Фонд социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:11, реферат

Краткое описание

Цель исследования: сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.
Задачи: изучить исторические аспекты, послужившие основой для появления и развития системы социального страхования в России; определить, что такое социальное страхование; выявить деятельность Фонда социального страхования; рассмотреть организацию работы органов, осуществляющих обеспечение граждан пособиями по обязательному социальному страхованию.

Содержание

Введение 3
1 Возникновение социального страхования в России 5
2 Социальное страхование и профсоюзы 8
3 Социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям 11
4 Общие положения о Фонде социального страхования. Задачи Фонда 14
5 Средства Фонда 16
6 Управление Фондом 18
Заключение 22

Вложенные файлы: 1 файл

фонд социального страхования.docx

— 42.07 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1 Возникновение  социального страхования в России 5

2 Социальное  страхование и профсоюзы 8

3 Социальное  страхование в условиях перехода  к рыночным отношениям 11

4 Общие  положения о Фонде социального  страхования. Задачи Фонда 14

5 Средства  Фонда 16

6  Управление Фондом 18

Заключение 22

 

Введение

 

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Оно зародилось в период первобытнообщинного  строя и дошло до наших дней.

Наше общество постоянно  развивается, поэтому значительную роль играет необходимость материального  обеспечения лиц, которые в силу определённых причин не участвуют в  общественном труде и не могут  за счёт оплаты по труду поддерживать своё существование. На содержание членов общества, не обладающих физической трудоспособностью  или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать  её по различным причинам, направляется часть созданного валового продукта, специально обособляемая обществом  для этих целей. В условиях функционирования товарно-денежных отношений эта  часть общественного продукта используется посредством формирования и использования  определённых денежных фондов. Система  отношений, с помощью которых  формируются и расходуются фонды  денежных средств для материального обеспечения указанных лиц, представляет собой социальное страхование.

Цель исследования: сформировать общую картину развития социального  страхования в Российской Федерации.

Задачи: изучить исторические аспекты, послужившие основой для  появления и развития системы  социального страхования в России; определить, что такое социальное страхование; выявить деятельность Фонда социального страхования; рассмотреть организацию работы органов, осуществляющих обеспечение  граждан пособиями по обязательному  социальному страхованию.

Объект - развитие социального  страхования в Российской Федерации.

Предмет - деятельность Фонда  социального страхования Российской Федерации.

Социальное страхование, предполагает активную роль профессиональных союзов, других общественных организаций  в формировании и использовании  соответствующих целевых фондов.

Важнейшая задача социального  страхования заключается в создании необходимых условий для воспроизводства  трудовых ресурсов.

Во-первых, предоставляемое  из фондов социального страхования  материальное обеспечение, медицинское  обслуживание нетрудоспособных членов общества содействуют восстановлению трудоспособности работников и возвращению  их к активной деятельности в различных  отраслях и сферах народного хозяйства. Во-вторых, за счет средств социального  страхования содержатся временно безработные  лица, осуществляется их переобучение и переквалификация.

Социальное страхование - это неотъемлемая часть политики государства в социальной сфере, в которой человек существует как индивидуум и личность. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Возникновение социального страхования в России

 

Обязательное социальное страхование наемных работников в России появилось несколько  позже, чем в западных странах. Впервые  оно возникло в Германии, где в 1883-1889 гг. был принят ряд законов  об организации государственного социального  страхования рабочих. Постепенно эта  система стала распространяться по всему миру.

В России страхование от несчастных случаев имело две  формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества заключали договоры с владельцами  предприятий, принимая на себя выплату  определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев.

Наличие подобного договора освобождало предпринимателя от гражданско-правовой ответственности  за причинение вреда. Вопрос о гражданско-правовой ответственности работодателя при  подобных обстоятельствах особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших  рабочих вследствие несчастных случаев». Именно после принятия этого закона предприниматели стали активно  поддерживать требования о введении государственного страхования работников с тем, чтобы снять с себя часть  расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно  считать, в какой-то степени, началом  государственного социального страхования  в России.

Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали  всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось  только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам  выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.

Основы обязательного  социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 г. законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих».

Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и  работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые  товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих  не менее 200. Для обслуживания рабочих  более мелких предприятий создавались  кассы на кооперированных началах. До революции в России действовало  несколько тысяч страховых касс. В центре эту работу проводил Совет  по делам страхования рабочих, а  в губерниях - Страховые присутствия.

Октябрьская революция внесла в жизнь свои коррективы. Новшества  не обошли и социальное страхование. Новые руководители страны, пришедшие  к власти после Октябрьской революции 1917 года, считали, что законы Третьей Государственной думы не отвечали интересам рабочих. Однако полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято.

Изданные вскоре после  Правительственного сообщения нормативные  акты о страховании на случай болезни, беременности и родам, а также  безработицы не нашли своей полной реализации. Они были фактически заменены Положением о социальном обеспечении  трудящихся, утвержденным декретом СНК  в октябре 1918 года. Этот документ не только обозначил круг выплат, но и  определял размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны  и хозяйственной разрухи Положение  не получило необходимого развития. Обеспечение  трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального, продовольственного и вещевого довольствия.

Система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства, просуществовала  до 1921 года, когда с переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.

По декрету СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании  лиц, занятых наемным трудом»  материальное обеспечение трудящихся основывалось на обязательных взносах  предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Конкретные нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК.

В частности, пособия по временной  нетрудоспособности, беременности и  родам устанавливались в размере  фактического заработка работника. Если средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось  два вида пособия: на предметы ухода  за новорожденным и на кормление  ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты. Пособие  по безработице выдавалось в размере  от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы. В  этих нормативных актах подчеркивалось, что фонды социального страхования  твердо бронированы и не могут  быть использованы на какие-либо другие цели. Тариф по всем видам страхования  составлял 28,5 процента от фонда оплаты труда. Для социального страхования  по временной нетрудоспособности, материнству  и детству выделялось от 6 до 9 процентов; на лечебную помощь работающим - от 5 до 7 процентов от фонда оплаты труда. Кроме обычных тарифов существовали льготный и поощрительно-карательный, применение которых зависело от степени опасности и вредности условий производства.

В деятельности страховых  органов, кроме обеспечения застрахованных денежными выплатами, все больше внимания уделялось вопросам профилактического  и социально-бытового направления (курорты, санатории, дома отдыха, профилактории, диетпитание, детские сады и ясли, молочные кухни).

Союзный совет социального  страхования обладал довольно широкими полномочиями. Он рассматривал и утверждал разработанные инструкции и положения в развитие действующих законоположений, касающихся страхования отдельных категорий работников, порядка взимания страховых взносов, применения действующих тарифов к отдельным видам страхования и размеров страхового обеспечения; разъяснял законодательство о социальном страховании; устанавливал порядок хранения денежных средств органов страхования и др. Этим Советом в 1925 году был утвержден первый список профессиональных заболеваний.

2 Социальное страхование  и профсоюзы

 

Заметной вехой в истории  социального страхования России является передача этого института  в управление профсоюзам на основании  постановления СНК и ВЦСПС  от 23 июня 1933 года. Все средства социального  страхования, а также санатории, дома отдыха и другие учреждения были переданы в управление ВЦСПС.

Непосредственное руководство  осуществлялось сначала отраслевыми, а потом территориальными межсоюзными  профсоюзными органами. На предприятиях (учреждениях, организациях) работу по назначению пособий, контролю за правильностью их выдачи, обеспечению путевками проводили профсоюзные комитеты. Профсоюзы стали заниматься также вопросами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. Многие вопросы охраны труда впоследствии вновь были переданы в ведение государственных органов, но социальное страхование управлялось профсоюзами еще долгие годы.

Таким образом, указанным  выше постановлением профсоюзам было поручено выполнять ряд государственных  функций. При таком положении  вводились подчас ничем не оправданные ограничения в обеспечении трудящихся государственным социальным страхованием. В качестве примера можно назвать постановление СНК СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 года «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе со злоупотреблениями в этом деле». Данный документ устанавливал новый размер пособия по временной нетрудоспособности с уменьшением его нижнего предела до 50 процентов заработка. Сократилась продолжительность отпуска по беременности и родам до 35 дней до родов и 28 дней после родов против уже действовавших в общей сложности 112 дней. Работники, ушедшие с работы по собственному желанию и уволенные за нарушение трудовой дисциплины, получали право на пособие по временной нетрудоспособности лишь после того, как проработают на новом месте не менее шести месяцев.

Также в 1938 году бюджет социального  страхования, ранее утверждаемый отдельно, был включен в состав единого  государственного бюджета СССР. С  этого момента социальное страхование  все больше теряет свой страховой  характер и во многом трансформируется в социальное обеспечение. Оно стало  инструментом распределения средств  государственного бюджета на социальные нужды по остаточному принципу.

Тарифы страховых взносов  были установлены без учета социальных рисков.

Такое положение не изменилось и после введения дифференцированных тарифов по отраслям, поскольку их размеры определялись, в какой-то мере, не степенью опасности и вредности  условий производства, а степенью рентабельности той или иной отрасли  народного хозяйства.

В годы Великой Отечественной  войны были приняты некоторые  меры по улучшению обеспечения отдельными пособиями инвалидов войны. Например, пособие по временной нетрудоспособности было установлено в размере 100 процентов  заработка. В таком же размере  выдавалось пособие по беременности и родам женщинам-инвалидам войны. Отпуск по беременности и родам был увеличен для всех женщин-работниц и служащих с 63 до 77 дней.

В послевоенный период отмечалось дальнейшее развитие социального страхования. Установлена выдача пособий по временной  нетрудоспособности от трудового увечья и профзаболевания в размере 100 процентов заработка, независимо от каких-либо условий. Продолжительность  отпуска по беременности и родам  составляла 112 календарных дней. Получало развитие профилактическое направление  в социальном страховании. За период с 1945 по 1960 годы число лечебно-оздоровительных  учреждений выросло более чем  в 5 раз. Тогда же на крупных предприятиях появились первые санатории-профилактории, где работающие получали санаторное лечение без отрыва от производства. Путевки в санатории за счет средств  социального страхования выдавались либо бесплатно (20% от общего числа), либо за 30 % стоимости.

Постановлением Совета Министров  СССР от 22 января 1955 года и соответствующим  решением ВЦСПС изменены условия  и размеры пособий. Высший предел пособия по временной нетрудоспособности сокращался со 100 до 90 процентов заработка, и оговаривался при этом требованием  о непрерывном стаже работы до 12 лет. В таком же размере назначалось  пособие при трудовом увечье и  профзаболевании и инвалидам  войны, но уже вне зависимости  от непрерывности стажа. Однако вскоре для работников этих категорий был  вновь восстановлен прежний размер - 100 процентов заработка.

Важным этапом развития социального  страхования является распространение  его на новые категории работающих. Традиционно эта система в нашей стране охватывала только рабочих и служащих, то есть лиц, работающих на условиях трудового договора. Затем она начала поэтапно вводиться и для колхозников. Вначале (в 1964 году) право на государственное социальное страхование получили ведущие колхозные кадры: председатели, специалисты и механизаторы. Одновременно была создана система пенсионного обеспечения всех колхозников и введены пособия по беременности и родам для колхозниц. Эти пенсии и пособия выплачивались за счет специального фонда, создаваемого из средств колхозов и государственного бюджета. Размер пенсий был значительно ниже, чем у рабочих и служащих.

Информация о работе Фонд социального страхования