Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по по "Финансам".

Вложенные файлы: 1 файл

Bilety_KF.docx

— 623.05 Кб (Скачать файл)

 

Билет  54

Анализ и планирование в системе управления финансами предприятия

Чтобы начать заниматься какой-либо деятельностью, для начала предприниматель должен проанализировать рынок.

Анализируя, мы изучаем рынки товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен с целью лучшего продвижения своих товаров на рынке и т.п.

После получения необходимых данных предприниматель должен спланировать деятельность.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных)  показателей по обеспечению организации, ее развития необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее  финансовой деятельности в будущем периоде. Финансовое  планирование представляет собой одну из основных функций менеджмента, включающую формирование необходимого объема ресурсов из различных источников и рациональное распределение этих  ресурсов во времени и по структурным подразделениям предприятия.

Планирование помогает устранить излишние трансакционные издержки внутри корпорации по торговым сделкам (контрактам), например
на поиск покупателей и поставщиков, проведение переговоров о предмете
сделки, оплату услуг консультантов и пр. Планирование дает ответы на
следующие вопросы:

1. На каком уровне развития находится корпорация (ее производственный и научно-технический потенциал) и каковы результаты ее
финансово-хозяйственной деятельности?

2. При помощи каких ресурсов, включая и финансовые, можно достичь
целей корпорации?

Главная цель финансового планирования — определение  возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе планирования финансовых показателей, целесообразных  направлений их расходования в плановом периоде.

Основные задачи финансового планирования деятельности организации:

• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами оперативной, инвестиционной и финансовой деятельности;

• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

• установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью организации.

 

Важнейшие объекты финансового планирования:

♦ выручка (нетто) от продажи продукции и прибыль и ее распределение;

♦ фонды специального назначения и их использование;

♦ объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

♦ взносы в государственные внебюджетные фонды;

♦ объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

♦ плановая потребность в оборотных средствах и источниках финансирования их пополнения;

♦ объем капитальных вложений и источники их финансирования
и др.

 

Билет 55

 

Сущность и назначение финансового анализа в организации. Оценка финансового состояния.

Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния.

Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств.

В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Финансовый анализ является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой.

Финансовый анализ необходим для:

  • выявления изменений показателей финансового состояния;
  • выявления факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;
  • оценки количественных и качественных изменений финансового состояния;
  • оценки финансового положения предприятия на определенную дату;
  • определения тенденций изменения финансового состояния предприятия.

Финансовый анализ необходим следующим группам его потребителей:

  • Менеджерам предприятий и, в первую очередь, финансовым менеджерам. Невозможно руководить предприятием и принимать хозяйственные решения, не зная его финансового состояния. Для менеджеров важным является: оценка эффективности принимаемых ими решений, используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных финансовых результатов.
  • Собственникам, в том числе акционерам. Им важно знать, каковы будут отдача от вложенных в предприятие средств, прибыльность и рентабельность предприятия, а также уровень экономического риска и возможность потери своих капиталов.
  • Кредиторам и инвесторам. Их интересует, какова возможность возврата выданных кредитов, а также возможность предприятия реализовать инвестиционную программу.
  • Поставщикам. Для них важна оценка оплаты за поставленную продукцию, выполненные услуги и работы.

Информационной базой для проведения финансового анализа является, главным образом, бухгалтерская документация. В первую очередь это бухгалтерский баланс (ф. № 1) и приложения к балансу: ф. № 2 - “Отчет о финансовых результатах и их использовании”, ф.№ 5 – “Сведения о состоянии имущества предприятия”, ф. № 4 – “Отчет о движении денежных средств”.

Финансовый анализ предприятия включает последовательное проведение следующих видов анализа:

  • Предварительную (общую) оценку финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период;
  • Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;
  • Анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса;
  • Анализ финансовых результатов предприятия;
  • Анализ оборачиваемости оборотных активов;
  • Оценку потенциального банкротства.

 

Для проведения финансового анализа предприятия используются определенные методы и инструментарий:

1. сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми показателями, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за разные периоды необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

2. группировки, когда показатели сгруппировываются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторов, влияющих на изменение показателей.

3. цепных подстановок или элиминирования заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.

В качестве инструментария для финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты – относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим. Финансовые коэффициенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями; для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия; для определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния. Такими критериями являются: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. Определены их нормальные ограничения, т.е. предельные размеры.

 

Билет 56

 

Финансовое планирование на предприятии

Финансовое планирование — это планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств предприятия.

 

Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлено относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам.

 

Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы.

 

Цель финансового планирования — прогнозирование платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, кредиторами и акционерами, обеспечивает финансирование предпринимательской деятельности.

 

Задачами финансового планирования являются:

 

- обеспечение торгового  процесса необходимыми финансовыми  ресурсами;

- установление финансовых  отношений с бюджетом, банками  и другими контрагентами;

- выявление направлений  наиболее выгодных финансовых  инвестиций;

- повышение прибыльности  финансово-хозяйственной деятельности;

- контроль за образованием и расходованием денежных средств.

 

Финансовый план — составная часть бизнес-плана предприятия. При разработке бизнес-плана предусматривается исходить из того, что определение средств, необходимых для финансирования развития предприятия, предполагает оценку этого плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные планом затраты предприятия должны быть обоснованы их экономической эффективностью.

 

В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: стратегическое и тактическое.

 

Стратегический (перспективный) финансовый план — это форма реализации целей и задач предприятия, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Основа стратегического финансового планирования, являющегося одной из коммерческих тайн предприятия, — определение потребности в капитале для осуществления предпринимательской деятельности.

 Тактический финансовый план — это годовой баланс доходов и расходов предприятия. В условиях инфляции финансовые планы составляются на квартал и корректируются с учетом индекса инфляции.

 

Цель составления финансового плана — увязка доходов предприятия с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд; при превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых ресурсов. Дополнительные средства предприятие может привлечь за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов или займов, спонсорских взносов и т.д.

 

В финансовом плане производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная табли-ца), в вертикальных графах которой приводятся направления использования финансовых ресурсов, а в горизонтальных — источники финансирования, что соответствует расходной и доходной частям баланса. Шахматная таблица позволяет выявить целевой характер использования ресурсов и сбалансировать доходы и расходы по статьям.

 

Основными доходными статьями финансового плана являются прибыль, амортизационные отчисления, банковские ссуды и другие доходы и поступления; основными статьями расходов — налоговые отчисления, расходы на капитальные вло-жения, средства на погашение банковских ссуд и процентов по ним и прирост оборотных средств, отчисления в целевые фонды и другие расходы и отчисления.

 

Практически финансовые планы конкретизируют стратегические. В свою очередь тактические планы детализируются посредством оперативного планирования, которое представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кассового плана, кредитного плана, платежного календаря и др.

 

Кассовый план отражает движение наличных средств предприятия в течение определенного периода (чаще всего квартала). Именно плохое управление наличностью — основная причина финансово-экономических трудностей, поэтому составление кас-совых планов и контроль за их выполнением имеют важное значение для повышения платежеспособности предприятия.

 

Кредитный план — план поступления заемных средств и график погашения задолженности. Обычно оформляется в виде кредитной ставки.

 

Платежные календари, временной горизонт которых колеблется от 5 до 30 дней, отражают оперативные данные о движении и остатках средств на расчетном счете предприятия.

 

В конечном итоге финансовое планирование направлено на обеспечение рационального и эффективного использования имеющихся у предприятия финансовых ресурсов.

 

Финансовое планирование на предприятиях во многом зависит от качества прогнозов основных показателей их производственной деятельности, рыночной конъюнктуры, состояния денежного обращения и курса рубля. Поэтому в сложившихся условиях возможна заниженная оценка потребности в финансовых ресурсах и изменений в финансовом состоянии предприятий, в связи с чем необходимо предусматривать финансовые резервы.

 

Состав показателей финансового планового баланса или баланса доходов и расходов определяется источниками поступлении средств, с одной стороны, и затратами и расходами, проводимыми в ходе финансово-хозяйственной деятельности, с другой стороны. Наряду с этим, в плановом балансе доходов и расходов находят отражение финансовые отношения с государственным бюджетом, банковской и страховой системами и по операциям по приобретению и выпуску ценных бумаг.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"