Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:31, шпаргалка

Краткое описание

Финансы в экономической системе: сущность, признаки, функции, категории.
Финансы следует рассматривать как экономическую категорию, которая отображает создание, распределение и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей хозяйственной деятельности, предоставление разнообразных услуг населению со стороны государства, обеспечение выполнения государством ее функций. В конечном итоге целью функционирования финансов является достижение высокого уровня благосостояния как государства, так и отдельного гражданина. В практическом плане финансы - это составляющая экономической системы любого государства, использование которой предоставляет возможность успешно реализовать конечную цель экономического и социального развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы Финансы.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

Перечень  вопросов для проведения экзаменов 

(зачетов)

 

 

 

  1. Финансы  в  экономической  системе: сущность, признаки, функции, категории.

Финансы следует рассматривать как экономическую категорию, которая отображает создание, распределение и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей хозяйственной деятельности, предоставление разнообразных услуг населению со стороны государства, обеспечение выполнения государством ее функций. В конечном итоге целью функционирования финансов является достижение высокого уровня благосостояния как государства, так и отдельного гражданина. В практическом плане финансы - это составляющая экономической системы любого государства, использование которой предоставляет возможность успешно реализовать конечную цель экономического и социального развития. Назначение финансов - обеспечить необходимые условия для создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стране. Это достигается путем организации разнообразных фондов финансовых ресурсов на всех этапах деятельности государства, предпринимательских структур и каждого отдельного гражданина. для изучения сущности финансов необходимо обобщить всю систему отношений, которые абстрагируются в этой категории, проанализировать весь массив фактов, которые имеют к ней непосредственное отношение, систематизировать их, выстроить своеобразную модель.

Финансы - это система денежных отношений, которые возникают в процессе распределения и перераспределения на макроуровне - валового внутреннего продукта и национального дохода (на микроуровне - выручки и прибыли), по поводу образования, распределения и использования финансовых ресурсов (что чаще всего происходит в фондовой форме) с целью удовлетворения общественных интересов и потребностей.

Характерными  признаками, которые вытекают с определения экономической сущности финансов и предоставляют возможность выделить финансовые операции с определенного массива фактов, есть такие:

O  финансы - это категория распределительная;

O  финансы участвуют в стоимостной форме распределения;

O  финансы всегда имеют дело с движением финансовых ресурсов (их формированием, распределением, использованием), которое чаще всего происходит в фондовой форме.

Для финансов как экономической категории характерны две функции: распределительная и контрольная. 
Первой функцией финансов является распределение и перераспределение национального дохода государства. Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта).

 

2. Финансовая  система  страны: понятие, состав, характеристика  сфер  и  звеньев.  Современное  состояние  финансовой  системы  РФ.

Анализ закономерностей  развития финансов в разных усло виях общественного воспроизводства  свидетельствует о наличии общих  признаков в сущности финансовых отношений, что обус ловлено сохранением  объективных причин и условий  функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и сущест вование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

Однако наличие общих  признаков в сущности всех финансо  вых отношений не исключает определенных различий между ними. Это  обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов.

Финансовая система  представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Финансовая система  развитых стран включает следующие  звенья финансовых отношений:

· федеральный бюджет;

· специальные государственные  внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· финансы предприятий  различных форм собственности;

· финансовый рынок.

Страхование выделено в  отдельную группу в силу специфики  страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными  от применяемых в других сферах финансовых отношений.

Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства и обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.

Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в мето дах формирования и использования фондов денежных средств. Многообразие фондов денежных средств и соответст вующих им финансовых отношений обусловило деление их на уровни. Общегосударственные фонды принято называть центра лизованными, все прочие – децентрализованными. Общегосударственные централизованные денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. 

Важная роль, которую  выполняет государство в области  экономического и социального развития, приводит кнеобходимос ти централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюд жетные и внебюджетные фонды. За счет централизованных фон дов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это, прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов го сударственной власти и управления; поддержка отраслей народ ного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнива ние уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаменталь ных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой  системы.  Децентрализованные  фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение  сферы деятельности и примене  ние особых способов и форм образования  и использования де нежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресур сов всех звеньев данной системы.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в про цессе материального производства. Источником централизован ных государственных фондов денежных средств является национальный доход создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между произ водственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населе ния. Эффективное использование финансовых ресурсов возмож но лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы  органически связаны с фи нансами  предприятий. С одной стороны, главным  источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общего сударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ас сигнований и использования банковских кредитов. При недоста точности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а на базе опе раций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством за ключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финан совой  системы обусловлены единой сущностью  финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на фор мирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

Современное состояние финансовой системы РФ 
 
Российская финансовая система в ее современном виде не справляется в необходимой мере с организацией перераспределения финансовых ресурсов и их трансформацией. Иными словами, в настоящее время уровень развития финансовой системы России не соответствует задачам ускорения экономического роста. при этом рассматриваются следующие ключевые проблемы, которые требуют решения:  чрезмерная «зарегулированность» рынка;          высокие издержки участников рынка, в основном связываемые с избыточным государственным регулированием;       отсутствие единообразия норм регулирования, контроля и надзора, налогообложения различных институтов и инструментов рынка и их несоответствия;       неравные условия конкуренции на финансовом рынке, обусловленные в первую очередь присутствием на нем государства, в том числе через государственные финансовые институты.  
Естественно, что немаловажное влияние на текущее состояние финансовой системы России оказывает разразившийся мировой финансовый кризис. 

На сегодняшний день просматриваются три основные группы ресурсов, которые могли бы обеспечить качественный рост финансовой системы. Первая — средства населения и частного сектора, вторая — средства государства, специальных фондов и квазигосударственных структур, третья — недокапитализированные активы.

 

  1. Финансовая  политика: содержание, цели, финансовый  механизм. Финансовая  политика  в  Российской  Федерации  на  современном  этапе.

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Содержание финансовой политики:[править исходный текст]

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
  2. Создание адекватного финансового механизма.
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Элементы финансового механизма:

  • формы финансовых ресурсов;
  • методы их формирования;
  • система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо дов и расходов государства;
  • организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Цели финансовой политики

Целями финансовой политики могут являться:

  • политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики
  • экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне
  • социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

финансовая политика в российской федерации на современном этапе

Создание рыночных отношений  немыслимо без проведения принципиально  новой финансовой политики. В ходе исполнения новой финансовой политики выявилось множество проблем, к началу проведения реформ разработки по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне, и фактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок.

Для выхода из финансового  кризиса Правительством РФ был разработан ряд направлений финансовой политики послекризисного периода. Взаимоувязка финансовой политики и структурных  реформ должна осуществляться по следующим  направлениям:

– повышение эффективности бюджетной системы, сокращение бюджетных расходов и бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств через систему Федерального казначейства;

– оздоровление банковской системы;

– совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;

– ликвидация неденежных расчетов и неплатежей;

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"