Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"
21. Межбюджетные отношения: содержание, формы организации, значение. Современный этап реформирования межбюджетных отношений в РФ.
Межбюджетные отношения - это отношения между органами гос.власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по осуществлению бюджетного процесса.Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма. Основная задача бюджетного федерализма - в конкретных эконом.и политич. условиях выбрать наиболее эффективную модель бюджетных отношений. Для этого необходимо четко распределить расходные функции м/у уровнями власти, закрепить соответствующие им источники финансирования, сформировать систему оказания фин. помощи слабым регионам.
Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующие принципы межбюджетных отношений:
• распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
• разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
• равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
• выравнивание уровней
минимальной бюджетной
• равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов не решают проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности, т.к. бюджеты субъектов РФ различаются и по фин. потенциалу, поэтому весьма важным является установление принципов оказания фин. помощи. Формы оказания фин.помощи:
1) дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности;
Дотации из федерального региональному бюджету определяются на основе нормативов фин. затрат по обеспечению минимальных гос. социальных стандартов - это гос. услуги, предоставление к-ых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов гос. внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.
2) субвенции и субсидии на финансирование отдел. целевых расходов (федерал. целевые программы, капит.расходы и др.);
3) бюджетные кредиты;
4) бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов.
Новый этап реформирования межбюджетных отношений РФ с 2001 г.:
1) федерал.фонд фин.поддержки субъектов РФ, регион.фонд фин.поддержки муницип.образований Начиная с 2005 г. распределяет фин.помощь по пороговому значению показателя бюджетной обеспеченности, тем самым стимулирует гос.власти субъектов РФ к развитию собствен.налоговой базы.
2) четкое определение сферы фин.ответственности субъектов РФ за реализацию федеральных законов социального характера («О ветеранах», «О социал. защите инвалидов в РФ», «О гос.пособиях гражданам, имеющим детей»). С этой целью с 2001 г. в составе федерального бюджета создается фонд компенсаций. Средства фонда (субвенции) распределяются между всеми без исключения субъектами федерации вне зависимости от уровня их бюджетной обеспеченности.
3) оказание поддержки бюджетным и эконом. реформам на региональном и местном уровне. Средства фонда реформирования региональных и муницип.финансов используются на инвестиц. цели, субсидии на конкурсной основе.
22. Региональные и местные бюджеты: особенности формирования доходов и расходов, роль в развитии территории.
бюджет - это количественное выражение плана в натуральных и денежных измерителях. Структура любого бюджета - иерархическая модель статей и плановых показателей в определенном временном периоде
Основные финансовые бюджеты организации:
1. бюджет расходов и доходов;
2. бюджет движения денежных средств;
3. бюджет
баланса или бюджет по
Методы бюджетирования:
1. фондирование;
2. последовательного бюджетирования;
3. метод с
использованием записей на
Бюджеты субъектов РФ становятся важнейшим источником финансирования соц.-эконом. программ регионов. Региональные бюджеты– центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для фин. обеспечения задач, лежащих на гос. органах управления субъекта РФ. Цель региональных органов власти - обеспечение развития регионов, а также производств. и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. В соответствии с БК РФ, доходы регионал. бюджетов формируются за счет собств. и регулирующих доходов:
1)налоговые доходы бюджетов субъектов РФ:
-региональные налоги и сборы-собствен. (на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный)
-регулирующие налоги
– налог на прибыль, акцизы,
платежи за пользование
-неналогов. доходы - от использования имущества, к-ое в собственности субъекта РФ; от платных услуг
2)фин.помощь вышестоящих бюджетов
Основные направления
использования средств
1) обеспечение функционирования органов законодательн. и исполнительной власти субъектов РФ;
2) обслуживание и погашение гос. долга субъектов РФ;
3) обеспечение реализации регионал.целевых программ;
4) формирование гос. собственности субъектов РФ;
5) осуществление международных и внешнеэконом. связей субъектов РФ;
6) обеспечение деятельности СМИ субъектов РФ;
7) оказание финансовой помощи местным бюджетам;
8) обеспечение осуществления отдел. гос. полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
Каждое муницип. образование имеет собственный
бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ. Местный бюджет -форма образования и расходования ден. средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местн. самоуправления. Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представител. органы.
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать фин. помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество физ.лиц), другие собственные доходы местных бюджетов (от приватизации, аренды муницип.имущества), доли федеральных налогов и налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Размеры минимальных долей (в %) федеральных налогов, закрепляемых за муницип. образованиями на постоянной основе, определяются законодательными органами субъекта РФ. В главные регулирующие доходы местных бюджетов входят отчисления: 1) от НДС; 2) от акцизов; 3) от налога на прибыль предприятий; 4) от подоходного налога с физических лиц. Основным направлением использования средств местных бюджетов является покрытие расходов, связанных с жизнеобеспечением человека.
Местные бюджеты распределяют гос. средства на содержание и развитие соц. инфраструктуры общества.
23. Формирование и использование средств Пенсионного фонда РФ в условиях пенсионной реформы.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) - крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Он образован в 1991 г. Постановлением Верховного Совета РФ. Основными задачами ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страхов. взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством.
В доходы бюджета ПФР кроме обязательных взносов поступают: средства федерального бюджета; средства Фонда социального страхования РФ; пени и фин. санкции; добровольные взносы юр. и физ.лиц. За счет средств ПФР осуществляется:
1) выплаты трудовых пенсий
2) выплаты соц.пенсий и пособий (инвалидам)
3)выплаты гос.пенсий военнослужащим
4) содержание аппарата ПФР
Концепция реформы системы
пенсионного обеспечения в
С 1 января 2010 г. вступил в силу ФЗ, который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "ЕСН" утратила силу. Страховые взносы должны перечисляться отдельно в ПФР, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медиц страхования (федеральный и территориальный). Плательщиками страховых взносов являются организации, ИП и физические лица, не признаваемые таковыми, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физ.лицам. К плательщикам относятся также ИП, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физ.лицам, т.е. те же лица, которые до 1 января 2010 г. в соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивали ЕСН.
Тариф страхового взноса в Пенсионный фонд РФ-20 % (в 2011 г.-26%):
1)Согласно п. 1 ст. 33 ФЗ предусмотрено след. распределение взносов. В отношении лиц 1966 г. рождения и старше взносы полностью перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а по лицам 1967 года рождения и младше они распределяются следующим образом: 14 % - на страховую и 6 % - на накопительную часть трудовой пенсии
2)ИП, адвокаты и частнопрактикующие
нотариусы (плательщики, не
3) для организаций
и ИП, которые являются с/х
База для начисления взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам, не должна превышать 415 000 руб., исчисленных нарастающим итогом с начала календарного года. При превышении этого предела страховые взносы не взимаются.
ИЗМЕНЕНИЯ:14 % в ПФР в 2010 г. применяют лица, использующие труд инвалидов, а также общественные организации инвалидов. Напомним, что ранее в ст. 239 НК РФ была установлена льгота по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физлицам-инвалидам, а также для общественных организаций инвалидов и учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, научных и иных социальных целей, собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов: не облагались ЕСН выплаты каждому работнику-инвалиду в пределах 100 000 руб.
В 2010 году выпадающие доходы
бюджета ПФР в связи с
24. . Фонд социального страхования РФ, механизм его формирования и использования
Фонд социального страхования РФ (ФСС) призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе.
С 1 января 2010 г. вступил в силу ФЗ, который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "ЕСН" утратила силу. Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Плательщиками страховых взносов являются организации, ИП и физические лица, не признаваемые таковыми, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физ.лицам. К плательщикам относятся также ИП, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физ.лицам, т.е. те же лица, которые до 1 января 2010 г. в соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивали ЕСН.
Тариф страхового взноса в Фонд соц. страхования РФ - 2,9 %; для организаций и ИП, которые являются с/х товаропроизводителями или имеют статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны-1,9%; ИП, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы (плательщики, не производящие выплаты физлицам) определяют размер взносов, исходя из стоимости страхового года, которая рассчитывается как произведение МРОТ (4330 руб.) и тарифа в соответствующий фонд и умножается на 12.
Основными задачами ФСС являются: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении и усыновлении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также осуществление иных расходов, предусмотренных бюджетом Фонда на соответствующий год, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами.
ИЗМЕНЕНИЕ: отменено ограничение предельного размера пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам фиксированной суммой, но средний дневной заработок при расчете пособия не может превышать предельную величину базы для начисления взносов (в 2010 г. - 415 тыс. руб.), разделенную на 365. Таким образом, максимальный средний дневной заработок для начисления пособия составляет 1136 руб. 99 коп.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 % от среднего заработка. Ограничение максимального размера в 6000 руб. отменено, но при расчете среднего заработка учитывается максимальная величина базы, на которую начисляются взносы. Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2010 г. составляет 13 833,33 руб.
Организации и ИП, применяющие спецрежимы налогообложения, должны выплачивать пособия по временной нетрудоспособности своим работникам в общем порядке.