Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:31, дипломная работа
Переход к рыночной экономике, проведение социально-экономических и политических реформ и преобразование всех сфер жизнедеятельности, социально-экономическая нестабильность и другие процессы оказали в годы обретения независимости в Кыргызской Республике решающее влияние на динамику и характер развития его народонаселения. В связи с этим, исследование социально-экономических проблем развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике в условиях формирования рыночных отношений является весьма актуальным.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Социальная сфера и ее основные функции в системе социально-экономических отношений
1.2. Инновационные методы управления социальной сферой
1.3. Социальная сфера с точки зрения рыночной экономики
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Становление социальной сферы в Кыргызской Республике
2.2. Состояние социальной сфера Кыргызской Республики в 2008 году
2.3. Проблемы развития социальной сферы и пути решения
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1. Финансы социальной сферы в условиях переходной экономики
3.2. Финансирование социальной сферы в Кыргызской Республике и проблемы его развития
3.3. Пути развития финансирования социальной сферы Кыргызской Республики в 2009 году
2)
охрана здоровья граждан,
3) охрана окружающей среды;
4) поддержка молодежной политики и детских инициатив;
5) решение проблем демографии;
6) решение гендерных проблем;
7) поддержка социально уязвимых слоев населения;
8)
помощь детям-сиротам, детям
9) содействие в трудоустройстве граждан;
10) защита прав, законных интересов граждан и организаций;
11) развитие культуры и искусства;
12)
охрана историко-культурного
13)
укрепление общественного
14)
иные социально значимые
Финансирование программ (проектов), реализуемых в рамках государственного социального заказа, осуществляется за счет республиканского и местных бюджетов Кыргызской Республики в виде предоставления грантов.
Рис.
3.2.1. Процентное соотношения расходов
социального сектора Кыргызской Республики
в 2008 г.
В
республиканском бюджете
Финансовые средства, предусмотренные для реализации программ (проектов) в рамках государственного социального заказа, используются в целях и порядке, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, в соответствии с договорами на выполнение государственного социального заказа.
В 2000 на социальную защиту было выделено 55,8% от общего объёма расходов гос. бюджета или 6807,8 млн. сомов. В структуре расходов гос. бюджета в 2000 расходы на социальную сферу составили 44,6%, в т.ч. на образование — 20,3%; здравоохранение — 11,5%, социальное страхование и социальное обеспечение — 9,9%; на организацию отдыха и культурно-религиозную деятельность — 3,0%.
Финансирование выплаты пенсий, пособий по безработице и предоставление пособий по социальному страхованию осуществляется на страховой основе. С 1994 действует Социальный фонд при Правительстве Кыргызской Республики, который осуществляет сбор и ассигнование страховых взносов. Это позволило обеспечить целевое использование и контроль за средствами, собираемыми государством на цели социального страхования по пенсионному обеспечению и др. страховым случаям. В июне 1996 принят Закон Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании», определивший правовые, финансово-экономические и организационные основы социального страхования. С октября 1996 начата регистрация всех плательщиков страховых взносов лично или через своё предприятие. С 1997 стали открываться личные страховые счета, куда вносятся суммы обязательных страховых взносов и периоды их уплаты (страховой стаж), что станет основой пенсионного обеспечения.
Государственная пенсионная система в Кыргызской Республике, как и большинство государственных пенсионных систем в мире, основана на методе покрытия текущих поступлений. Этот метод финансирования предусматривает только один источник поступлений — взносы, к-рые целиком идут на выплату пенсий. Социальный фонд аккумулирует средства и распределяет их для текущих выплат пенсий. Создание полномасштабного резерва и получение дохода от его инвестирования не предусматривается.
Расходы по Социальному фонду включают пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования. Недостаточность средств, мобилизуемых в Социальный фонд, частично компенсируется трансфертами из республиканского бюджета. Из республиканского бюджета финансируются выплаты пенсий быгшим сотрудникам Министерства обороны, Министерства национальной безопасности, Министерства внутренних дел, надбавки к пенсиям за особые заслуги, надбавки инвалидам войны и за трудовые увечья, за работу в условиях высокогорья. Кроме того, из республиканского бюджета выделялась субвенция Социальному фонду на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда по с.-х. сектору, средства для Фонда занятости на смягчение послед ствий введения корпоративного управления.
Финансирование помощи малообеспеченным и социально уязвимым группам населения в Кыргызстане осуществляется из бюджетных средств.
Здравоохранение.
Реформирование финансирования происходит
наиболее интенсивно в сфере здравоохранения.
С 1997 здравоохранение частично финансируется
за счёт страховых взносов (2% от фонда
оплаты труда выплачивают
Обязательное медицинское страхование даёт возможность получать доступную бесплатную медицинскую помощь определённого объёма и качества в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Бюджетное
финансирование здравоохранения
Помимо
страховых и бюджетных
Образование. Сфера образования в Кыргызстане по-прежнему финансируется государством. Преимущественно гос. финансирование этой сферы осуществляется путём использования категориальных грантов на финансирование образования, передаваемых из республиканского бюджета в местные бюджеты. В 1999 в общем объёме средств, расходуемых на образование, бюджетные ассигнования составили 85,6%.
Расходы на образование, осуществляемые из гос. бюджета, имеют незначительное сокращение в общих расходах государства с 21,9% в 1991, до 20,9% в 1999.
В области социальной политики главной целью на 2008 год является повышение жизненного уровня граждан Кыргызстана. Ключевые меры социальной политики будут направлены на решение проблем бедности, повышение доступа населения к качественным услугам образования, здравоохранения, социального обеспечения и социального страхования. В этих целях будут продолжены реформы во всех областях социального развития. Прогнозируется, что уровень бедности сократится в 2008 году на 2,0 процентных пункта и сложится на уровне 35,6%.
Денежные доходы населения в 2008 году будут стабильно повышаться. Объем денежных доходов населения прогнозируется на уровне 134,0 млрд. сом.
Значительный удельный вес в
денежных доходах населения
Реальный рост среднемесячной
заработной платы
В сфере здравоохранения
Увеличение доли государственного финансирования здравоохранения в соответствии с индикаторами стратегии развития страны позволит обеспечить предсказуемость в финансировании здравоохранения, снизить финансовое бремя для населения, повысить эффективность управления рисками, планировать меры по улучшению качества медицинских услуг и их доступности населению.
В сфере образования
Бюджетная политика в области образования в 2008 году по-прежнему будет направлена на повышение благосостояния и престижности работников образования. В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики от 6 декабря 2007 года №539 «О выплате надбавок за педагогический стаж работы работникам образования» с 1 января 2008 года Правительством Кыргызской Республики будут производиться:
Выплаты надбавок за педагогический стаж работы педагогическим работникам системы образования республики.
Повышение
заработной платы на 30 процентов
административному и
Выплаты надбавок специалистам, имеющим стаж работы до 5 лет, в размере:
- 100 сомов – учителям, проживающим в городах;
- 200 сомов – учителям, проживающим в сельской местности;
- 300 сомов – учителям, проживающим в приграничных районах.
В социальной сфере
Рис.
3.2.2. Динамика роста финансирования
социального сектора Кыргызской
Республики на 2008-2011 гг.
Возможно и дополнительное финансирование: средства из целевых социальных фондов, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные взносы, оплата социальных услуг.
Недостатки финансирования социальной сферы:
Таблица № 3.2.1
Распределение расходов республиканского бюджета
по основным разделам функциональной классификации
(с учетом ПГИ и спецсредствами)
за 2006-2009 годы
(млн. сом)
Факт 2007
г. |
Уточ.
бюджет 2008 г. |
Проект
бюджет 2009 г. |
Проект 2009 г. к уточ. 2008 г. | Уд.
вес
в общих расходах бюджета 2009 г., % | |
Всего |
37 640,3 | 44 962,3 | 47 149,8 | 104,9 | 100,0 |
из
них:
I. Государственные службы общего назначения |
12 039,4 | 13 445,3 | 13 120,1 | 97,6 | 27,8 |
II. Оборона | 1 767,3 | 2 314,9 | 2 124,4 | 91,8 | 4,5 |
III. Общественный порядок и безопасность | 3 003,0 | 4 474,4 | 3 784,6 | 84,6 | 8,0 |
IV. Экономические вопросы | 9 043,0 | 10 683,0 | 13 012,7 | 121,8 | 27,6 |
V. Охрана окружающей среды | 241,7 | 403,9 | 392,1 | 97,1 | 0,8 |
VI. Жилищные и коммунальные услуги | 693,6 | 1 002,0 | 823,8 | 82,2 | 1,7 |
VII. Здравоохранение | 3 532,6 | 4 275,5 | 4 556,9 | 106,6 | 9,7 |
VIII. Отдых, культура и религия | 769,1 | 766,8 | 809,0 | 105,5 | 1,8 |
IX. Образование | 3 073,5 | 3 514,1 | 4 107,7 | 116,9 | 8,7 |
X. Социальная защита | 3 477,1 | 4 082,4 | 4 418,5 | 108,2 | 9,4 |
Информация о работе Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике