Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования курсовой работы является Фонд социальной защиты населения. Цель исследования: рассмотрение сущности понятия социальной защиты и основных ее институтов. Используемые методы исследования: статистический, аналитический, сравнительный. В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:
изучена сущность Фонда социальной защиты населения, его поставленные задачи и функции; выявлены источники образования фонда социальной защиты населения; изучена характеристика использования средств фонда социальной защиты населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….4
1 Фонд социальной защиты населения: сущность и значение, задачи и функции………………………………………………………………………………7
2 Источники образования фонда социальной защиты населения……………....22
3 Направления использование средств фонда социальной защиты населения...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

1 ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.docx

— 74.62 Кб (Скачать файл)

2. Контроль за исполнением бюджета Фонда, целевым и эффективным использованием средств по всем статьям сметы расходов на 2011 год, а также за правильностью расходования  средств государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования.

3. Обеспечение соблюдения  законодательства о профессиональном  пенсионном страховании, в том  числе по вопросам расчета  сумм доходности застрахованным  лицам и компенсации, а также  назначения и выплаты профессиональных  пенсий.

4. Совершенствование нормативных  правовых актов по вопросам  внесения платежей в Фонд, персонифицированного  учета, профессионального пенсионного  страхования, исчисления пособий   и другим направлениям государственного  социального страхования. Разработка  проектов нормативных правовых  актов по вопросам, связанным  с назначением и выплатой досрочных  профессиональных пенсий.

5. Упорядочение контрольной  деятельности, сокращение количества  проверок субъектов хозяйствования  и согласованность их проведения  в соответствии с Указом Президента  Республики Беларусь от 16 октября  2009 № 510 «О совершенствовании  контрольной (надзорной) деятельности  в Республике Беларусь».

6. Осуществление контроля за достоверностью информации, содержащейся в документах персонифицированного учета, и своевременностью выдачи органам по труду, занятости и социальной защите выписок из индивидуальных лицевых счетов.

7. Развитие информационных  систем, обеспечивающих прием статистической  отчетности в электронном виде (преимущественно по каналам связи).

8. Модернизация основного  и резервного центров обработки  данных центрального аппарата  Фонда.

9. Расширение перечня  информационных услуг, оказываемых  плательщикам страховых взносов  через корпоративный портал Фонда,  а также постоянное консультирование  плательщиков по вопросам сдачи  документов персонифицированного  учета и статистической отчетности  через портал.

10. Завершение разработки  и сдача в промышленную эксплуатацию  автоматизированной системы управления  архивом электронных документов  и информационных ресурсов. Доработка  автоматизированной системы управления  профессионального пенсионного  страхования с учетом особенностей  профессионального пенсионного  страхования отдельных категорий  работников.

11. Проведение постоянной  работы по информированию плательщиков  страховых взносов, населения,  органов государственной власти  и управления по вопросам деятельности  Фонда, разъяснению законодательства  о государственном социальном страховании и обучению плательщиков страховых взносов.

12. Выполнение показателей  Программы «Кадры 2011-2015 годы» Министерства  труда и социальной защиты  Республики Беларусь в части,  касающейся органов Фонда.

13. Обеспечение соблюдения  законодательства об обращениях  граждан, в том числе принятие  мер по решению вопросов и  проблем, поднимаемых гражданами, непосредственно на местах.

14. Обеспечение постоянного  контроля за экономией и бережливым использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов.[5].

Таким образом можно сделать вывод о том, что ФСЗН представляет собой финансовый институт, который аккумулирует средства населения и выплачивает их в виде пособий и пенсий при наступлении страхового случая. Последним может быть рождение ребенка. Потеря трудоспособности, потеря кормильца, старость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ  ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

 

Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты является основным финансовым органом в системе государственного социального страхования Республики Беларусь. Его финансовое положение  может ухудшаться в связи с  несвоевременным и неполным поступлением взносов, необходимостью использования  его средств на выплаты, которые  должны финансироваться из республиканского бюджета, возрастанием численности  пенсионеров по отношению к числу  работающих и уплачивающих страховые  взносы лиц.[2.с. 167]

Рассмотрев выше понятие  Фонда социальной защиты населения  Республики Беларусь, его задачи и  функции, необходимо остановиться на источниках его формирования, которые в свою очередь и позволяют выполнять  фонду возложенные на него функции, исходя из целевой направленности.

Средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь образуются:

  • за счет обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
  • поступлений от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;
  • доходов от капитализации средств Фонда;
  • поступлений сумм доплат за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, которые приобретаются за счет средств государственного социального страхования;
  • поступлений экономических санкций и административных штрафов, налагаемых органами Фонда;
  • добровольных пожертвований юридических и физических лиц;
  • других поступлений.

Согласно Положению №40 от 16.01.2009г.о Фонде социальной защиты населения Республики Беларусь данные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.

Размер обязательных страховых  взносов нанимателей и граждан  устанавливается в зависимости  от фонда заработной платы в соответствии с Законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов  в Фонд социальной защиты населения  Министерства социальной защиты Республики Беларусь» от 29.02.1996 г. В редакции данного закона от 28.07.2003 г. №232-3, в отличие от предыдущих редакций, общеустановленный размер обязательных страховых взносов разделен на пенсионное и социальное страхование, кроме того, упорядочены льготы. В частности, тариф страхового взноса, составляющий 35%, включает 29% обязательных взносов на пенсионное страхование и 6% — на социальное. Такое деление обусловлено динамической тенденцией в расходовании средств ФСЗН на выплату пенсий и пособий. Уплата названных взносов производится единым платежом в размере 35% плюс 1% с работающих граждан на пенсионное страхование.

Для сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и  садоводческих кооперативов установлен общий размер страховых взносов  — 30% (24% — на пенсионное страхование) и 1% — с работающих граждан. Для коллегий адвокатов тариф, ранее составлявший 5%, увеличился вдвое (8% — на пенсионное, 2% — на социальное страхование). Для физических лиц, самостоятельно осуществляющих предпринимательскую деятельность, размер страховых взносов установлен в размере 36% (30 — на пенсионное, 6% — на социальное страхование).

В новой редакции закона о страховых взносах в ФСЗН не стало таких малообоснованных льготных тарифов, как 4,7%, 5, 15 и 20,4%, зато содержится перечень плательщиков, освобожденных  от уплаты страховых взносов на определенных условиях. Это общественные объединения инвалидов и пенсионеров, не менее чем на 80% состоящие из граждан данной категории, а также принадлежащие им на праве собственности организации с численностью инвалидов среди работающих граждан не менее 50% и с размерами их доли в общей сумме выплат не менее 25%. Ранее подобные организации платили страховые взносы в размере 4,7 и 20,4%. Кроме того, от уплаты страховых взносов освобождены члены крестьянских (фермерских) хозяйств, являющиеся инвалидами либо достигшие общеустановленного пенсионного возраста.

Индивидуальные предприниматели  вошли в состав обязательных плательщиков в ФСЗН с 01.08.2002 г. в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 25.07.2002 г. №18 и Указом Президента Республики Беларусь от 30.09.2002 г. №497. Они должны уплачивать не менее 36% величины утверждаемого в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Источниками формирования фонда  являются:

  • обязательные отчисления организации (в том числе организаций с иностранными инвестициями), индивидуальных предпринимателей;
  • оплата банками использования денежных средств, которые хранятся на счетах фонда;
  • суммы штрафов, взыскиваемых органами государственной службы занятости. За нарушение законодательства о занятости населения;
  • добровольные пожертвования и иные поступления.

Средства фонда аккумулируются на едином казначейском счете Министерства финансов Республики Беларусь с распределением в республиканский и местные бюджеты на основании предложений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, согласованных с облисполкомами и Минским горисполкомом. 

Все годы существования Фонда  его бюджет был сбалансированным, расходы покрывались доходами без  дотационных вливаний со стороны  государства. Вместе с тем, обеспечение  поступления страховых взносов  всегда было и остается серьезной  проблемой. Имеет место постоянная просроченная задолженность страхователей  перед Фондом, которая сегодня  составляет 15% его месячной потребности  Фонда. Возможность полного погашения  этой задолженности в ближайшее  время не просматривается. Более  того, практикуется предоставление отсрочки по погашению задолженности, которая, правда, дается лишь при условии  уплаты текущих платежей.

Хранящиеся на счетах Фонда  денежные средства в соответствии с  Законодательством изъятию не подлежат, не облагаются налогами и не могут  быть использованы на цели, не относящиеся  к социальному страхованию.

На устойчивость финансирования положительно влияет более высокий  уровень собираемости страховых  взносов по сравнению с налогами. Это обусловлено, главным образом, целевой направленностью этих взносов, а также тем обстоятельством, что за сбор взносов и финансирование пенсий и пособий отвечают одни и  те же лица и это обязывает их относиться к сбору взносов с  высокой степенью ответственности.

Страховые взносы в меньшей  степени подвержены уклонению от их уплаты, чем налоги, особенно в  условиях, когда работники Фонда  ведут необходимую разъяснительную  работу со страхователями о целевой  направленности этих взносов.

Действующим законодательством  в республике установлена жесткая  система санкций в виде пени и  финансовых штрафов к страхователям  и обслуживающим банкам в случае нарушения ими правил уплаты и  перечисления страховых взносов. Помимо этого, действует система привлечения виновных к административной ответственности.

Все это позволяет обеспечивать собираемость страховых взносов  на уровне 97-99 процентов и поддерживать тем самым систему финансирования выплаты пенсий и пособий в  сравнительно устойчивом состоянии.

Весьма ценным с точки  зрения обеспечения стабильности финансирования является право Фонда капитализировать временно свободные остатки средств. Это дает возможность даже при  наличии сравнительно небольших  запасов финансовых ресурсов (как  правило, ниже месячного) за счет такого рода деятельности увеличивать доходы Фонда.

Для учета средств Фонда  в плане счетов бухгалтерского учета  в банках открыт отдельный балансовый счет "Средства Фонда социальной защиты", по которому производятся все  виды платежей в Фонд. Банки за пользование  денежными средствами Фонда начисляют  установленную плату. Поступающие  в виде этой платы средства являются целевыми и перечисляются всеми  предприятиями и организациями, задействованными в схеме финансирования выплат пенсий и пособий, в доход  бюджета Фонда. Такой порядок  был введен в 1998 году, что повысило доходность Фонда[5].

Поступления в бюджет Фонда  за 2010 год составили 19582,9 млрд. руб. (102,9 % плана) из которых  страховые взносы предприятий – 18941,0 млрд. руб. (96,7 % общих  поступлений), взносы индивидуальных предпринимателей – 69,4 млрд. руб. (0,36 % общих поступлений). [5].

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь образуется за счет обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование, ассигнований из республиканского бюджета, доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования, доходов от размещения средств. Сумм пеней, штрафов и других поступлений.

 

 

 

 

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

 

Средства государственного социального страхования имеют  целевое назначение и направляются на:

- выплату трудовых пенсий, в том числе государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионного законодательства; за особые заслуги перед республикой в части, соответствующей размеру пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет; ежемесячного денежного содержания в части, соответствующей размеру пенсии, исчисляемой по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;

- выплату профессиональных пенсий;

- выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);

Информация о работе Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и использования