Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:31, шпаргалка
· 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
· 2. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
· 3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
· 4. РОЛЬ ФИНАНСОВ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
· 5. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
· 6. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА
· 7. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ
· 8. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ, ИХ РОЛЬ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
· 9. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ЕГО РОЛЬ В МОБИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
· 10. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА
· 11. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
· 12. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
· 13. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
· 14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
· 15. ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ
· 16. СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
· 17. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
· 18. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ
· 19. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ
· 20. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
· 21. ВИДЫ И ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
· 22. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ
· 23. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
· 24. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА
· 25. БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
· 26. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
· 27. СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
· 28. БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ЗВЕНЬЕВ
· 29. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 30. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
· 31. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
· 32. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
· 33. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
· 34. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВ
· 35. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
· 36. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ
· 37. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ КАТЕГОРИЯ
· 41. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
· 42. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
· 43. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА
· 44. ФИНАНСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
· 45. ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
· 46. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРАХОВАНИЯ
· 47. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ
· 48. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СТРАХОВОГО РЫНКА
· 49. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ КРЕДИТА
· 50. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КРЕДИТА
· 51. ФУНКЦИИ И РОЛЬ КРЕДИТА
· 52. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
· 53. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КРЕДИТА
· 54. ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ
· 55. БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ
· 56. КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ
· 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
· 58. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ
· 59. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ
· 60. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ
· 61. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
· 62. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КАК ЧАСТЬ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
· 63. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
· 64. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА, ЕГО ЦЕЛИ И СТРУКТУРА
· 65. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
· 66. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
· 67. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
· 68. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 69. ВИДЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 70. ВИДЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ И СДЕЛОК
· 71. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 72. ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 73. ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКИХ СДЕЛОК
· 74. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 75. КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ
· 76. РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
· 77. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
· 78. ВИДЫ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ
· 79. ВНУТРИРОССИЙСКИЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
· 80. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ
· 81. РАСЧЕТЫ ПО ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
· 82. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ
· 83. ПОНЯТИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
· 84. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ
· 85. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
· 86. БИРЖЕВОЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
· 87. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
· 88. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ЭЛЕМЕНТЫ
· 89. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
· 90. ВАЛЮТНЫЙ КУРС КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
– уменьшение доходов от продажи государственной и муниципальной собственности;
– сокращение доходов от реализации государственных запасов и резервов;
– направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; передача части доходов бюджетам других уровней.
Если эти меры осуществлять нецелесообразно, то следует сократить налоговые доходы бюджета.
5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.
6. Принцип достоверности бюджета означает надежность всех показателей бюджета, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997 г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).
7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета означает необходимость их отражения в бюджете в полном объеме и в обязательном порядке.
8. Принцип гласности, т. е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.
30. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Под бюджетным федерализмом понимается автономное функционирование бюджетов отдельных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанное на следующих основных принципах:
1) законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
2) обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3) обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
4) наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
5) самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органам власти и т. д. Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий субъектов Федерации должен полностью соответствовать объему ответственности по расходам, закрепленным за данным уровнем государственной власти.
На практике
между бюджетными расходными полномочиями
и доходными возможностями
Бюджетный федерализм
как система межбюджетных отношений
должен отвечать требованиям социально-
Важным этапом в развитии финансово-бюджетного федерализма в РФ стал Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формулированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 1993 г., в котором впервые в истории бюджета России был зафиксирован важнейший принцип формирования местных бюджетов, основанный на расчете минимального бюджета. Минимальные расходы местных бюджетов должны рассчитываться на основе минимальных социальных и финансовых норм.
В 1994 г. в соответствии с Указом Президента РФ № 2268 в механизм финансово-бюджетного федерализма была введена новая форма перераспределения средств между федеральным и региональными бюджетами – передача средств из федерального бюджета региональным бюджетам путем формирования фонда финансовой поддержки регионов и расчета размера выделяемых средств на основе специально разработанной формулы. Этот метод стал также использоваться и во взаимоотношениях региональных и местных бюджетов, что способствует объективизации межбюджетного распределения средств.
31. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Бюджетное планирование является составной частью финансового планирования и одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Экономическая
сущность бюджетного планирования состоит
в централизованном распределении
и перераспределении ВВП и
национального дохода между звеньями
финансовой системы на основе общегосударственной
программы социально-
Основные задачи бюджетного планирования:
– определение общего объема бюджетных ресурсов и их распределение по отдельным министерствам и ведомствам, конкретным бюджетополучателям;
– определение необходимых пропорций между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами;
– выявление финансовых резервов государства и муниципальных органов власти;
– расчет доходов и расходов бюджетов с разбивкой по статьям и временным периодам;
– обеспечение сбалансированности бюджетов или источников покрытия их дефицитов (определение направлений расходования профицитов);
– бюджетное регулирование;
– государственный финансовый контроль за ходом выполнения бюджета.
Бюджетное планирование осуществляют соответствующие органы государственной власти и финансовые органы: Министерство финансов Российской Федерации, территориальные финансовые органы, налоговые органы, бюджетополучатели.
При реализации процесса бюджетного планирования применяются различные методы.
Нормативный метод
основан на использовании таких
норм и нормативов, как нормативы
распределения регулирующих доходов,
предельные размеры бюджетного дефицита,
минимальные социально-
В последние
годы получил широкое
Индексный метод основан на использовании различных индексов, отражающих динамику цен, уровня жизни населения, доходов и расходов, индекса дефлятора и т. д.
Балансовый метод увязывает доходы и расходы бюджетов, позволяет выявить избыток или недостаток бюджетных средств.
Аналитический метод является обязательным для использования, так как процесс бюджетного планирования начинается с экономического анализа исполнения доходов и расходов бюджета за предыдущий период. Этот метод позволяет выявить динамику бюджета.
Метод экспертных
оценок позволяет определить тенденции
развития бюджета на основе знаний
и опыта
Метод математического
моделирования применяется чаще
всего в бюджетном
В настоящее время осуществляются реформа бюджетного планирования и переход от традиционных способов к бюджетированию, ориентированному на результат.
32. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению и исполнению федерального, региональных и местных бюджетов.
Основным документом, регламентирующим порядок бюджетного процесса, является Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Бюджетный процесс состоит из пяти этапов: составление проектов бюджетов, их рассмотрение, утверждение, исполнение и контроль.
Проекты бюджетов
составляют Министерство финансов Российской
Федерации (федеральный бюджет), соответствующие
финансовые органы субъектов Российской
Федерации и муниципальных
Проект федерального бюджета начинают составлять не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года (в России он совпадает с календарным). Проект федерального бюджета составляется в три этапа: планирование основных показателей бюджета и его расходов в соответствии с функциональной классификацией; распределение предельных объемов финансирования на очередной финансовый год по получателям бюджетных средств; рассмотрение проекта федерального бюджета и принятие проекта федерального закона о федеральном бюджете для внесения его на рассмотрение в Государственную Думу.
Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета в четырех чтениях.
Исполнение федерального бюджета осуществляется по доходам и расходам соответствующими органами исполнительной власти. В Российской Федерации введено казначейское исполнение бюджета на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета на балансовых счетах Федерального казначейства. Право открывать и закрывать счета принадлежит Казначейству, запрещается осуществление операций с бюджетными средствами, минуя счета Казначейства.
В настоящее
время в управлениях
Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг. Концепция направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.
33. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Государственные власти всех уровней ведут ежедневную работу, связанную с получением и расходованием финансовых ресурсов. Объем и виды таких операций достаточно многочисленны и разнообразны. Они требуют определенной систематизации и должны отражаться в соответствующих бюджетах. Для составления и исполнения бюджетов всех уровней используется единый методологический документ – бюджетная классификация.
Характер группировок
и их принципы определяются социально-экономическим
содержанием бюджетных доходов
и расходов, структурой народного
хозяйства и системой управления.
Регламентация источников доходов
и определение целей бюджетных
затрат – обязательное условие функционирования
и эффективности всего
В основе бюджетной
классификации лежит такая
Классификация
создает условия для
В условиях самостоятельности
всех звеньев бюджетной системы
классификация дает основу для единого
методологического подхода к
составлению и исполнению всех видов
бюджета для сравнимости