Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 20:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансы".
17. Финансовая политика. Типы финансовой политики. Основные направления
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
- разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;
- создание адекватного финансового механизма;
- управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
выделяют три основных типа финансовой политики:
1) классическая- Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, что позволяло создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в министерстве финансов.
2) регулирующая; Эта разновидность финансовой политики ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени прогрессивности обложения.
Основные направления (задачи) финансовой политики:
максимальная отдача в использовании финансовых ресурсов и бесперебойное финансирование всех мероприятий, предусмотренных планами и прогнозами экономического и социального развития; обеспечение рациональных пропорций в распределении и использовании всех видов ресурсов; сокращение непроизводственных и бесхозяйственных расходов; совершенствование взаимоотношений предприятий с бюджетом на базе упрощения налоговой системы, понижения общего числа налогов и снижение налоговой нагрузки; укрепление финансовой дисциплины и денежного обращения, преодоление кризиса неплатежей, развития финансового рынка, расширение финансовой самостоятельности и ответственности субъектов Российской Федерации и органов власти местного самоуправления; понижение государственных долгов (внутренних и внешних);
В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить следующие задачи:
— ускорение преобразований, прежде всего в АПК, жилищном секторе экономики, и структурной перестройки экономики;
— развитие малого предпринимательства;
3) планово-директивная. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех не используемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.
18. Управление финансами, элементы управление, методы управления.
Управление
финансами — целенаправленное формирование
процесса перераспределения финансовых
ресурсов между различными субъектами
финансовой системы и внутри них], деятельность
по привлечению и эффективности использования
финансовых ресурсов.
Управление присуще всем сферам человеческой
деятельности, в том числе и финансовой.
Под управлением понимается сознательное
целенаправленное воздействие на объект
с помощью совокупности приемов и методов
для достижения определенного результата.
Управление основано на знании объективных
закономерностей развития общества. Вместе
с тем на управление большое влияние оказывает
государство в лице соответствующих управленческих
структур.
Финансовый контроль – особая сфера деятельности
органов государственной власти, органов
местного самоуправления и финансовых
служб организаций по сбору и анализу
информации о текущем финансовом состоянии
управляемого объекта. При финансовом
контроле сравнивают текущие и плановые
финансовые показатели, оценивается правомерность
действия финансовых работников и руководителей
организаций. В условиях перехода к рыночным
отношениям целью финансового контроля
является контроль за соблюдением законодательства.
Управление финансами в РФ классифицируется по характеру и периоду управления: стратегическое и оперативное управление финансами.
Стратегическое управление финансами осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ. Оно происходит в ходе составления и утверждения прогнозов развития экономики государства, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей.
Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами и т.д., непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях.
19.Региональные
финансы, доходы и расходы региональных
бюджетов
система экономических
отношений, по средствам которой определяется
и распределяется национальный доход
на экономическое и социальное развитие
регионов.
1. Закрепленных доходов – принадлежащие
субъекту РФ: налог на имущество; недвижимость;
транспортный налог; региональные лицензионные
сборы. Доля закрепленных доходов в региональном
бюджете не очень высока.
2. Региональных доходов:
2.1. Получаемые от налогов
вышестоящих бюджетов: процентные отчисления
от налога на прибыль, НДС и акцизов. Процентные
отчисления играют ведущую роль в формировании
регионального бюджета, как по объему,
так и по экономическому значению, поскольку
стимулируют региональные власти к эффективному
сбору налогов на местах.
2.2. Дотации – средства,
направляемые в твердой сумме из бюджетов
вышестоящих органов. Их направляют тем
регионам, которые по объективным причинам
не могут развить свой хозяйственный потенциал,
чтобы обеспечить территориальное формирование
бюджета.
2.3. Субвенции – средства,
направляемые на решение определенных
проблем, которые не могут быть разрешены
за счет других источников финансирования
(социальные проблемы, последствия стихийных
бедствий).
Дотации и субвенции
в отличие от процентных отчислений формируют
у региональных властей иждивенческие
настроения, не способствуют формированию
хозяйственной инициативы и поиску резервов
развития хозяйства региона.
20.Местные финансы.
Местные финансы это совокупность денежных
отношений по поводу формирования и исполнения
местных бюджетов, выпуска и погашения
государственных муниципальных ценных
бумаг и других финансовых средств. Основными
принципами организации местных финансов
являются самостоятельность, государственная
финансовая поддержка и гласность.
в соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации в ред. Федерального
закона от 20.08.2004 г. №120-ФЗ формируются
за счет собственных доходов и доходов
за счет отчислений от федеральных ирегиональных р
Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, можно отнести к следующим категориям — налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
Налоговые доходы местных бюджетов
Налоговые доходы бюджетов поселений
1. В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:
2. В бюджеты поселений
зачисляются налоговые доходы
от следующих федеральных
Выделяют две основные группы расходов:
Обязательные расходы — расходы, связанные с финансированием выплат перед населением, в том числе по вмененным государственным полномочиям, а также закрепленные за муниципальным образованием федеральными и региональными законами.
Дискреционные расходы — расходы на содержание муниципального хозяйства, то есть расходы на развитие местной экономики, дорожного хозяйства, строительства, территории.
Структура расходов местных бюджетов:
Всю совокупность расходов местных бюджетов можно разделить на две большие группы.
К первой группе относятся собственные расходы муниципального образования, связанные с решением задач местного значения и обслуживанием муниципального долга. Указанные расходы можно сгруппировать по следующим направлениям:
содержание собственных органов управления;
проведение местных выборов;
реализация муниципального заказа;
исполнение собственных законов;
финансовая поддержка отраслей местного хозяйства;
финансовая помощь бюджетным учреждениям иных уровней власти;
обслуживание долговых обязательств муниципального образования;
специальные целевые программы местного значения;
инвестиции в местную инфраструктуру.
Перечисленные расходы должны покрываться средствами собственных источников доходов (налоговых и неналоговых поступлений), а также трансфертов, в случае низкого уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования и заемных средств, в случае соблюдения требований к размеру бюджетного дефицита.
21.Государственные финансы. Структура госуд. финансов
Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.
Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:
К категории "государственные финансы" следует также отнести такие понятия как:
22.Госуд. финанс. система. Функции государства
Государственные финансы – составная часть финансовой системы государства центральная подсистема, через которую осуществляется влияние государства на экономическое и социальное развитие. Она имеет свои особые принципы организации и функционирование. Это обусловлено функциями и ролью государства в регулировании и обеспечении экономических, социальных и демократических принципов жизни населения и создании благоприятных условий для деятельности производственных и непроизводственных структур.
Государственная
финансовая система включает следующие звенья
финансовых отношений:
1) государственную бюджетную систему;
2) государственный кредит и кредиты местных
органов власти, а в федеративных государствах
— и кредиты членов федерации;
3) специальные внебюджетные фонды;
4) финансы государственных корпораций.
Бюджетная система
включает два звена:
- государственный бюджет;
- многочисленные местные бюджеты (бюджеты
городов, округов, сельских округов и т.д.).
Местные бюджеты в унитарных государствах
своими доходами и расходами не входят
в государственный бюджет.
В федеративных государствах бюджетная
система состоит из трех звеньев:
- государственного бюджета, или федерального
бюджета, или бюджета центрального правительства;
- бюджетов членов федерации