Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:39, реферат
Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Финансы предприятия…………………………………………………………4
1.1. Сущность и функции финансов……………………………………4
1.2. Государственные финансы…………………………………………6
2. Финансовый механизм предприятия………………………………………….7
3. Финансы в общественном воспроизводстве………………………………...11
4. Управление финансами……………………………………………………….15
5. Финансовый контроль………………………………………………………...17
6. Финансовая система…………………………………………………………..20
6.1. Структура финансовой системы и ее звенья…………………….20
6.2. Органы управления финансовой системой………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25
Процессы формирования и использования
доходов субъектов воспроизводс
Таким образом, в процессе перераспределения участвуют как государственные финансы, финансрвые посредники, так и непосредственно хозяйствующие субъекты, вкладывая свои свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хозяйствующим субъектам, испытывающим «дефицит бюджета». В воспроизводственном процессе, процессе распределения и перераспределения денежные, кредитные и финансовые отношения тесно переплетаются. При этом на макроуровне процесс властного перераспределения осуществляется с помощью государственных финансов, поэтому они и являются перераспределительной категорией.
На микроуровне финансы
Государство в той или иной степени вмешивается в этот процесс, т.е. осуществляет его регламентацию. В бывшем СССР такое вмешательство было глобальным. Действовали прейскурантные цены на оборудование и материалы, осуществлялись их централизованное нормирование и распределение, устанавливались жесткие нормы амортизационных отчислений, лимитировался и ряд других элементов затрат, централизованно определялись страховые платежи, тарифы оплаты труда и оклады, плановая величина прибыли и пропорции ее распределения внутри предприятия и в бюджет.
Итак, все распределение ВВП и национального дохода в условиях i командно-административной экономики жестко регламентировалось государством. Это порождало широкий круг финансовых отношений предприятий уже на стадии первичного распределения ВВП, что позволяло безоговорочно включать их финансы в общую систему государственных финансов (90% предприятий были государственными). В современных условиях России деятельность предприятий регламентирована значительно меньше. Так, при создании и распределении стоимости совокупного общественного продукта (СОП) и ВВП в рамках конкретного предприятия государство сегодня регулирует:
Значительная часть финансовых
отношений предприятий
Процесс распределения сопровождается и процессом перераспределения. Так, при выплате заработной платы происходит удержание подоходного и социального налога. В общей величине оплаченной выручки предприятие получает и доход в форме прибыли. Определенная часть прибыли перераспределяется в форме налоговых платежей в бюджетную систему. В результате в обороте предприятия остается нераспределенная прибыль (прошлых лет и отчетного года), представляющая собой сумму нетто прибыли (чистой прибыли), т.е. разницу между конечным финансовым результатом (валовой прибылью) и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет.
В свою очередь, чистая прибыль может направляться (распределяться) в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей и материальных поощрений (оба этих фонда формируются в соответствии с учредительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политикой предприятия). За счет чистой прибыли может быть образован и ряд других фондов. В процессе перераспределений также формируется ряд денежных источников средств предприятия, имеющих характер фондов:
Кроме того, в кругообороте средств предприятия могут участвовать денежные источники средств .в виде эмиссионного дохода и безвозмездных поступлений, составляющие денежную часть добавочного капитала, а также носящие характер специальных резервов, т.е. резервов предстоящих расходов и платежей. В процессе осуществления хозяйственной деятельности в индивидуальный кругооборот средств предприятия вовлекаются и другие денежные источники (привлеченный капитал) в форме долгосрочных и краткосрочных кредитов и прочих займов, а также в форме кредиторской задолженности. Финансы предприятий участвуют как в процессе распределения, так и в процессе перераспределения стоимости общественного продукта.
Таким образом, финансы (в широком
понимании этого термина
создавая для всех хозяйствующих
субъектов условия для
Эти ключевые моменты воздействия финансов на воспроизводственный процесс должны отражаться в финансовой политике.
Согласно определению, управление
это совокупность приемов и методов
целенаправленного воздействия
на объект для достижения определенного
результата.
Управление финансами осуществляется
специальным аппаратом с помощью особых
приемов и методов, в том числе используя
разнообразные стимулы и санкции.
В качестве объектов управления выступают
разнообразные виды финансовых отношений,
а субъектами управления являются те организационные
структуры, которые осуществляют управление.
В соответствии с классификацией финансовых
отношений по их сферам выделяют три группы
объектов: финансы предприятий (организаций,
учреждений), страховые отношения, государственные
финансы. Им соответствуют следующие субъекты
управления: финансовые службы (отделы)
предприятий (организаций, учреждений),
страховые органы, финансовые органы и
налоговые инспекции. Совокупность всех
организационных структур, осуществляющих
управление финансами, называется финансовым
аппаратом.
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.
Объектом финансового
В ходе планирования любой субъект хозяйствования
всесторонне оценивает состояние своих
финансов, выявляет возможности увеличения
финансовых ресурсов, направления их наиболее
эффективного использования. Управленческие
решения в процессе планирования принимаются
на основе анализа финансовой информации,
которая в связи с этим должна быть достаточно
полной и достоверной. Финансовая информация
базируется на бухгалтерской, статистической
и оперативной отчетности. Оперативное
управление представляет собой комплекс
мер, разрабатываемых на основе оперативного
анализа складывающейся финансовой ситуации
и преследующих цель получения максимального
эффекта при минимуме затрат с помощью
перераспределения финансовых ресурсов.
Основное содержание оперативного управления
сводится к маневрированию финансовыми
ресурсами с целью ликвидации ”узких”
мест, решения вновь возникающих задач
и т. п.
Контроль как элемент
Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономикоматематические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления
5. Финансовый контроль
Назначение финансового
По определению, финансовый контроль это
совокупность действий и операций по проверке
финансовых и связанных с ними вопросов
деятельности субъектов хозяйствования
и управления с применением специфических
форм и методов его организации.
Для осуществления финансового
контроля создаются особые контрольные
органы, укомплектованные высококвалифицированными
специалистами. Их права, обязанности
и ответственность строго регламентированы,
в том числе и в законодательном порядке.
Объектом финансового контроля являются
денежные, распределительные процессы
при формировании и использовании финансовых
ресурсов, в том числе в форме фондов денежных
средств, на всех уровнях и звеньях народного
хозяйства.
Непосредственным предметом проверок
выступают такие финансовые (стоимостные)
показатели, как прибыль, доходы, налог
на добавленную стоимость, рентабельность,
себестоимость, издержки обращения, отчисления
на различные цели и в фонды. Эти показатели
имеют синтетический характер, поэтому
контроль за их выполнением, динамикой,
тенденциями охватывает все стороны производственной,
хозяйственной и коммерческой деятельности
объединений, предприятий, учреждений,
а также механизм финансовокредитных
взаимосвязей.