Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:31, дипломная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике, проведение социально-экономических и политических реформ и преобразование всех сфер жизнедеятельности, социально-экономическая нестабильность и другие процессы оказали в годы обретения независимости в Кыргызской Республике решающее влияние на динамику и характер развития его народонаселения. В связи с этим, исследование социально-экономических проблем развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике в условиях формирования рыночных отношений является весьма актуальным.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Социальная сфера и ее основные функции в системе социально-экономических отношений
1.2. Инновационные методы управления социальной сферой
1.3. Социальная сфера с точки зрения рыночной экономики
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Становление социальной сферы в Кыргызской Республике
2.2. Состояние социальной сфера Кыргызской Республики в 2008 году
2.3. Проблемы развития социальной сферы и пути решения
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1. Финансы социальной сферы в условиях переходной экономики
3.2. Финансирование социальной сферы в Кыргызской Республике и проблемы его развития
3.3. Пути развития финансирования социальной сферы Кыргызской Республики в 2009 году

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике.doc

— 904.50 Кб (Скачать файл)

     Следует иметь в виду, что социальная составляющая рыночных отношений на микроуровне  не является очевидной и непосредственно  данной, ибо главным мотивом деятельности фирмы является максимизация прибыли. Даже заработная плата как наиболее близкая к социальной проблематике категория, выступает здесь как один из видов затрат, реальное соотношение которых диктуется объективными экономическими обстоятельствами и лишь в конечном счете выражается в определенных социальных результатах. В связи с этим можно утверждать, что социальная направленность в функционировании предприятия является для него внешним, «навязанным» государством (его социальной политикой) началом; и лишь когда исчерпаны чисто экономические резервы роста прибыли, фирма начинает осваивать социальный фактор своего развития и переводит его в разряд внутренне необходимых. Таким образом, рассмотрение социальных проблем на микроуровне невозможно без привлечения теории фирмы.

     3. Критерий, основанный на выделении  уровней экономики: федерального  и регионального. Значимость такого  подхода связано с тем, что  усилия федеральных органов по  преодолению социального кризиса  не всегда приносят желаемый эффект. В этих условиях тем более сложны и ответственны задачи регионов, на которые вообще постепенно перемещается центр тяжести всех реформационных процессов. Представляется, что на федеральном уровне целесообразно устанавливать основные направления в области социальной политики на предстоящий период, которые должны включать следующие параметры: общие цели и задачи; контрольные цифры по важнейшим элементам социальной политики; федеральный уровень минимальной заработной платы; государственные нормативы, касающиеся внебюджетных фондов и источников их образования; финансовое обеспечение федеральных социальных программ; объем финансовой помощи регионам. На региональном уровне государственную социальную политику необходимо обеспечивать, проводя дальнейшую трансформацию критериев федерального уровня в целевые подпрограммы и показатели. При этом федеральные параметры логично рассматривать как минимальные - такие, для обеспечения которых недостающие финансовые ресурсы должны поступать из вышестоящего бюджета. 

 

Глава 2. Развитие социальной сферы в Кыргызской Республике

2.1. Становление социальной сферы в Кыргызской Республике

     В начале 1990-х гг. Кыргызстан вступил  на путь экономических реформ, в  ходе осуществления которых образовалась система социально-экономических отношений, получившая название переходной экономики. Общим направлением реформ является переход от системы централизованного управления к экономической системе с рыночными механизмами регулирования.

     Глубокие  социально-экономические изменения  в республике вызвали ухудшение некоторых параметров качества жизни в период формирования рыночных отношений.

     Наиболее  важными нормативами, характеризующими качество жизни, остаются минимальные  размеры заработной платы и пенсии. Низкий размер минимальной заработной платы (МЗП) свидетельствует о том, что она не выполняет своей функции по урегулированию  размеров важнейших социальных выплат и пособий, а является лишь базой для определения величины оплаты труда для работников бюджетной сферы. До 2006 г. МЗП составляла 100 сом., с 01.01.2007 г. – 340,0 сом.

     Основным  источником доходов, определяющим качество жизни пожилых людей, являются пенсии. Негативным фактором можно считать, что низкий размер пенсий не обеспечивает даже минимального уровня потребления. В 2007 г. средний размер месячной  пенсии в республике отмечался на уровне 1120,0сом. А минимальный потребительский бюджет (МПБ) пенсионера составлял 2435,62 сом. Таким образом, прирост среднего размера пенсий отстает от  динамики потребительского бюджета почти в 2,2 раза, составляя 45% прожиточного минимума пенсионера.

     В системе оплаты труда наблюдалась  существенная дифференциация между  различными сферами деятельности, что  было обусловлено изменением положения  отдельных профессиональных и отраслевых групп на рынке труда и неодинаковыми возможностями адаптации к новым рыночным условиям. В 2007 г. наиболее высокая заработная плата отмечалась в сфере финансовой деятельности (10791 сом.), в обрабатывающей промышленности (6254 сом.), транспорте и связи (6497 сом.), государственном управлении (4469 сом.), гостиницах и ресторанах (4191 сом.), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (6315 сом.)  По-прежнему на низком уровне остается оплата труда в сельском и лесном хозяйстве (1788 сом.),  здравоохранении 2541 сом., образовании – 2676 сом., от деятельности которых зависят качественные характеристики социального потенциала общества1. Для сравнения – МПБ трудоспособного населения составляет 3082,85 сом.

     В условиях снижения реальных доходов  резко снизилась покупательная способность заработной платы, пенсий и социальных пособий, которые остаются для большинства населения основными источниками доходов.  В 2007 г. уровень фактического потребления мяса был на 63,2 % ниже нормы, молока и молочных продуктов –  
на 55,2 %, картофеля – 16,3 , рыбы – 84,4 , фруктов и ягод – 86,1 , и только потребление  овощей  превышало норму на 5,2, а хлебопродуктов – на 33,2 %. В условиях снижения реальных доходов существенно изменился и качественно ухудшился рацион питания основной массы населения. В 2007 г. потребление продуктов питания населения по энергетической ценности составляло 2240 ккал. или 92% минимальной нормы потребления (2430,7 ккал.).

     Согласно  медицинским исследованиям, недостаточное  потребление калорий приводит к  истощению организма,  возникновению анемии, туберкулеза и др. заболеваний, что подтверждает фактор низкого качества жизни населения. 

     Доступ  к чистой питьевой воде не имеют  около 15% населения республики, а 70% – не располагают нормальными  санитарными условиями. Свыше 50 % питьевой воды в городских кранах, не соответствует установленным стандартам, при этом основными причинами являются отсутствие защиты водных ресурсов, износ водопроводных труб и водораспределительных сооружений. В сельской местности  
35 % населения не имеют водопровода. Около 40 % всех водоочистных сооружений не работают, а 30 % не отвечают требованиям стандартов, установленных государством. Плохое качество воды вызывает различные заболевания, в том числе и вирусные (гепатит, желудочно-кишечные заболевания и др.).

     Крайне  негативным фактором трансформационного периода можно назвать появление и распространение такого явления, как бедность, которая в советский период формально отсутствовала. Наблюдается рост доли бедных слоев в общей численности населения.  
В настоящее время за чертой бедности находится почти половина (40 %)2 населения страны, причем, если в городах степень распространения бедности снижается, в сельской местности – увеличивается (более 50 % бедного населения  проживает в селах).

     Сложная экономическая ситуация привела к образованию в республике безработицы. Регистрация безработных службами занятости началась в республике в 1991 г.Численность незанятого населения в трудоспособном возрасте, состоящего на учете в органах государственной службы занятости в поисках работы на 1 января 2008г. составила 104,5 тыс. человек, из них численность зарегистрированных безработных – 71,3 тыс.человек. Большая доля в числе безработных приходилась на молодежь в возрасте до 30 лет (53%). Женщины в численности безработных составляли 46%, каждый третий среди официально признанных безработным – специалист с высшим или средним специальным образованием.3

     Наблюдается рост международной миграционной активности населения. Так, в январе-ноябре 2007 г. в республику прибыло  
3,6 тыс. человек, выбыло 51,7 тыс., миграционный отток населения составил – 48,1 тыс. человек. (-26,4 тыс. – в январе-ноябре 2006 г.).

     Принимая  во внимание показатели и факторы  качества жизни, трудно рассчитывать на безусловный рост и повышение  качественных характеристик жизни без специальной государственной программы, без реформирования социальной сферы экономики, в полной мере учитывающих эти особенности и создающих условия для повышения качества жизни.

     Приоритетной  целью социально-экономического развития является достижение максимально высокого качества жизни населения, а с другой стороны, повышение качества жизни населения напрямую зависит от социально-экономического развития страны. Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих реализацию этой задачи, является проведение эффективной политики, направленной на повышение благосостояния населения, улучшение социально-экономического положения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост уровня жизни населения.

     Одним из основных показателей, характеризующих  качество жизни населения является  Индекс  человеческого развития (ИЧР). 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 2.1.1. Различия  качества жизни в странах СНГ по ИЧР 

     Республика  в настоящее время относится  к числу стран, со средним уровнем развития человеческого потенциала (Рис.2.1.1).

     Основной  принцип ИЧР основан на способности  данной страны достичь поставленных целей в области человеческого  развития по шкале от  0  до 1.

     Считается, что страны с ИЧР ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития, страны с показателями между 0,5 и 0,8 – средний, а страны с показателем превышающим 0,8 – высокий уровень.

     27 ноября 2007 года Программа Развития  ООН опубликовала Индекс Развития  Человеческого Потенциала, в котором  суммирована информация по состоянию на 2005 год (официально документ называется «Доклад о развитии человека 2007/2008»4).

     Всего в список вошли сто семьдесят  семь стран. В списке государств с  высоким уровнем развития человеческого  потенциала – шестьдесят девять стран. Восемьдесят восемь государств мира находятся в списке со средним уровнем развития, оставшиеся двадцать две – страны с самым низким уровнем развития человеческого потенциала. Все государства СНГ, кроме Беларуси 64 место (0,804) и России – 67 место (0,802), вошли в список стран со средним уровнем человеческого развития. Казахстан занимает 73-е место (0,794),  Узбекистан – 113-е (0,702), Кыргызстан – 116-е (0,696), и Таджикистан – 122-е (0,673) (Рис.1).

     Динамика  ИЧР (ИРЧП) в Кыргызской Республике представлена  на рис. 2.1.2.

     

     Рис.2.1.2.  Динамика ИРЧП в Кыргызстане

           Высокие показатели младенческой, детской и материнской  смертности также являются индикаторами неблагополучной ситуации в республике (Рис.2.1.3). 

       

     Рис.2.1.3. Младенческая, детская и материнская смертность 
по областям в 2007г.
 

     В региональном разрезе наиболее высокий  уровень материнской смертности наблюдается в Таласской области (120,3 женщин на 100 тысяч детей), относительно низкий –  в Бишкекском горкенеше (17,3). В целом по республике он составляет – 51,9.

           Высокий уровень  младенческой и детской смертности зависит от социально-экономического развития страны, благосостояния населения, развития системы здравоохранения, доступности медицинской помощи, особенно в сельской местности, несоблюдения санитарно-гигиенических норм и пр.  Качественно ухудшился рацион питания основной массы населения, около 50% беременных женщин страдают анемией.

     Рост  младенческой смертности в 2004 г. явился следствием перехода Кыргызстана на международные критерии живорождения. Критерии живорождения: до перехода (до 2004г.): вес новорожденного 1000г и более, плюс  дыхание; после перехода (с 2004г.):  вес новорожденного 500г и более, плюс  дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины, подергивание мышц (в 2003 г. младенческая смертность составляла 20,9 %о, в 2007 г. – 30,6%о).

     Проводимые  в стране социально-экономические  реформы, к сожалению, привели к  появлению масштабной бедности и  снижению уровня материального благосостояния подавляющего большинства людей. Нарастание бедности и ухудшение качества жизни населения в республике обусловлены множеством разнообразных причин, к числу которых, в частности, могут быть отнесены: крайне слабое использование потенциала страны; однобокое развитие экономики, ее преимущественная ориентация на вывоз сырьевых ресурсов; упадок реального сектора экономики в связи с развалом СССР; серьезные экономические просчеты и ошибки государственной власти в ходе приватизации государственной собственности; обвальное обесценивание вкладов, сбережений населения, финансовый кризис, беспрецедентный рост инфляции и безработицы; отсутствие контроля государства за ходом реформ в регионах;  неэффективность механизмов формирования и распределения дохода общества; отсутствие соответствующих рыночной системе социальных механизмов защиты населения от бедности и др.

     В мировой практике выделяются три  основные концепции определения бедности:

Информация о работе Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике