Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:31, шпаргалка

Краткое описание

· 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
· 2. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
· 3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
· 4. РОЛЬ ФИНАНСОВ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
· 5. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
· 6. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА
· 7. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ
· 8. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ, ИХ РОЛЬ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
· 9. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ЕГО РОЛЬ В МОБИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
· 10. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА
· 11. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
· 12. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
· 13. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
· 14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
· 15. ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ
· 16. СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
· 17. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
· 18. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ
· 19. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ
· 20. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
· 21. ВИДЫ И ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
· 22. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ
· 23. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
· 24. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА
· 25. БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
· 26. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
· 27. СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
· 28. БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ЗВЕНЬЕВ
· 29. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 30. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
· 31. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
· 32. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
· 33. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
· 34. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВ
· 35. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
· 36. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ
· 37. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ КАТЕГОРИЯ
· 41. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
· 42. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
· 43. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА
· 44. ФИНАНСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
· 45. ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
· 46. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРАХОВАНИЯ
· 47. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ
· 48. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СТРАХОВОГО РЫНКА
· 49. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ КРЕДИТА
· 50. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КРЕДИТА
· 51. ФУНКЦИИ И РОЛЬ КРЕДИТА
· 52. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
· 53. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КРЕДИТА
· 54. ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ
· 55. БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ
· 56. КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ
· 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
· 58. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ
· 59. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ
· 60. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ
· 61. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
· 62. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КАК ЧАСТЬ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
· 63. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
· 64. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА, ЕГО ЦЕЛИ И СТРУКТУРА
· 65. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
· 66. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
· 67. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
· 68. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 69. ВИДЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 70. ВИДЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ И СДЕЛОК
· 71. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 72. ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 73. ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКИХ СДЕЛОК
· 74. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 75. КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ
· 76. РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
· 77. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
· 78. ВИДЫ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ
· 79. ВНУТРИРОССИЙСКИЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
· 80. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ
· 81. РАСЧЕТЫ ПО ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
· 82. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ
· 83. ПОНЯТИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
· 84. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ
· 85. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
· 86. БИРЖЕВОЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
· 87. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
· 88. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ЭЛЕМЕНТЫ
· 89. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
· 90. ВАЛЮТНЫЙ КУРС КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

финансы шпоры.docx

— 231.34 Кб (Скачать файл)

18. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ

Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно закрепленную систему воздействия на финансовые отношения. Для воздействия используются финансовые методы и инструменты, осуществляется финансовая политика. Соответствующие  государственные органы разрабатывают  и проводят финансовую политику и  осуществляют законодательное регулирование  финансов на макро-и микроуровнях. В основе государственного финансового регулирования находится определенная финансовая концепция. На практике при реализации финансовой политики применяются элементы нескольких концепций, что приводит к появлению промежуточных финансовых теорий, воплощающих национальные особенности государств и степень развитости экономики.

Единого мнения о степени воздействия государства  на финансы, методы и формы воздействия, на практическое их применение в российской экономической науке нет. С одной стороны, экономическая роль государства представляется как проявление в регулирующей, перераспределительной, социальной и контрольной функциях. С другой стороны, государственное финансовое регулирование является приоритетной составляющей системы государственного регулирования социально-экономических процессов.

Деятельность  государственных структур в сфере  управления финансовыми ресурсами  представляет собой сочетание мер  бюджетного, налогового, денежно-кредитного регулирования. В настоящее время  целью государства является построение социально ориентированного рыночного  хозяйства. Задачами государства являются:

– последовательное повышение уровня жизни населения;

– снижение социального неравенства;

– восстановление экономической и политической роли России в мировом сообществе;

– сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

Для достижения этих целей используются разнообразные  финансовые инструменты, такие как  дивиденды, лимиты бюджетного финансирования, субвенции, субсидии, трансферты. С  целью совершенствования управления общественными финансами Министерство финансов РФ выступило официальным  инициатором нормативного закрепления  понятия «лучшая практика». Под  этим понимается третий уровень регулирования  и управления региональными и  муниципальными финансами на основе добровольных стандартов, составленных с учетом лучшего опыта работы финансовых органов. При использовании  кодекса лучшей практики главный  упор будет сделан на усиление самоконтроля территориальных органов власти и повышение их заинтересованности в экономном и целевом использовании  всех денежных средств, а в первую очередь – бюджетных ресурсов.

Для повышения  эффективности управления региональными  и местными финансами следует:

– обеспечить самостоятельность и ответственность субъектов управления общественными финансами;

– создать конкурентную среду, что является абсолютно необходимым условием для формирования у институтов власти стимулов повышения прозрачности и эффективности управления общественными финансами.

Использование кодекса лучшей практики должно будет  способствовать внедрению честных  правил конкуренции, повышению информированности  всех заинтересованных лиц о лучшем опыте финансовой работы не только на отечественном, но и на международном  уровне.

19. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ

Под управлением  финансовыми ресурсами следует  понимать деятельность органов управления, направленную на максимизацию объемов  финансовых ресурсов и повышение  эффективности их использования. В  системе управления финансовыми  ресурсами, как и в другой управляемой  системе, следует выделять объект и  субъект управления. Объектом управления являются составные части финансовых ресурсов, а субъектами – финансовые органы управления.

Объекты управления финансовыми ресурсами можно  классифицировать по группам финансовых отношений. По этому признаку можно  выделить следующие объекты управления: государственные финансовые ресурсы; финансовые ресурсы хозяйствующих  субъектов; местные финансовые ресурсы.

Субъектами управления финансами являются законодательные  и исполнительные органы власти и  управления в соответствии с их компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по уровням власти.

К функциям финансового  управления следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учет финансовых ресурсов и других денежных средств, а также на основе использования  всех этих функций регулирование  финансов.

Консолидированный баланс России представляет собой свод федерального финансового баланса  и финансовых балансов субъектов  Федерации. Финансовый баланс субъекта Российской Федерации представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, территориальных  отделений государственных внебюджетных фондов.

Анализ финансовых балансов субъектов Российской Федерации  служит методом, позволяющим на этапе  макроэкономического прогноза определить целесообразность тех или иных предложений  и решений, принимаемых федеральными органами государственной власти в  отношении финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации. Проблемой  в данном случае является отсутствие стратегического планирования финансовых ресурсов, которое является одним  из важнейших направлений совершенствования  управления финансовыми ресурсами  территории.

Еще одной проблемой  эффективного управления финансовыми  ресурсами является сложность его  оценки. На сегодняшний день оценить  эффективность управления финансовыми  ресурсами страны и ее территорий достаточно проблематично, поскольку  не существует конкретных целей управления ими и системы оценочных индикаторов  эффективности.

Все финансовые ресурсы субъекта Федерации можно  разделить на три группы: создаваемые  и используемые на его территории, уходящие за ее пределы, ресурсы, поступающие  извне. Для анализа и управления важное значение имеют финансовые ресурсы, создаваемые и остающиеся на территории субъекта Федерации. Несмотря на то что во многих регионах они не имеют высокого удельного веса в общем объеме финансовых ресурсов, именно эту их часть региональные власти могут действительно самостоятельно планировать и изыскивать возможности их роста. Поэтому для эффективного управления финансовыми ресурсами субъекта Российской Федерации важным является решение вопроса о межбюджетных взаимоотношениях между федеральными и региональными органами власти, а также между органами власти субъекта Федерации и муниципалитетов, расположенных на его территории.

20. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Финансовый контроль – неотъемлемая составная часть  процесса управления финансами, обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной  и контрольной. Процесс распределения  и перераспределения стоимости  ВВП должен сопровождаться контролем  денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных  учреждений контроля и контролеров  – аудиторов за соблюдением финансового  законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а  также за целесообразностью и  эффективностью их финансовых операций.

Финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений.

При исследовании финансового контроля выделяют его  сферу, объект и предмет. Сфера финансового  контроля – это практически все  денежные операции, а также сделки и операции, осуществляемые на основе денежных расчетов.

Объектом финансового  контроля являются денежные распределительные  и перераспределительные процессы при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств, доходов и накоплений.

Предметом проверок являются финансовые и другие экономические  показатели.

Действие финансового  контроля распространяется на все четыре стадии воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление), а также на непроизводственную сферу.

Необходимость существования финансового контроля вытекает из особенностей товарно-денежного  производства, которое не может существовать без своевременного и полного  формирования, обоснованного распределения  и эффективного использования фондов денежных средств и финансовых ресурсов.

С помощью финансового  контроля решаются следующие задачи:

– обеспечение оптимальных пропорций распределения и перераспределения финансовых ресурсов между территориями страны, отраслями и сферами народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, хозяйствующими субъектами и населением;

– обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, контрагентами хозяйствующих субъектов;

– выявление внутрихозяйственных резервов увеличения финансовых ресурсов и повышения эффективности производства;

– обеспечение экономного и эффективного использования финансовых ресурсов и повышение эффективности финансовых вложений. Финансовый контроль классифицируется в зависимости от субъектов, его осуществляющих, времени и способов его проведения.

В зависимости  от субъектов, его осуществляющих, различают  следующие виды финансового контроля: государственный, ведомственный, независимый (аудиторский), внутрихозяйственный.

Формы финансового  контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий.

В зависимости  от источников проверяемых данных различают  документальный и фактический контроль.

К методам финансового  контроля относятся проверки, ревизии, анализ, обследование, надзор.

21. ВИДЫ И ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В зависимости  от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

1) государственный финансовый контроль;

2) внутрихозяйственный финансовый контроль;

3) общественный финансовый контроль;

4) независимый (аудиторский) финансовый контроль. Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления. Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми  службами предприятий, учреждений и  организаций. Объектом контроля выступает  производственная и финансовая деятельность самого предприятия в целом, а  также его структурных подразделений  в отдельности.

Общественный  финансовый контроль широко применялся в советское время. В настоящее  время общественный контроль приобрел новые формы (контроль со стороны  коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов).

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение  достоверности данных о деятельности компании. Условием проведения аудиторских  проверок является независимость проверяющего от руководства проверяемого предприятия  и от результатов его финансово-хозяйственной  деятельности.

Формы финансового  контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и  утверждения проектов бюджетов; смет доходов, финансовых планов учреждений, организаций; проектов законов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в  момент проведения финансовых операций в целях предупреждения злоупотреблений  при получении и расходовании средств.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа  бухгалтерской и финансовой отчетности. Его целью является оценка результатов  финансово-хозяйственной деятельности экономическихсубъектов.

По методам  проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

Проверки проводятся на основе отчетной документации, балансовых и расходных документов. В процессе проверок рассматриваются отдельные  вопросы финансовой деятельности и  намечаются меры для устранения негативных последствий.

Обследования  охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей  субъекта в целях определения  его финансового состояния и  перспектив развития.

Анализ финансовой деятельности предполагает детальное  изучение периодической или годовой  финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов  финансовой деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"