Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 17:34, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является Фонд социальной защиты населения. Цель исследования: рассмотрение сущности понятия социальной защиты и основных ее институтов. Используемые методы исследования: статистический, аналитический, сравнительный. В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:
изучена сущность Фонда социальной защиты населения, его поставленные задачи и функции; выявлены источники образования фонда социальной защиты населения; изучена характеристика использования средств фонда социальной защиты населения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….4
1 Фонд социальной защиты населения: сущность и значение, задачи и функции………………………………………………………………………………7
2 Источники образования фонда социальной защиты населения……………....22
3 Направления использование средств фонда социальной защиты населения...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….34
- оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;
- выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;
- финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;
- финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
- финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения;
- финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.
Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.
Помимо этого выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики в соответствии с ее международными договорами, финансируются расходы на оздоровление трудящихся, повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессивных исков.
Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. В этом случае рабочий стаж и заработок в течение трудоспособного периода слабо влияет на размер получаемой пенсии.
В целях усиления взаимосвязи пенсий и пособий с результатами труда, усиления достоверности сведений о стаже и заработках, создания предпосылок для контроля за уплатой страховых взносов гражданами, повышения заинтересованности в уплате страховых взносов, упрощения и ускорения процедуры назначения пенсий и пособий в нашей республике начался этап реформирования пенсионного дела с ориентацией на персональный характер социального страхования. Он регламентирован законом Республики Беларусь от 6.01.1999 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования». Суть реформы заключается в переходе от одноуровневой системы социальной защиты граждан к многоуровневой, включающей несколько видов пенсий: социальных пенсий, выплачиваемых за счет обязательных страховых взносов и дополнительных пенсий, формируемых по накопительному принципу.
Для выплаты пенсий за счет обязательных страховых взносов вводится индивидуальный (персонифицированный) учет заработков каждого работающего. С этой целью работодатели регистрируют в ФСЗН работника, на которого открывается индивидуальный лицевой счет (ИЛС) под номером, соответствующим номеру паспорта нового типа. Этот номер закрепляется за гражданином в течение всей его жизни. Он может работать в нескольких местах, сообщая свой номер всем работодателям. При этом информация о всех доходах, уплате из них взносов в ФСЗН, страховом стаже, местах работы аккумулироваться в одном ИЛС. Это избавит граждан от поиска сведений за весь трудоспособный период, облегчит начисление пенсий, обеспечит рост поступлений в ФСЗН. Реформа объединила интересы работников, работодателей и ФСЗН.
Государственный фонд содействия
занятости является государственным
целевым бюджетным фондом, предназначенным
для страхования от безработицы
и финансирования мероприятий по
обеспечению занятости
Распорядителями средств фонда являются: республиканской части — Министерство труда и социальной защиты; областных — управления областных служб занятости населения; городских и районных — городские (региональные) и районные центры занятости населения; Минска — Минский городской центр занятости населения.
Цели, на которые расходуются средства фонда, имеют отличия, обусловленные статусом распорядителя. Для республиканской части это:
Средства областных частей и часть фонда Минска используются для финансирования следующих мероприятий:
по социальной поддержке безработных и незанятого населения;
Средства городских и районных частей фонда предназначены для содержания региональных, городских и районных органов государственной службы занятости.
Оплата расходов республиканской части фонда производится Министерством финансов, областных и Минска — областными и минским городским финансовыми управлениями через территориальные органы государственного казначейства.
Контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления платежей в фонд осуществляется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и его органами на местах. Контроль за расходованием средств фонда по целевому назначению возложен на Министерство финансов страны, местные финансовые органы. [1. с. 220-221].
Расходы бюджета Фонда в 2010 году составили 18300,9 млрд. руб., из которых на финансирование выплат пенсий направлено 14873,8 млрд. руб. (81,3 %), на выплату пособий – 3060,3 млрд. руб. (16,8 %). На финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения направлено 112,0 млрд. руб. Расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения профинансированы в сумме 134,8 млрд. руб., что на 9,0 % больше чем в 2009 году.
За счет средств государственного социального страхования назначено 9,5 млн. пособий (в 2009 году – 9,6 млн.). Расходы на их выплату составили 3060,3 млрд. руб. (на 21,6 % больше, чем в 2009 году).
Преобладало количество пособий по временной нетрудоспособности (3,9 млн. пособий). Расходы на их выплату составили 1209,4 млрд. руб. (39,5 % от общей суммы расходов на выплату пособий), что на 4,3 процентных пункта меньше, чем в 2009 году.
Выплата пособий работающим
гражданам, в основном, обеспечивалась
плательщиками в счет начисленных
страховых взносов. Вместе с тем,
с заявками о финансировании пособий
в случае превышения сумм начисленных
пособий над суммами
По республике на 1,6 % снижен показатель временной нетрудоспособности на 100 работающих (в 2009 году отмечался его рост на 11,7 %). Самый высокий уровень заболеваемости с временной нетрудоспособностью в Витебской области (821,5 дня), самый низкий – в Минской области (692,9 дня). В Могилевской и Витебской областях он увеличился. [4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что средства ФСЗН имеют целевую направленность и расходуются на выплату пенсий, пособий по государственному социальному страхованию, финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление, финансирование деятельности Фонда и другие расходы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 г. №XII на базе пенсионного фонда социального страхования. Он функционирует с 01.07.1993 г., являясь самостоятельной финансово—кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты. До 2003 г. (включительно) ФСЗН оставался внебюджетным фондом, а с 01.04.2004 г. его денежные средства вошли в состав бюджета.
Важнейшая экономическая
функция социального
Таким образом, посредством
социального страхования
- формирует денежные
форды, из которых покрываются
затраты, связанные с
- обеспечивает необходимое
количество и структуру
- сокращает разрыв в
уровне материального
- добивается повышения
жизненного уровня различных
социальных групп населения,
Средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь образуются:
других поступлений.
Данные средства являются
республиканской
Фонд социальной защиты населения является органом государственного управления финансами социального страхования и структурным элементом Министерства социальной защиты населения. Уплата страховых взносов в ФСЗН, начисленных на все виды выплат, носит обязательный характер.
Средства фонда используют
только на целевое финансирование выплат,
установленных
Бюджет ФСЗН на очередной финансовый год составляется центральным аппаратом фонда, рассматривается Правлением ФСЗН и вносится в установленном порядке в Совет Министров на утверждение. Основной статьей расходов бюджета ФСЗН являются расходы на выплату пенсий пенсионерам. Доля этого направления расходов составляет 72-75%.
Как в 2008-2009 гг., так и в 2010 г. бюджеты ФСЗН были утверждены с превышением доходов над расходами.
Бюджет Фонда за 2010 год исполнен с профицитом, удельный вес доходов бюджета Фонда в ВВП составил 12 %, а расходов – 11,2 %.
Поступления в бюджет Фонда за 2010 год составили 19582,9 млрд. руб. (102,9 % плана) из которых страховые взносы предприятий – 18941,0 млрд. руб. (96,7 % общих поступлений), взносы индивидуальных предпринимателей – 69,4 млрд. руб. (0,36 % общих поступлений).
Остатки средств на конец 2010 года составили 6960,0 млрд. руб.(4,3 % ВВП) или 470,2 % месячной потребности на финансирование выплат пенсий января 2011 года (остатки на начало 2010 года – 5678,0 млрд. руб.).
В результате размещения временно свободных финансовых средств в депозиты банков получено доходов в сумме 293,8 млрд. руб. (в 2009 г. – 336,6 млрд. руб.). Уменьшение суммы дохода связано со снижением среднегодовой ставки рефинансирования до 11,8 % вместо 13,9 %. По состоянию на 01.01.2011 в депозитах банков находилось 2405,0 млрд. руб.
Расходы бюджета Фонда составили 18300,9 млрд. руб., из которых на финансирование выплат пенсий направлено 14873,8 млрд. руб. (81,3 %), на выплату пособий – 3060,3 млрд. руб. (16,8 %). На финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения направлено 112,0 млрд. руб. Расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения профинансированы в сумме 134,8 млрд. руб., что на 9,0 % больше чем в 2009 году.
В 2010, как и в предыдущие годы, Фонд работал в режиме строжайшей экономии средств на содержание органов Фонда. Смета расходов за год исполнена в сумме 72,7 млрд. руб. или 81,8 % к плану. Удельный вес этих расходов составил 0,39 % от общих расходов бюджета (в 2009 году – 0,47 %).
Информация о работе Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и использования