Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:39, реферат
Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Финансы предприятия…………………………………………………………4
1.1. Сущность и функции финансов……………………………………4
1.2. Государственные финансы…………………………………………6
2. Финансовый механизм предприятия………………………………………….7
3. Финансы в общественном воспроизводстве………………………………...11
4. Управление финансами……………………………………………………….15
5. Финансовый контроль………………………………………………………...17
6. Финансовая система…………………………………………………………..20
6.1. Структура финансовой системы и ее звенья…………………….20
6.2. Органы управления финансовой системой………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25
Сферой финансового контроля являются
практически все операции, совершаемые
с использованием денег, а в некоторых
случаях и без них (бартерные сделки и
т. п.).
Контролю подлежат не только плохо работающие
предприятия и организации, но и имеющие
нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку:
соблюдения требований экономических
законов, оптимальности пропорций
распределения и перераспределе
Перед финансовым контролем стоят следующие
задачи: содействие сбалансированности
между потребностью в финансовых ресурсах
и размерами денежных доходов и фондов
народного хозяйства; обеспечение своевременности
и полноты выполнения финансовых обязательств
перед государственным бюджетом; выявление
внутрипроизводственных резервов роста
финансовых ресурсов, в том числе по снижению
себестоимости и повышению рентабельности;
содействие рациональному расходованию
материальных ценностей и денежных ресурсов
на предприятиях, в организациях и бюджетных
учреждениях, а также правильному ведению
бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение
соблюдения законодательства и нормативных
актов, в том числе в области налогообложения
предприятий, относящихся к различным
организационноправовым формам; содействие
высокой отдаче внешнеэкономической деятельности
предприятий, в том числе по валютным операциям
и др.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансовобанковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.
В зависимости от субъектов, осуществляющих
финансовый контроль, различают государственный,
внутрихозяйственный и
Государственный финансовый контроль
реализуется через
В России выполнение задач организации,
осуществления и контроля за исполнением
Республиканского бюджета Российской
Федерации возложено на казначейство.
Внутрихозяйственный финансовый контроль
осуществляется экономическими службами
предприятий, организаций и учреждений
(бухгалтерии, финансовые отделы и т. д.).
Объектом здесь выступает производственная
и финансовая деятельность самого предприятия,
а также его структурных подразделений.
Независимый финансовый контроль осуществляют
специализированные аудиторские фирмы
и службы. Контрольные и консультационные
услуги аудиторские фирмы оказывают всем
предприятиям и организациям на платной
основе. Аудиторские фирмы являются независимыми
организациями, призванными способствовать
повышению качества контроля, его объективности.
По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительских документов и т. д.
Текущий финансовый контроль проводится
в процессе исполнения финансовых планов,
в ходе осуществления
Предварительный финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.
По приемам и способам осуществления финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Финансовый контроль осуществляют контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Права, обязанности и ответственность которых строго регламентированы в законодательном порядке.
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Предметом проверок выступают такие финансовые показатели, как доходы, прибыль, налог на добавленную стоимость, себестоимость, рентабельность, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды.
Финансовый контроль - неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов.
Финансовый контроль обеспечивает:
6. Финансовая система
6.1. Структура финансовой системы и
ее звенья
По определению, финансовая система
- это совокупность финансовых отношений.
По природе своей финансовые отношения
являются распределительными, причем
распределение стоимости осуществляется,
прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют
денежные фонды целевого назначения в
зависимости от того, какую роль они играют
в общественном производстве: являются
ли непосредственными его участниками,
организуют ли страховую защиту или осуществляют
государственное регулирование. Именно
роль субъекта в общественном производстве
выступает в качестве первого объективного
критерия классификации финансовых отношений.
В соответствии с ним в общей совокупности
финансовых отношений могут быть выделены
три крупные сферы:финансы предприятий,
учреждений и организаций; страхование;
государственные финансы.
Внутри каждой из названных сфер выделяются
звенья, причем группировка финансовых
отношений осуществляется в зависимости
от характера деятельности субъекта, оказывающей
определяющее влияние на состав и назначение
целевых денежных фондов. Этот критерий
позволяет выделить в сфере финансов предприятий
(учреждений, организаций) такие звенья,
какфинансы предприятий, функционирующих
на коммерческих началах; финансы учреждений
и организаций, осуществляющих некоммерческую
деятельность; финансы общественных объединений.В
страховой сфере, где характер деятельности
субъекта предопределяет специфику объекта
страхования, в качестве звеньев выступают:социальное
страхование, имущественное и личное страхование,
страхование ответственности, страхование
предпринимательских рисков.В сфере государственных
финансов - соответственно,государственный
бюджет, внебюджетные фонды, государственный
кредит.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны,
образуя в совокупности единую финансовую
систему.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения:
Каждое звено финансовой системы
в свою очередь подразделяется
на подзвенья в соответствии с внутренней
структурой содержащихся в нем финансовых
взаимосвязей. Так, в составе финансов
предприятий, функционирующих на коммерческих
началах, в зависимости от отраслевой
направленности, могут быть выделены финансы
промышленных, сельскохозяйственных,
торговых, транспортных предприятий и
т. д., а в зависимости от формы собственности
- финансы государственных предприятий,
кооперативных, акционерных, частных и
др. Отраслевые и экономические особенности
предприятий, функционирующих на коммерческих
началах, оказывают существенное влияние
на организацию финансовых отношений,
состав формируемых денежных фондов целевого
назначения, порядок их образования и
использования.
В сфере страховых отношений каждое из
звеньев, представленное особой отраслью
страхования, подразделяется по видам
страхования. В составе государственных
финансов группировка финансовых отношений
внутри звеньев осуществляется в соответствии
с уровнем государственного управления
(федеральный, субъектов федерации, местный).
Одним из главных звеньев финансовой системы
является государственный бюджет. С его
помощью правительство концентрирует
в своих руках значительную часть национального
дохода, перераспределяемого финансовыми
методами. В этом звене сосредотачиваются
крупнейшие доходы и наиболее важные в
политическом и экономическом отношении
расходы. Бюджет тесно связан с другими
звеньями финансовой системы, выступает
координирующим центром и оказывает им
необходимую помощь в форме бюджетных
дотаций, субсидий, субвенций, гарантий,
обеспечивая более или менее нормальное
функционирование остальных звеньев финансовой
системы.
Еще одним важным звеном являются местные
финансы, роль и влияние которых повышается.
Центральную роль в этом звене играют
местные бюджеты, которые не входят в состав
государственного бюджета и имеют определенную
самостоятельность. Местные бюджеты служат
проводником социальной политики центральных
властей.
Внебюджетные фонды управляются непосредственно
центральными, а в отдельных случаях местными
властями. Наиболее распространенными
источниками формирования этих фондов
являются налоги, отчисления из бюджета,
специальные взносыРоссийской Федерации.
Финансовая система — это совокупность
блоков, звеньев, подзвеньев финансовых
отношений.
Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:
Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет — это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.
Федеральный бюджет — это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты — это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.
Государственные внебюджетные фонды — это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.
Финансы юридических и физических лиц — это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.
Финансовая система — это не просто
сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это
действительно система, которая представляет
собой единое целое, все составные части
этой системы тесно связаны между собой
многочисленными видами экономических
связей и отношений. Структура финансовой
системы представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Финансовая система Российской Федерации
Заключение
Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства. Правильное понимание направлений развития теории финансов создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым идеям и задачам финансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективное функционирование всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения
Список использованной литературы