Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:31, шпаргалка

Краткое описание

· 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
· 2. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
· 3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
· 4. РОЛЬ ФИНАНСОВ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
· 5. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
· 6. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА
· 7. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ
· 8. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ, ИХ РОЛЬ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
· 9. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ЕГО РОЛЬ В МОБИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
· 10. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА
· 11. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
· 12. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
· 13. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
· 14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
· 15. ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ
· 16. СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
· 17. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
· 18. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ
· 19. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ
· 20. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
· 21. ВИДЫ И ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
· 22. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ
· 23. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
· 24. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА
· 25. БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
· 26. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
· 27. СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
· 28. БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ЗВЕНЬЕВ
· 29. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 30. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
· 31. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
· 32. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
· 33. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
· 34. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВ
· 35. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
· 36. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ
· 37. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ КАТЕГОРИЯ
· 41. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
· 42. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
· 43. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА
· 44. ФИНАНСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
· 45. ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
· 46. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРАХОВАНИЯ
· 47. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ
· 48. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СТРАХОВОГО РЫНКА
· 49. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ КРЕДИТА
· 50. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КРЕДИТА
· 51. ФУНКЦИИ И РОЛЬ КРЕДИТА
· 52. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
· 53. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КРЕДИТА
· 54. ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ
· 55. БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ
· 56. КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ
· 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
· 58. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ
· 59. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ
· 60. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ
· 61. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
· 62. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КАК ЧАСТЬ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
· 63. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
· 64. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА, ЕГО ЦЕЛИ И СТРУКТУРА
· 65. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
· 66. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
· 67. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
· 68. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 69. ВИДЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 70. ВИДЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ И СДЕЛОК
· 71. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 72. ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 73. ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКИХ СДЕЛОК
· 74. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 75. КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ
· 76. РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
· 77. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
· 78. ВИДЫ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ
· 79. ВНУТРИРОССИЙСКИЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
· 80. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ
· 81. РАСЧЕТЫ ПО ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
· 82. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ
· 83. ПОНЯТИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
· 84. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ
· 85. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
· 86. БИРЖЕВОЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
· 87. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
· 88. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ЭЛЕМЕНТЫ
· 89. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
· 90. ВАЛЮТНЫЙ КУРС КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

финансы шпоры.docx

— 231.34 Кб (Скачать файл)

Финансовая система  России включает следующие звенья финансовых отношений: 1)общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит);

2) фонды страхования;

3) финансы предприятий различных форм собственности.

Вышеперечисленные звенья принято разделять на централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений.

Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые  создаются путем распределения  и перераспределения национального  дохода, созданного в отраслях материального  производства.

В общегосударственных  финансах главную роль играет государственный  бюджет, который представляет собой  централизованный денежный фонд и обеспечивает выполнение государством присущих ему  функций. Главным и основным источником формирования государственного бюджета  являются налоги с предприятий и  населения.

Помимо государственного бюджета, в любой экономике формируются  и используются внебюджетные фонды, где сосредоточиваются средства федерального правительства и местных  властей, связанные с финансированием  расходов, не включенных в бюджет. По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две группы –  социальные и экономические внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

Важным элементом  общегосударственных финансов является государственный кредит. Государственный  кредит представляет собой особую форму  денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами, а также  зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.

Государственный долг представляет собой всю сумму  выпущенных, но не погашенных государственных  займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Фонды страхования, формируемые за счет взносов заинтересованных юридических и физических лиц, обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и  несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению. Страхование является также важным средством формирования инвестиционного потенциала страны.

Финансы предприятий  представлены также децентрализованными  фондами денежных средств хозяйствующих  субъектов различных форм собственности, образующимися из денежных доходов  и накоплений самих же предприятий. Финансы предприятий являются объединяющей основой финансовой системы. Они  обслуживают процесс создания и  распределения общественного продукта и национального дохода. Их экономическое  состояние определяет степень обеспеченности централизованных фондов денежных средств  финансовыми ресурсами.

11. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Государство разрабатывает  финансовую политику как средство успешной реализации своих целей и задач  в финансовой сфере. Эффективность  воздействия финансов на социально-экономическое  развитие общества во многом зависит  от выбранных направлений финансовой политики и процесса ее реализации.

Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Задачи финансовой политики направлены:

1) на обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработку финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Главная цель государственной  финансовой политики – наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и  повышение эффективности их использования  для социально-экономического развития общества.

Важной составной  частью финансовой политики является установление финансового механизма.

В качестве важнейших  направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика.

Бюджетную политику государства в первую очередь  необходимо рассматривать как совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Главной задачей  в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий  для развития отраслей народного  хозяйства.

Налоговая политика представляет собой деятельность органов  государственной власти и местного самоуправления по принудительному  изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением, в целях формирования доходной части  соответствующих бюджетов.

Инвестиционная  политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий  для привлечения отечественных  и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается  в создании условий для того, чтобы  инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику  России.

Социальная финансовая политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой  и ценовой политик, ограничивая  или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и  поощряя либо сдерживая экспорт  товаров и услуг из страны.

Финансовая политика предприятия представляет собой  целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения  бизнеса.

12. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Выделяют три  основных типа финансовой политики:

1) классическая;

2) регулирующая;

3) планово-директивная.

До конца 20-х  гг. прошлого столетия основным типом  финансовой политики большинства стран  был классический ее вариант. Такая  финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии  А. Смита и Д. Рикардо. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, что позволяло создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в министерстве финансов.

Переход к регулирующей финансовой политике в западных странах  осуществлялся в конце 20-х гг. прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства  государств. В ее основу вначале  была положена экономическая теория Дж. Кейнса и его последователей. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог. Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

В 70-е гг. в  основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Планово-директивная  финансовая политика применяется в  странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства  для их последующего перераспределения  в соответствии с основными направлениями  государственного плана.

Основной задачей  финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых  производится изъятие всех не используемых в соответствии с государственным  планом финансовых ресурсов. Изъятие  средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Управление финансами  осуществлялось из единого центра –  Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве.

13. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм, который представляет собой  совокупность способов организации  финансовых отношений, применяемых  обществом в целях обеспечения  благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает в себя виды, формы  и методы организации финансовых отношений, способы их количественного  определения.

Формируя финансовый механизм, государство стремится  обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, при этом сохраняется  постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и  его интересов, что является залогом  эффективности финансовой политики.

Структура финансового  механизма достаточно сложна. К элементам  финансового механизма относятся  финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и  нормативов, которые используются при  определении доходов и расходов государства, организации бюджетной  системы, финансов предприятий и  рынка ценных бумаг. Сочетание элементов  финансового механизма образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем  установления количественных параметров каждого элемента.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается  для финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы  бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система  организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и  на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно  не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий  финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо  интересы государства. Такая разновидность  финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных  финансовых отношений на частных  предприятиях. В этом случае государство  устанавливает общий порядок  использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после  уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами  предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование  и контроль.

Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий  финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических  лиц и граждан.

14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. В ходе исполнения новой  финансовой политики выявилось множество  проблем и к началу проведения реформ разработки по финансово-бюджетным  вопросам были сформулированы реформы  на декларативном уровне, которые  фактически начали проводиться методом  проб и ошибок.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"