Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:39, реферат
Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Финансы предприятия…………………………………………………………4
1.1. Сущность и функции финансов……………………………………4
1.2. Государственные финансы…………………………………………6
2. Финансовый механизм предприятия………………………………………….7
3. Финансы в общественном воспроизводстве………………………………...11
4. Управление финансами……………………………………………………….15
5. Финансовый контроль………………………………………………………...17
6. Финансовая система…………………………………………………………..20
6.1. Структура финансовой системы и ее звенья…………………….20
6.2. Органы управления финансовой системой………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25
Внутри предприятия финансовые отношения складываются между аппаратом управления и структурными подразделениями предприятия, между его подразделениями, между администрацией и работниками, а в акционерных обществах - и с советом директоров (наблюдательным советом).
Формы и методы реализации этих отношений
направлены на: установление и соблюдение
порядка доведения заданий
Финансовые отношения между структурными подразделениями нацелены на обеспечение своевременного, качественного и эффективного выполнения заданий по внутрипроизводственной кооперации и предусматривают усиление финансового воздействия в этом направлении. Отношения предприятия с финансово-кредитной системой включают, прежде всего, отношения с бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами. Они связаны с уплатой установленных налогов и платежей, а также с условиями получения бюджетных средств, а в части бюджетных средств, получаемых на возвратной основе, - и с условиями их возврата.
Финансовые отношения
Отношения предприятия с банками
касаются вопросов организации и
осуществления безналичных
Основной темой для науки о финансах служит определенная система экономических взаимоотношений, соединенных с развитием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих единиц) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы - это неразделимая звено денежных взаимоотношений, но не любые денежные взаимоотношения можно относить к финансовым.
Финансы отличаются от денег, как по
своему содержанию, так и по функциям,
которые они должны выполнять. Деньги
- это всеохватывающая
На нынешнем экономическом развитии финансы являются одним из основных инструментов воздействия на систему рыночных преобразований в стране, а так же в разрешении кризисных ситуаций в общественном развитии. Это осуществляется немаловажным расширением и разнообразием финансовых взаимоотношений экономических субъектов, многозвенностью финансовых систем в условиях трансформирующейся экономики, высокой степенью их воздействия на воспроизводственные процессы. В связи с этим выявление содержательности финансов, их экономической роли в условиях перехода от плановой к рыночным отношениям уделяется все большее и большее внимание.
Рассмотрение наиболее важных сущностных характеристик категории финансов позволяет следующим образом сформулировать ее содержание: "Финансы представляют собой объективную экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами, возникающих в процессе формирования и использования ими централизованных и децентрализованных денежных фондов с целью обеспечения условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства".
Суть финансов проявляется в функциях которые они выполняют, а под функциями понимается та "работа", которую выполняют финансы. Вопрос о количестве и содержании функций спорный, некоторые отечественные финансисты, как, например, А. М. Бирман, выделяли три основные функции финансов: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль отечественной валюты и распределительную функцию. А. М. Александров и Э. Л. Вознесенский утверждают, что финансы выражаются в формировании денежных средств, использовании денежных средств и в контроле, отрицая распределительную функцию только на том основании, что функция должна быть специфичной, свойственной только данной категории и никакой другой, а распределительные отношения в обществе обслуживают различные экономические категории. И. Т. Балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свою распределительную функцию.
Но никто из авторов не отрицает два следующих положения:
Функция экономической категории это форма проявления ее общественного назначения.
Специфическое общественное назначение финансов формирование и использование денежных фондов посредством особых форм движения стоимости. А эти особые формы не что иное, как отношения распределения. Чтобы сформировать многочисленные централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, т.е. создать для каждого субъекта воспроизводства возможность влиять на данный процесс, необходимо привести в движение стоимость, а это могут выполнить только финансы.
Сущность финансов, как
и любой экономической
Объем национального дохода, создаваемого всеми отраслями материального производства, и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяет темпы и пропорции, развития экономики, ее структуру.
Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части — национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен .
Финансовые отношения
возникают, на стадиях распределения
и перераспределения
Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения — пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.п.
Пример. Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги, например, налог на добавленную стоимость по определенной ставке. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая тем самым непрерывность процесса производства. Она определяется исходя из установленной нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее вычитается часть, связанная с оплатой труда (ФОТ), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к ФОТ, выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в пенсионный фонд, фонд занятости и др., в итоге остается прибыль. Таким образом, произошло как бы первичное распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Но ФОТ и прибыль подлежат дальнейшему распределению, т.е. распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом и пенсионным фондом по законодательно закрепленным ставкам. Прибыль делится между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами различных уровней.
Этот пример наглядно показывает, что без движения стоимости (в данном случае выручки от реализации) ни бюджет, ни пенсионный фонд, ни рабочий не получили бы своей доли. А это движение обеспечивают только финансы.
Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и др., выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о снижении роли государства в распределительных отношениях (но ни в коем случае не об их отмене). Предприятие самостоятельно распределяет прибыль по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Выбор пропорций отчислений в фонды накопления и потребления предприятия жестко регулируют законы рыночной экономики.
В различных общественно-
3. Финансы в общественном воспроизводстве
Какова роль финансов в общественном воспроизводстве, или экономическом процессе, который, как известно, включает четыре стадии: производство, обмен, распределение и потребление? В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, действуют различные экономические субъекты (экономические единицы):
Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы, т.е. имеют определенные бюджетные ограничения. Основными доходами домашних хозяйств является оплата труда в форме заработной платы и ряд других доходов (процентный, от сдачи имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых и, частично, лечение. Хозяйствующие субъекты (фирмы) получают доход от продажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим фирмам, получая определенную экономическую выгоду в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящую к росту собственного капитала. Одновременно они несут определенные расходы, уменьшающие их экономические выгоды в результате выбытия определенных активов (денежных средств, иного имущества).
Разница между всеми доходами и всеми расходами предприятия формирует прибыль до налогообложения, а после уплаты налогов создается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление. Соответственно государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливает налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд — содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д. Таким образом, доходы и расходы имеются у всех экономических субъектов воспроизводственного процесса, т.е. все они имеют своеобразные «бюджеты», состоящие из доходной и расходной части. При этом у одних участников возникает «профицит» этих бюджетов, у других — «дефицит»; это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов в широком понимании этого термина.
Все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных доходов. Они образуются: