирования.

7. Обучение  персонала: организация семинаров  для руководителей подразделений  по методике бюджетирования.

Результатами  процесса бюджетирования являются следующие  документы:

1) Приказ  о введении системы бюджетирования.

2) Положение  о бюджетировании.

3) Положение  о финансовой структуре.

4) Регламент  процесса бюджетирования.

Применяемые в процессе оперативного планирования бюджеты классифицируются по ряду признаков (рисунок 2).

С точки зрения последовательности подготовки документов для составления  основного бюджета в компании выделяют две составных части  бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

- подготовка операционных бюджетов;

- подготовка финансовых бюджетов.

 

Рисунок 2. Классификация основных видов бюджетов, разрабатываемых на предприятии в процессе оперативного планирования.

Перечень операционных бюджетов, как  правило, исчерпывается следующим  списком: бюджета продаж; бюджета производства; бюджета производственных запасов; бюджета прямых затрат на материалы; бюджета производственных накладных расходов; бюджета прямых затрат на оплату труда; бюджета коммерческих расходов; бюджета управленческих расходов; прогнозного отчета о прибыли.

К числу финансовых бюджетов относятся: бюджет доходов и расходов; бюджет денежных средств; прогнозный баланс (приложение 1,2).

Дополнительным является инвестиционный бюджет, который является отражение  долгосрочной финансовой и инвестиционной стратегии предприятия.

По сферам деятельности предприятия выделяются бюджетов по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Эти бюджеты разрабатываются в порядке детализации соответствуют текущих финансовых планов по предприятию в целом на предстоящий квартал или месяц.

Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.

Бюджет по инвестиционной деятельности направлен  на соответствующую детализацию  показателей текущего плана доходов  и расходов этой деятельности.

Бюджет по финансовой деятельности призван соответствующим  образом детализировать показатели текущего плана поступления расходования денежных средств.

По видам  затрат плановые бюджеты подразделяются на текущий и капитальный.

Текущий бюджет конкретизирует план доходов и расходов предприятия, доводимый до центров  доходов, затрат и прибыли. Он состоит из двух разделов:

1) текущие  расходы;

2) доходы  от текущей хозяйственной деятельности. Текущие расходы представляют  собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности. Доходы от текущей хозяйственной деятельно формируются в основном за счет реализации продукции - товаров или услуг.

Капитальный бюджет представляет собой форму доведения конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на этапе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.п.

Он состоит  из двух разделов:

1) капитальные  затраты (затраты на приобретение внеоборотных активов);

2) источники  поступления средств (инвестиционных ресурсов).

По широте номенклатуры затрат разделяют бюджеты  функциональный и комплексный.

Функциональный  бюджет разрабатывается по одной (или  двум статьям затрат - например бюджет оплаты труда персонала, бюджет рекламных  мероприятий и т.п.

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой  номенклатуре туре затрат - например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.

По методам  разработки различают стабильный и  гибкий бюджеты.

Стабильный  бюджет не изменяется от изменения  объемов деятельности предприятия - например, бюджет расходов по обеспечению  охраны предприятия.

Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых  текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых сумма  в виде норматива расходов, „привязанных" к соответствующим объемным показателям  деятельности. По реальным инвестиционным проектам таким показателем может  быть объем строительно-монтажных  работ. По операционной деятельности аналогичным показателем может выступать объем выпуска или реализации продукции.

Особой формой бюджета выступает платежный  календарь, разрабатываемый по отдельным видам движения денежных средств налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.) и по предприятию в целом (в этом случае он детализирует текущий финансовый план поступления и расходования денежных средств) (приложение 3).

Использование рассмотренных систем и методов  оперативного планирования позволяет  повысить эффективность финансовой деятельности предприятия, обеспечить ее целенаправленность.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА   

                                                                                                                                     

3.1 Содержание, задачи и системы оперативного планирования производства

Оперативное планирование представляет собой осуществление  текущей деятельности планово-экономических  служб в течение короткого  периода, например, разработка годовой  производственной программы, составление  квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов и т.п.

Оперативное планирование производства является завершающим  звеном плановой работы на предприятии - продолжением и конкретизацией заданий техпромфинплана. Оно заключается в разработке на основе годовых планов конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени как для предприятия в целом, так и для его подразделений и в оперативном регулировании хода производства по данным оперативного учета и контроля. Особенностью этого вида планирования является сочетание разработки плановых заданий с организацией их выполнения.

Задачей оперативно-производственного  планирования является организация  равномерной, ритмичной взаимосогласованной  работы всех производственных подразделений  предприятия для обеспечения  своевременного выполнения государственного планового задания при экономном  расходовании ресурсов, и высоком  качестве продукции, т.е. достижение наилучших конечных результатов производства.

Оперативное планирование складывается из календарного планирования и диспетчирования (оперативного регулирования).

В объем работ  по оперативному планированию входит:

- разработка прогрессивных календарно-плановых нормативов движения производства;

- составление оперативных планов и графиков для цехов, участков, бригад и рабочих мест и их доведение до непосредственных исполнителей;

Информация о работе Финансовый план как составная часть бизнес-плана