Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:31, шпаргалка
Финансы в экономической системе: сущность, признаки, функции, категории.
Финансы следует рассматривать как экономическую категорию, которая отображает создание, распределение и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей хозяйственной деятельности, предоставление разнообразных услуг населению со стороны государства, обеспечение выполнения государством ее функций. В конечном итоге целью функционирования финансов является достижение высокого уровня благосостояния как государства, так и отдельного гражданина. В практическом плане финансы - это составляющая экономической системы любого государства, использование которой предоставляет возможность успешно реализовать конечную цель экономического и социального развития.
Аудиторский контроль — новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.
Основные задачи аудиторского контроля:
Инициативная проверка осуществляется по желанию самого экономического субъекта, а обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Обязательной аудиторской проверке подлежат все организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, кредитные, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также иные предприятия, предусмотренные законодательством.
1. При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
1) требовать
и получать от аудиторской
организации, индивидуального
2) получать от аудиторской организации,
индивидуального аудитора аудиторское
заключение в срок, установленный договором
оказания аудиторских услуг;
3) осуществлять иные права, вытекающие
из договора оказания аудиторских услуг.
2. При проведении аудита
аудируемое лицо, лицо, заключившее договор
оказания аудиторских услуг, обязано:
1) содействовать
аудиторской организации,
2) не предпринимать каких бы то ни было
действий, направленных на сужение круга
вопросов, подлежащих выяснению при проведении
аудита, а также на сокрытие (ограничение
доступа) информации и документации, запрашиваемых
аудиторской организацией, индивидуальным
аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской
организацией, индивидуальным аудитором
для проведения аудита информации и документации
сведений, содержащих коммерческую тайну,
не может являться основанием для отказа
в их предоставлении;
3) своевременно оплачивать услуги аудиторской
организации, индивидуального аудитора
в соответствии с договором оказания аудиторских
услуг, в том числе в случае, когда аудиторское
заключение не согласуется с позицией
аудируемого лица, лица, заключившего
договор оказания аудиторских услуг;
4) исполнять иные обязанности, вытекающие
из договора оказания аудиторских услуг.
1. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:
1) самостоятельно
определять формы и методы
проведения аудита на основе
федеральных стандартов
2) исследовать в полном объеме документацию,
связанную с финансово-хозяйственной
деятельностью аудируемого лица, а также
проверять фактическое наличие любого
имущества, отраженного в этой документации;
3) получать у должностных лиц аудируемого
лица разъяснения и подтверждения в устной
и письменной форме по возникшим в ходе
аудита вопросам;
4) отказаться от проведения аудита или
от выражения своего мнения о достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности
в аудиторском заключении в случаях:
а) непредоставления аудируемым лицом
всей необходимой документации;
б) выявления в ходе аудита обстоятельств,
оказывающих либо способных оказать существенное
влияние на мнение аудиторской организации,
индивидуального аудитора о достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности
аудируемого лица;
5) осуществлять иные права, вытекающие
из договора оказания аудиторских услуг.
2. При проведении аудита
аудиторская организация, индивидуальный
аудитор обязаны:
1) предоставлять
по требованию аудируемого
2) передавать в срок, установленный договором
оказания аудиторских услуг, аудиторское
заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему
договор оказания аудиторских услуг;
3) обеспечивать хранение документов (копий
документов), получаемых и составляемых
в ходе проведения аудита, в течение не
менее пяти лет после года, в котором они
были получены и (или) составлены;
4) исполнять иные обязанности, вытекающие
из договора оказания аудиторских услуг.
Предмет финансового права — общественные
отношения по образованию и расходованию
публичных финансов, предназначенных
для осуществления публичных функций.
В предмет финансового права входят, в
основном, налоговые отношения и деятельность по
расходованию публичных денежных средств.
В условиях государственной монополии
на финансовое дело в России
в советский периодчастями предмета финансового
права считались так называемые кредитно-расчётные
отношения и подобные им (страховые, валютные
и т. п.). Соответственно, после разгосударствления
финансового дела соответствующие области
обычно продолжали рассматриваться как
части финансового права. В то же время,
классический подход к финансовому праву
предполагает, что оно является относительно
самостоятельной (с точки зрения предмета)
подотраслью публичного права, а последнее
характеризуется так называемым «методом
власти—подчинения» (более правильно —
общественно-служебным методом). Отношения,
выходящие за рамки публичного права и
регулируемые «методом равенства», должны
рассматриваться как часть гражданского
(частного), а не финансового права. Например,
таковы отношения граждан и организаций
с частными банками и страховщика
Бюджетное право — основная подотрасль, структурный элемент финансового права, совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства государства, составления, рассмотрения, исполнения и контролем за исполнением государственного бюджета и бюджетов субъектов федерации, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право в РФ регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные с бюджетом: это отношения по образованию бюджетных фондов, их распределению и использованию. Отношения по образованию, распределению и использованию государственных внебюджетных фондов — Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации.
Налоговое право — подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.
Понятие налогового права можно рассматривать как:
Налоговое право следует отличать от бюджетного права.
Предметом регулирования налогового права являются общественные отношения в сфере налогообложения: 1) по установлению и введению в действие налогов и сборов с организаций и физических лиц, перечисляемых в бюджетную систему; 2) по взиманию налогов и сборов (включая отношения по их самостоятельной уплате налогоплательщиками и принудительному взысканию) 3) по осуществлению налогового контроля; 4) по привлечению к налоговой ответственности; 5) по защите прав налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, участвующих в налоговых правоотношениях.
Основными участниками налоговых правоотношений являются: налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, органы федеральной налоговой службы и некоторые иные государственные органы, банки, перечисляющие суммы налогов и сборов в бюджетную систему.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты под разделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношении и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установ ленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращен к точнее определенным участ никам финансовых отношений, ведет к возникновению, изме нению или прекращению конкретных финансовых правоотно шений.
По юридической природе
Среди принципов можно выделить следующие.
1. Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных инте ресов с интересами субъектов Федерации, обеспечивать необхо димыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имею щих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедея тельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.
2. Единство финансовой политики
и денежной системы пред
Единство финансовой политики является необходимым усло вием гарантированного Конституцией РФ единства экономиче ского пространства в стране и свободного перемещения финан совых средств (ст. 8), а также требует единой денежной системы.
3. Равноправие субъектов
4. Самостоятельность финансовой
деятельности органов местного
самоуправления гарантирована
5. Социальная направленность
6. Распределение функций в
7. Участие граждан РФ в
8. Основы принципа гласности
также установлены нормами
9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предпри ятий, организаций и учреждений.
Финансовые санкции – это меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к организациям в результате нарушения или действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности или закона. Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство несет финансовую ответственность в виде штрафа, пеней, неустоек. Источники возмещения финансовых санкций является прибыль и иные финансовые ресурсы предприятий, организаций. Суммы, уплаченные в виде финансовых санкций, относятся к непроизводительным расходам. Санкции финансовые взимаются с предприятий, организаций либо с их согласия, либо по решению суда.
1 Бюджетные санкции. Данного рода санкциям подвержены, как правило, государственные учреждения, муниципальные и унитарные предприятия, выступающие в роли бюджетополучателя. Основная причина применения санкций – неправомерное использование бюджетных средств. Нарушения выявляются на основании проверки государственными контролирующими органами, специализирующимися на финансовой деятельности бюджетных организаций. Санкциями могут считаться: блокировка финансовой деятельности, изъятие финансовых средств, штраф.