Фонд социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:11, реферат

Краткое описание

Цель исследования: сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.
Задачи: изучить исторические аспекты, послужившие основой для появления и развития системы социального страхования в России; определить, что такое социальное страхование; выявить деятельность Фонда социального страхования; рассмотреть организацию работы органов, осуществляющих обеспечение граждан пособиями по обязательному социальному страхованию.

Содержание

Введение 3
1 Возникновение социального страхования в России 5
2 Социальное страхование и профсоюзы 8
3 Социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям 11
4 Общие положения о Фонде социального страхования. Задачи Фонда 14
5 Средства Фонда 16
6 Управление Фондом 18
Заключение 22

Вложенные файлы: 1 файл

фонд социального страхования.docx

— 42.07 Кб (Скачать файл)

В 1970 году на основании решения Третьего Всесоюзного съезда колхозников была введена система социального страхования членов колхозов.

3 Социальное страхование  в условиях перехода к рыночным  отношениям

 

Перестройка вызвала изменения  в организации и финансировании социального страхования. К первой попытке реорганизации старой системы  социального страхования можно  отнести Постановление Совета Министров  СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование  и социальное обеспечение». Был создан Фонд социального страхования РСФСР, который, как и союзный, начал  действовать с 1 января 1991 года, упразднен  централизованный союзный Фонд социального  страхования колхозников. Однако это  мероприятие практически не привело  к перестройке содержания и функционирования социального страхования.

Согласно постановлению  Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 года Фонд социального страхования  РСФСР получил свой отдельный  страховой тариф в размере 5,4 % от начисленной оплаты труда. Позднее  Фонду было предоставлено право  применения финансовых санкций, которыми пользовались органы Пенсионного фонда.

Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение. Были утверждены Временное  положение о Фонде и Инструкция о порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах созданы региональные фонды, подчиненные центру. Правовое положение Фонда существенно упрочилось в связи с изданием в 1992 и 1993 годах соответствующих Указов Президента Российской Федерации. Согласно этим документам управление государственным социальным страхованием было возложено на Правительство Российской Федерации с участием общероссийских объединений профсоюзов. Фонд стал государственным учреждением.

Самым важным достижением  первоначального реформирования системы  социального страхования является создание самостоятельного, автономного  Фонда со своим бюджетом и новой  моделью управления. Это позволило  обеспечить строго целевое использование  средств и не только сохранить, но даже несколько повысить уровень  обеспечения застрахованных отдельными пособиями. В сложных для страны экономических условиях были увеличены  сроки выплаты пособий по беременности и родам и по уходу за больными детьми. Сняты существовавшие длительное время ограничения при выплате  пособий по временной нетрудоспособности работающим инвалидам. Для всех работников Севера пособие по временной нетрудоспособности установлено в размере 100 процентов  заработка. Фонд взял на себя финансирование пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Первые шаги реформирования не смогли радикально изменить сущность системы социального страхования, которая еще в значительной степени  опиралась на устаревшие дореформенные  принципы и правила, свойственные централизованному  ведению экономики.

В социально-политическом аспекте  социальное страхование представляет собой способ реализации конституционного права граждан на материальное обеспечение  в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. Размеры  получаемых средств зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности иди  инвалидности, и регулируются действующим  законодательством.

Организация социального  страхования базируется на следующих  основных принципах: всеобщность обеспечения  граждан по социальному страхованию, причем в наибольшей доле за счет средств предприятий, организаций и государства, оптимальное сочетание интересов личности, трудовых коллективов и общества в целом при использовании средств социального страхования; управление последним через организации трудящихся. Социальное страхование, предполагает активную роль профессиональных союзов, других общественных организаций в формировании и использовании соответствующих целевых фондов.

Важнейшая задача социального  страхования заключается в создании необходимых условий для воспроизводства  трудовых ресурсов.

Во-первых, предоставляемое  из фондов социального страхования  материальное обеспечение, медицинское  обслуживание нетрудоспособных членов общества содействуют восстановлению трудоспособности работников и возвращению  их к активной деятельности в различных  отраслях и сферах народного хозяйства. Реабилитация инвалидов, создание для  них возможности заниматься общественно  полезным трудом также обеспечивают занятость, снижают нагрузку на государственные  источники финансирования соответствующих  социальных программ. Пенсионное обеспечение  строится таким образом, чтобы за счет лиц пенсионного возраста добиться относительного расширения трудовых ресурсов, плавной смены поколений трудоспособного  населения, рационального его распределения  по отраслям, территориям, сферам экономики.

Во-вторых, за счет средств  социального страхования содержатся временно безработные лица, осуществляется их переобучение и переквалификация.

Последствия научно-технической  революции, развивающейся в рамках рыночной экономики, требуют постоянного  увеличения денежных выплат временно безработным, расширения социальных программ по их материальной поддержке и трудоустройству. Данная область социального страхования  в настоящее время выступает  как важнейшее условие осуществления  процесса воспроизводства трудовых ресурсов.

Вместе с тем социальное страхование - это неотъемлемая часть  политики государства в социальной сфере, в которой человек существует как индивидуум и личность. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.

Таким образом, посредством  социального страхования общество решает следующие задачи: формирует  денежные фонды, из которых покрываются  затраты, связанные с содержанием  нетрудоспособных или лиц, не участвующих  в трудовом процессе; обеспечивает необходимое количество и структуру  трудовых ресурсов, а также их распределение  в соответствии с объективными потребностями  данного этапа развития общества; сокращает разрыв в уровне материального  обеспечения неработающих и работающих членов общества; добивается выравнивания жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс.

4 Общие положения о Фонде социального страхования. Задачи Фонда

 

Социальное страхование  представлено в РФ Фондом социального  страхования и обеспечения. Деятельность Фонда регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 «О Фонде социального страхования  Российской Федерации».

Фонд социального страхования  Российской Федерации управляет  средствами государственного социального  страхования Российской Федерации.

«Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением «О Фонде социального  страхования Российской Федерации».

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда  не входят в состав бюджетов соответствующих  уровней, других фондов и изъятию  не подлежат. Бюджет Фонда и отчет  о его исполнении утверждаются федеральным  законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений  Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда  утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования  Российской Федерации входят следующие  исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования  на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования  в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые  региональными и центральными отраслевыми  отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью  Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный  аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных  отраслевых отделениях - координационные  советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Фонд, его региональные и  центральные отраслевые отделения  являются юридическими лицами, имеют  гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета  в банках.

Основными задачами Фонда  являются: обеспечение гарантированных  государством пособий по временной  нетрудоспособности, беременности и  родам, при рождении ребенка, по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; разработка совместно с Министерством труда Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

5 Средства Фонда

 

Средства Фонда образуются за счет: страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период; добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

Средства Фонда направляются на: выплату пособий по временной  нетрудоспособности, беременности и  родам, при рождении ребенка, по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение; санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, подведомственных санаторно-курортных учреждений, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие); создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда; финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля над охраной труда) в случаях, установленных законодательством; проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда; осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию; участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств  социального страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения  финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального  страхования Российской Федерации. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда  развития утверждается Правительством Российской Федерации.

«Выплата пособий по социальному  страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других мероприятий  по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и  иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.»  Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет  администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Информация о работе Фонд социального страхования