Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:31, шпаргалка

Краткое описание

Финансы в экономической системе: сущность, признаки, функции, категории.
Финансы следует рассматривать как экономическую категорию, которая отображает создание, распределение и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей хозяйственной деятельности, предоставление разнообразных услуг населению со стороны государства, обеспечение выполнения государством ее функций. В конечном итоге целью функционирования финансов является достижение высокого уровня благосостояния как государства, так и отдельного гражданина. В практическом плане финансы - это составляющая экономической системы любого государства, использование которой предоставляет возможность успешно реализовать конечную цель экономического и социального развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы Финансы.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

Аудиторский контроль — новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.

Основные задачи аудиторского контроля:

  1. установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;
  2. контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;
  3. проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Инициативная  проверка осуществляется по желанию  самого экономического субъекта, а  обязательная проводится в установленном  порядке во всех случаях, предусмотренных  Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обязательной аудиторской проверке подлежат все организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, кредитные, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также иные предприятия, предусмотренные законодательством.

 

  1. Права  и  обязанности  аудиторов  и  аудитируемых.

 

1. При  проведении аудита аудируемое  лицо, лицо, заключившее договор  оказания аудиторских услуг, вправе: 

1) требовать  и получать от аудиторской  организации, индивидуального аудитора  обоснования замечаний и выводов  аудиторской организации, индивидуального  аудитора, а также информацию  о членстве аудиторской организации,  индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;  
2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;  
3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

 
2. При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано: 

1) содействовать  аудиторской организации, индивидуальному  аудитору в своевременном и  полном проведении аудита, создавать  для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;  
2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;  
3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;  
4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

1. При  проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе: 

1) самостоятельно  определять формы и методы  проведения аудита на основе  федеральных стандартов аудиторской  деятельности, а также количественный  и персональный состав аудиторской  группы, проводящей аудит;  
2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;  
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;  
4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:  
 
а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;  
б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;  
 
5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

 
2. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны: 

1) предоставлять  по требованию аудируемого лица  обоснования замечаний и выводов  аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;  
2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;  
3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;  
4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

 

  1. Правовые  основы  финансовой  деятельности  государства: сущность, принципы  организации. Финансовое  право  и  его  подотрасли: бюджетное  и  налоговое  право.

 

Предмет финансового права — общественные отношения по образованию и расходованию публичных финансов, предназначенных для осуществления публичных функций. В предмет финансового права входят, в основном, налоговые отношения и деятельность по расходованию публичных денежных средств. В условиях государственной монополии на финансовое дело в России в советский периодчастями предмета финансового права считались так называемые кредитно-расчётные отношения и подобные им (страховые, валютные и т. п.). Соответственно, после разгосударствления финансового дела соответствующие области обычно продолжали рассматриваться как части финансового права. В то же время, классический подход к финансовому праву предполагает, что оно является относительно самостоятельной (с точки зрения предмета) подотраслью публичного права, а последнее характеризуется так называемым «методом власти—подчинения» (более правильно — общественно-служебным методом). Отношения, выходящие за рамки публичного права и регулируемые «методом равенства», должны рассматриваться как часть гражданского (частного), а не финансового права. Например, таковы отношения граждан и организаций с частными банками и страховщиками (под частными здесь понимаются любые негосударственные и немуниципальные, а не только принадлежащие одной группе лиц). Наконец, и из публичного права в финансовое право как относительно самостоятельную подотрасль с точки зрения предмета выделяются лишь те области, которые прямо регулируют образование и расходование публичных финансов. Так, отношения по лицензированию той же банковской или страховой деятельности, валютный контроль, регулирование аудита и т. п. тяготеют к предмету «общего» административного права, неразрывно связаны с общеадминистративной доктриной надзора, а в части экономики более тяготеют к гражданскому (частному) праву, значит, относительно самостоятельную отрасль по своей природе не образуют. Лишь налоговый контроль и финансово-бюджетный надзор, поскольку они тесно связаны с особым экономическим, а не только управленческим наполнением публичных функций, могут рассматриваться как часть предмета финансового права, смежная с общеадминистративным правом. Концепция финансового права как подотрасли публичного права об образовании и расходовании публичных финансов основана на том, что именно эти области публичных функций имеют особое экономическое наполнение, которого нет в «общеадминистративном» праве, регулирующем публичное управление. Вместе с тем, полной самостоятельности финансового права не может быть: характер экономического наполнения норм финансового права зиждется на общеадминистративных началах, таких, как служебная, функциональная заданность, ограниченность публично-правовых имущественных обременений (в отличие от классической, в советской доктрине, речь шла исключительно о властном характере), в том числе налоговых обязательств, а также прямая связь расходования публичных финансов с административно-правовым раскрытием публичных функций.

Бюджетное право — основная подотрасль, структурный элемент финансового права, совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства государства, составления, рассмотрения, исполнения и контролем за исполнением государственного бюджета и бюджетов субъектов федерации, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право в РФ регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные с бюджетом: это отношения по образованию бюджетных фондов, их распределению и использованию. Отношения по образованию, распределению и использованию государственных внебюджетных фондов — Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации.

Налоговое право — подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Понятие налогового права можно рассматривать как:

  • систему налогово-правовых норм (отрасль объективного права);
  • науку налогового права;
  • соответствующую учебную дисциплину.

Налоговое право  следует отличать от бюджетного права.

Предметом регулирования  налогового права являются общественные отношения в сфере налогообложения: 1) по установлению и введению в действие налогов и сборов с организаций и физических лиц, перечисляемых в бюджетную систему; 2) по взиманию налогов и сборов (включая отношения по их самостоятельной уплате налогоплательщиками и принудительному взысканию) 3) по осуществлению налогового контроля; 4) по привлечению к налоговой ответственности; 5) по защите прав налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, участвующих в налоговых правоотношениях.

Основными участниками налоговых правоотношений являются: налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, органы федеральной налоговой службы и некоторые иные государственные органы, банки, перечисляющие суммы налогов и сборов в бюджетную систему.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты под разделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношении и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установ ленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращен к точнее определенным участ никам финансовых отношений, ведет к возникновению, изме нению или прекращению конкретных финансовых правоотно шений.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к  которым относятся законы, принимаемые  Государственной Думой РФ, а также  законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и под законные (наиболее многочисленные), куда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и при нятые во исполнение закона.

Среди принципов можно выделить следующие.

1. Принцип федерализма гласит, что  финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных инте ресов с интересами субъектов Федерации, обеспечивать необхо димыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имею щих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедея тельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.

2. Единство финансовой политики  и денежной системы пред полагает, что самостоятельность субъектов  Федерации не долж на выходить  за рамки основ федеральной  финансовой политики, а также  совместно установленных общих принципов налогооб ложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым усло вием гарантированного Конституцией РФ единства экономиче ского пространства в стране и свободного перемещения финан совых средств (ст. 8), а также требует единой денежной системы.

3. Равноправие субъектов Федерации  в области финансовой деятельности  определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Феде рации осуществляет собственное правовое регулирование фи нансовых отношений и самостоятельную финансовую деятель ность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

4. Самостоятельность финансовой  деятельности органов местного  самоуправления гарантирована Конституцией  РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательст вом РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и ис пользуют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

5. Социальная направленность финансовой  деятельности в Рос сийской  Федерации вытекает из положений  Конституции РФ, ха рактеризующей  Российскую Федерацию как социальное  государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечи вающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

6. Распределение функций в области  финансовой деятельно сти происходит  на основе разделения законодательной  (предста вительной) и исполнительной  властей. Исходя из этого принципа  Конституция РФ определяет полномочия законодательных (пред ставительных) и исполнительных органов власти.

7. Участие граждан РФ в финансовой  деятельности государства и органов  местного самоуправления обеспечивается  ст. 32 Конституции РФ, утверждающей  право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и че рез своих представителей.

8. Основы принципа гласности  также установлены нормами Конституции  РФ, требующими официального опубликования  законов, что непосредственно  относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граж данина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).

9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предпри ятий, организаций и учреждений.

 

 

  1. Финансовые  санкции: понятие  и  виды.

 

Финансовые санкции – это меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к организациям в результате нарушения или действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности или закона. Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство несет финансовую ответственность в виде штрафа, пеней, неустоек. Источники возмещения финансовых санкций является прибыль и иные финансовые ресурсы предприятий, организаций. Суммы, уплаченные в виде финансовых санкций, относятся к непроизводительным расходам. Санкции финансовые взимаются с предприятий, организаций либо с их согласия, либо по решению суда. 

1 Бюджетные санкции. Данного рода санкциям подвержены, как правило, государственные учреждения, муниципальные и унитарные предприятия, выступающие в роли бюджетополучателя. Основная причина применения санкций – неправомерное использование бюджетных средств. Нарушения выявляются на основании проверки государственными контролирующими органами, специализирующимися на финансовой деятельности бюджетных организаций. Санкциями могут считаться: блокировка финансовой деятельности, изъятие финансовых средств, штраф.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"