Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:31, шпаргалка
Финансы в экономической системе: сущность, признаки, функции, категории.
Финансы следует рассматривать как экономическую категорию, которая отображает создание, распределение и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей хозяйственной деятельности, предоставление разнообразных услуг населению со стороны государства, обеспечение выполнения государством ее функций. В конечном итоге целью функционирования финансов является достижение высокого уровня благосостояния как государства, так и отдельного гражданина. В практическом плане финансы - это составляющая экономической системы любого государства, использование которой предоставляет возможность успешно реализовать конечную цель экономического и социального развития.
Нормативный метод используется
при наличии установленных норм и нормативов,
например, норм амортизационных отчислений,
налоговых ставок и тарифных взносов в
государственные внебюджетные фонды (пенсионный,
медицинского страхования), нормативов
потребности в оборотных средствах.
^ Метод оптимизации плановых решений состоит
в разработке ряда вариантов плановых
показателей и выборе из них оптимального.
В качестве критериев выбора вариантов
показателей для последующего включения
их в финансовый план могут быть использованы:
минимум приведенных затрат, максимум
приведенной прибыли, минимум текущих
затрат, максимум прибыли на рубль вложенного
капитала, минимум времени на оборот капитала,
максимум дохода на рубль вложенного капитала
и др.
^ Экономико-математическое моделирование используется
при прогнозировании финансовых показателей
на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические
модели позволяют найти количественное
выражение взаимосвязей между финансовыми
показателями и факторами, влияющими на
них. Такие модели строятся на функциональной
и корреляционной связи. Применение экономико-математических
моделей дает возможность быстро рассчитать
несколько вариантов показателей и выбрать
наиболее оптимальный из них.
Существует три вида финансового планирования: перспективное (стратегическое) планирование, текущее планирование (бюджетирование), оперативное планирование.
Каждому из этих видов финансового планирования соответствует определенные формы представления его результатов
Финансовый план предприятия является составной частью бизнес-плана. Поэтому разработка финансового плана тесно связана со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них. Финансовый план состоит обычно из следующих разделов.
1. Прогноз объемов реализации.
Основная задача дать
2. Баланс денежных расходов и поступлений. Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта. Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются: n первый год — данные приводятся помесячно n второй год — данные приводятся поквартально n третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
3. Таблицу доходов и затрат. Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль: n первый год — данные приводятся помесячно n второй год — данные приводятся поквартально n третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев. Среди анализируемых показателей выделяются: а) доходы от продаж товаров; б) издержки производства товаров; в) суммарная прибыль от продаж; г) общепроизводственные расходы (по видам); д.) чистая прибыль (строка в) минус строка г) ).
4. Сводный баланс активов
и пассивов предприятия.
5. График достижения
Процесс финансового планирования.
Финансовое
планирование на предприятии включает семь этапов:
Анализ финансовой ситуации.
Разработку общей финансовой стратегии предприятия.
Составление текущих финансовых планов.
Корректировку, увязку и конкретизацию
финансового плана.
Осуществление оперативного финансового
планирования.
Выполнение финансового плана.
Анализ и контроль выполнения финансового
плана.
На первом этапе
анализируются финансовые показ
Второй этап
– это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по
основным направлениям финансовойдеятельности предпри
В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов путем составления текущих финансовых планов.
На четвертом
этапе происходит сопоставление показателей фина
Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.
Шестой этап предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности, определяющей конечные финансовые результаты работы предприятия.
Завершается процесс
финансового планирования на предприятии анализом и контролем за выполнением
финансовых планов. Данный этап заключается
в определении фактических конечных финансовых
результатов деятельности предп
Финансовый план бизнес-плана
включает ряд разрабатываемых
- прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг);
- план доходов и расходов;
- план денежных поступлений и выплат;
- баланс активов и пассивов;
- план по источникам и
- расчет точки достижения
Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.
Финансовые ресурсы предназначе
Финансовые ресурсы подразделяются на:
Имеются также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий.
Главным источником формирования централизованных фондов на макроуровне является национальный доход. На базисе распределения и перераспределения национального дохода образуются централизованные фонды денежных средств. Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, то есть создаются децентрализованные финансовые ресурсы на микроуровне, которые используются на затраты производства.
Основным источником финансовых ресурсов предприятия является его прибыль от производственной деятельности.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.[1]
Финансовые
ресурсы государства и
Наличие в достаточном
объёме финансовых ресурсов, их эффективное
использование, предопределяют хорошее
финансовое положение предприятия, платёже
Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство.
Финансовый контроль – это:
1) контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов;
2) стоимостный контроль, осуществляемый во всех сферах общественного производства и сопровождающий весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов. Классификация видов финансового контроля:
1) по времени проведения:
а) предварительный;
б) текущий;
в) последующий;
2) по субъектам контроля:
а) президентский;
б) органов представительной власти и местного самоуправления;
в) органов исполнительной власти;
г) финансово-кредитных органов;
д) ведомственный;
е) внутрихозяйственный;
ж) аудиторский;
3) по сферам финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой;
4) по форме проведения: обязательный; инициативный;
5) по методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии.
Основными органами финансового контроля при представительных органах власти – Совете Федерации и Государственной Думе – действуют:
1) Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты;
2) Счетная палата РФ.
Коллегия Счетной палаты, кроме Председателя и его заместителей, включает 12 аудиторов (по 6 от каж-i дой палаты Федерального Собрания);
3) текущую работу ведут инспектора Счетной палаты, создаваемой в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов, а также выдачей государством кредитов и займов.
Основные формы контроля – тематические проверки и ревизии.
Меры воздействия: предписание; предписание, обязательное для исполнения; приостановление всех операций по счетам.
Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.
При правительстве
действует Контрольно-
Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета.