Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:31, дипломная работа
Переход к рыночной экономике, проведение социально-экономических и политических реформ и преобразование всех сфер жизнедеятельности, социально-экономическая нестабильность и другие процессы оказали в годы обретения независимости в Кыргызской Республике решающее влияние на динамику и характер развития его народонаселения. В связи с этим, исследование социально-экономических проблем развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике в условиях формирования рыночных отношений является весьма актуальным.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Социальная сфера и ее основные функции в системе социально-экономических отношений
1.2. Инновационные методы управления социальной сферой
1.3. Социальная сфера с точки зрения рыночной экономики
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Становление социальной сферы в Кыргызской Республике
2.2. Состояние социальной сфера Кыргызской Республики в 2008 году
2.3. Проблемы развития социальной сферы и пути решения
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1. Финансы социальной сферы в условиях переходной экономики
3.2. Финансирование социальной сферы в Кыргызской Республике и проблемы его развития
3.3. Пути развития финансирования социальной сферы Кыргызской Республики в 2009 году
Остро стоит вопрос о повышении качества и увеличении спектра социальных услуг, оказываемых в домах-интернатах и предоставляемых населению. Сегодня около 11,0 тыс. человек обслуживаются на дому и стационарно в домах-интернатах для престарелых и лиц с ограниченными возможностями здоровья, психоневрологических больных детей и взрослых. Специфические их потребности в уходе, социальном, культурном, бытовом обслуживании не удовлетворяются в достаточной степени. Одной из актуальнейшей проблем остается необходимость решения вопросов интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Остро стоит вопрос о формировании государственной политики в сфере труда, ориентированной на текущий и перспективный спрос на трудовые ресурсы.
Правительством Кыргызской Республики проводится планомерная работа по разработке и поэтапному проведению ряда мероприятий. Так Кыргызстаном была принята и осуществляется Концепция социального развития КР, Стратегия развития страны на 2007-2010 гг., главная цель которой повышение уровня и качества жизни граждан путем обеспечения устойчивого экономического роста, создания условий для полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких стандартов жизни в благоприятной для здоровья окружающей средев настоящее время разрабатывается Стратегия развития страны на 2009-2011 гг., стратегическими целевыми параметрами которой будут: рост ВВП; уровень инфляции; энергозатратность экономики; производительность труда; уровень реальных денежных доходов; продолжительность жизни; на международном уровне, Кыргызстаном выполняются обязательства по предоставлению периодических национальных докладов по конвенциям ООН в области прав человека. Так Кыргызстаном были предоставлены следующие доклады:
1.
Национальный доклад о
2.Национальный доклад о выполнении КР Факультативного Протокола, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (29.01.2007 г.);
3.
Второй, Третий, Четвертый Национальные
доклады о выполнении КР
4.
Третий Национальный доклад о
выполнении КР Конвенции о
ликвидации всех форм
5. В декабре 2008 года в Секретариат Верховного комиссара ООН по правам человека передан на рассмотрение Базовый Документ о выполнении КР положений международных договоров ООН по правам человека.
Проводятся также мероприятия по:
· повышению уровня и адресности государственной поддержки, доступности и качества социальных услуг;
· гармоничному и динамичному развитию национального рынка труда, ориентированного на текущий и перспективный спрос на трудовые ресурсы;
· повышению эффективности миграционных потоков, регулированию процессов внешней трудовой миграции и стабилизации внутренней миграции населения;
· улучшению доступности и качества образовательных и медицинских услуг;
· улучшению инфраструктуры для развития физической культуры и спорта;
· расширению культурных услуг населению и защите культурной деятельности.
Кыргызская Республика процесс развития рассматривает комплексно через призму устойчивого человеческого развития, т.е. такого развития, центром и конечной целью которого является человек. Такое развитие ориентировано на преодоление бедности, повышение уровня и качества жизни граждан через создание условий для достойного труда, благоприятную для проживания и здоровья окружающую среду, на интеграцию общества, сохранение и приумножение культурных и нравственных ценностей народа, на защиту гражданских прав и достижение гендерной справедливости, на эффективное демократическое управление. При этом под демократическим управлением подразумевается причастность каждого активного гражданина к процессу принятия решений и обеспечения таких форматов и процедур, которые гарантировали бы возможность участия в общественном управлении, что сделает его реальным и эффективным.
В
подтверждение своей
Социальная сфера является наиболее приоритетным направлением в государственной политике Кыргызской Республики, на нужды которой направляется значительная часть государственного бюджета страны. Структура расходов государственного бюджета за последние годы свидетельствует о социальной направленности бюджетной политики государства и приоритетности статей образования и здравоохранения в расходах на социальную сферу7.
Рис. 3.1.1. Расходы по группам секторов в 2008 году
Цель
развития социальной сферы услуг
в ближайшей перспективе
Социальная сфера оказалась одной из наиболее затронутых системным кризисом. Проблема, видимо, заключается в том, что в советский период была создана всеобъемлющая система социального обеспечения населения (бесплатное образование и медицинское обслуживание, льготные условия выхода на пенсию и т.д.). Обозначившийся в 70-80-х годах кризис плановой системы привел к кризису социальной сферы, что повлекло за собой необходимость ее преобразования.
Рис.
3.1.2. Динамика изменения расходов по
группам секторов в Кыргызской Республике
за 2008 – 2011 гг.
Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. Отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. С точки зрения перспективы сокращения бедности в Кыргызстане наиболее важной проблемой представляется адекватное финансирование жизненно важных секторов социальной сферы.
Закономерность, характерная для всех видов услуг социальной сферы, выражающаяся в росте потребностей общества при ограниченных финансовых ресурсах, наиболее ярко проявляется в сферах здравоохранения и образования.
В настоящее время в секторе здравоохранения ведется поиск оптимального соотношения между потребностями населения в услугах здравоохранения и финансовым обеспечением отрасли. Требование к системе здравоохранения достичь наивысшего возможного уровня здоровья с помощью выделенных ей ресурсов означает то же самое, что требование, чтобы она была эффективной с точки зрения затрат.
В условиях ограниченных ресурсов, в Кыргызстане, большое значение имеет поиск оптимального соотношения между спросом и предложением медицинских услуг. С введением в странах Центральной и Восточной Европы, странах Балтии, России и Кыргызстане государственного социального медицинского или обязательного медицинского страхования, стали использоваться механизмы регулирования спроса на медицинские услуги в виде программ страхования или Программ государственных гарантий.
Анализ показывает, что с изменением условий госпитализаций в Кыргызской Республике в целом избыточный спрос на услуги стационаров составил в 2006 году 17 %. Анализ изменения спроса на услуги первичной медико-санитарной помощи и изменения спроса на услуги стационаров в 2006 году показывает, что изменение спроса на услуги первичной медико-санитарной помощи почти в 2,5 раза ниже изменения спроса на услуги стационаров9.
В совокупности с исследованием по финансовой устойчивости Программы государственных гарантий, избыточный спрос на услуги стационаров при сохраняющемся дефиците финансирования Программы государственных гарантий до 2010г. в размере 20-23 % может еще больше привести к увеличению дефицита, тем самым, подрывая ее устойчивость10.
Проведенный анализ позволяет сделать выводы об определенных особенностях развития услуг здравоохранения Кыргызской Республики в условиях переходной экономки:
1) В секторе здравоохранения ведется поиск оптимального соотношения между потребностями населения в услугах здравоохранения и финансовым обеспечением отрасли. Начат переход от финансирования инфраструктуры к оплате за результаты (за пролеченный случай в стационарах, приписанное население на первичном уровне). В равной степени применяются меры, направленные на регулирование спроса на медицинские услуги (введение сооплаты), и меры, направленные на регулирование предложения (реструктуризация больничной сети, выделение первичного здравоохранения из состава больниц). Диапазон услуг здравоохранения, включенный в Программу государственных гарантий, является примером регулирования спроса на медицинские услуги.
2) Политика замещения дорогостоящих услуг на более эффективные по затратам услуги первичного здравоохранения направлена на регулирование предложения, но на данном этапе еще нуждается в дальнейшем углублении. Структурные изменения по переориентации системы предоставления услуг на первичную медико-санитарную помощь и сокращение объемов финансирования стационарной помощи с 70,1 % в 1995г.11 до 66,1 % в 2006г. направлены на увеличение предложения услуг первичного здравоохранения. Результаты 2006г. демонстрируют, что снижение барьеров к услугам стационаров (освобождение от сооплаты детей до 5 лет, лиц 75 лет и старше), т.е. меры, направленные на повышение спроса на медицинские услуги стационаров оказались сильнее, чем предложение услуг первичного здравоохранения. Об этом свидетельствует сохраняющийся финансовый разрыв между финансированием Программы государственных гарантий (по минимальному стандарту бюджетного финансирования в пределах 20 %) спросом на медицинские услуги стационаров (избыточный спрос на медицинские услуги стационаров в 2006 году составил 17 %). Рост спроса на стационарные услуги может быть дополнительно индуцирован низкой мотивацией медицинского персонала первичного уровня здравоохранения, заработная плата которого ниже минимального потребительского бюджета.
3) Популизм в социальной политике, ориентированный на повышение спроса на медицинские услуги в виде предоставления бесплатной медицинской помощи, и являющейся наследием советского периода (увеличение количества категорий населения, имеющих право на льготы в 2 раза), при неполном финансовом обеспечении государственных гарантий не позволяет обеспечить эти гарантии и подрывает доверие к правительству.
4) Высокий уровень частных расходов на здравоохранение, составляющий половину всех расходов на здравоохранение. При этом большой вклад в рост частных расходов домохозяйств на здравоохранение вносят фармацевтические препараты, на которые ежегодное номинальное увеличение расходов домохозяйств на амбулаторном уровне составляет 36-40 %12. Этот вопрос имеет важное политическое значение, так как имеет потенциально значимые последствия для экономического благосостояния домашних хозяйств и также государственного финансирования.
Информация о работе Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике