Экономическое значение налога на имущество организаций в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Налог на имущество организаций – это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, находящиеся на балансе организации.
Тема курсовой работы представляется актуальной, так как изучение порядка исчисления и уплаты налога на имущество организаций позволяет понять механизм его воздействия на хозяйствующие субъектов, оценить методы государства, которые путем применения налоговых льгот стремится стимулировать или стабилизировать деятельность ряда хозяйствующих субъектов, создать преимущества при осуществлении отдельных видов предпринимательства.

Содержание

Введение 5
1 Теоретическая специальная часть 7
1.1 Исторические аспекты возникновения налога на имущество организаций 7
2 Механизм формирования налоговой базы и исчисления налога 11
2.1 Элементы налога. 11
2.2. Порядок формирования налоговой базы. 15
2.3. Механизм исчисления налога. 17
3. Экономическое значение налога на имущество организаций в современных условиях 21
3.1 Роль налога на имущество в формировании регионального бюджета 21
3.2 Сравнительный анализ системы имущественных налогов за рубежом и в России. 24
Вывод и предложения 28
Список используемых источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Юр.л.docx

— 83.56 Кб (Скачать файл)

Содержание                                                                                                                 с.

 

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Налог на имущество организаций – это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, находящиеся на балансе организации.

     Тема курсовой работы представляется актуальной, так как изучение порядка исчисления и уплаты налога на имущество организаций позволяет понять механизм его воздействия на хозяйствующие субъектов, оценить методы государства, которые путем применения налоговых льгот стремится стимулировать или стабилизировать деятельность ряда хозяйствующих субъектов, создать преимущества при осуществлении отдельных видов предпринимательства.

Объектом курсовой работы является налог на имущество российских и иностранных организаций.

Предметом исследования в курсовой работы является порядок расчета налога,сроки и формы сдачи отчености по имущественному налогу.

Цели курсовой работы:

- исследовательская цель – теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения;

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по общим профессиональным и специальным дисциплинам;

- углубление теоретических  знаний в соответствии с выбранной  темой;

- углубление теоретических  знаний в соответствии с выбранной  темой;

- формирование умений  применять теоретические знания  при решении поставленных вопросов;

- формирование умений  использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

- развитие творческой  инициативы, самостоятельности, ответственности  и организованности;

- овладение современными  методами исследования и компьютерной  техники.

        Для достижения целей ставяться следующие задачи:

-рассмотреть сущность и роль налога на имущество организаций;

-рассмотреть применение налоговых ставок и льгот по налогу на имущество организаций;

-рассмотреть исчисление и уплату налога на имущество организаций;

-рассмотреть порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций;

- рассмотреть роль налога на имущество в формировании регионального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

        1 Теоретическая специальная часть

 

      1.1 Исторические аспекты возникновения налога на имущество организаций

 

  Налог на недвижимость относился к числу достаточно крупных налогов. Им в то время облагались жилые дома, заводы, фабрики, складские помещения и другие строения. Для России это был новый налог, введенный вместо подушной подати с горожан. Вместе с тем, несмотря на свою новизну, уже в 1890г. этот налог обеспечил в Москве поступления в размере 2,3 млн. руб. из 4,14 млн. руб. прямых налогов, а в следующем году - 2,8 млн. руб.

  Ведущую роль играли имущественные налоги в системе местного налогообложения. Так, сбор с земель и сбор со строений во второй половине XIX века представлял собой основной источник доходов местных бюджетов. В последней четверти XIXв. начале XXв. неуклонно возрастает доля налогообложения строений в общем объеме окладных доходов губерний и уездов. За период с 1872 по 1890 гг. рост сумм поступлений от обложения прочих недвижимых имуществ (за исключением земель) составил 216,6%. В 1872 г. доля сбора с прочих недвижимых имуществ в общем объеме окладных сборов составляла 11,4%, в 1890 г. - 18,5%.

  В основе подхода, принятого закона от 8 июня 1893г., были заложены следующие положения. Прежде всего, величина оценки недвижимых имуществ зависела от условного показателя - средней чистой доходности. Причем такого рода приблизительная оценка могла устанавливаться в определенном отношении к ценности объекта и лишь в том случае, если отсутствовала возможность определить её непосредственно, прочие имущества подлежали индивидуальной оценке. Например, от оценки для целей обложения освобождались сельские строения, за исключением занятых торговлей и промышленными заведениями или приносящих постоянный доход посредством сдачи в наём.

Дальнейший процесс развития системы имущественного обложения относится к периоду начала 90-х гг., то есть являлся составной частью коренных преобразований в сфере налогообложения и построения принципиально новой налоговой системы. В конце 1991г. был принят целый ряд законодательных актов о налогах, сборах, пошлинах и в том числе важнейшие документы по налогам, составляющим основу формирования перспективного налога на недвижимость: Закон РФ от 13 декабря 1991г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», Федеральный Закон от 07 декабря 1991г. № 1998-1 «О налоге на имущество физических лиц», Федеральный закон от 11 октября 1991г. «О плате за землю».

Становление налоговой системы России как независимого государства было завершено принятием Закона РФ от 27 декабря 1991г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» и введением его в действие с 1 января 1992г.

     

 
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           1.2 Экономическая  сущность налога на имущество организаций

 

  Введение налога на имущество организаций - этап реформирования системы имущественных налогов. Данный процесс реформирования был впервые предусмотрен Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 гг.). В Программе, в частности, указывалось, что приоритетное значение в настоящее время приобретает реформирование системы платежей за землю и иную недвижимость, которое должно реализовать принцип единства земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости. При этом государственная политика по стимулированию эффективного использования земли и иной недвижимости направлена на создание государственного кадастра объектов недвижимости как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий и обеспечение публичности его сведений.

     Поэтому одним из этапов перехода на налогообложение недвижимости являлось именно совершенствование налога на имущество организаций, что и реализовалось с введением в действие с 1 января 2004 года на основании Федерального закона Российской Федерации от 11.11.2003 N 139-ФЗ главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ.

     Глава 30 НК РФ, непосредственно регулирующая вопросы имущественного налогообложения организаций, вступила в действие с 1 января 2004 года.

      В соответствии с ее нормами, налог на имущество организаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения в действие.

     Налог на имущество организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации.

    Налог на имущество организаций- региональный и он важен своей фискальной функцией именно для региональных бюджетов. Данный налог в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации отличается своей стабильностью, поскольку у организаций для ведения экономической деятельности имеется значительный производственный и непроизводственный имущественный фонд, к которому в целях налогообложения относится движимое или недвижимое имущество.

    При его взимании реализуются также стимулирующая и контрольная функции через заинтересованность организаций в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества, и обновлении основных фондов.

     В соответствии с нормами налогового законодательства, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ при установлении регионального налога вправе определить:

- налоговую ставку в  пределах, закрепленных НК РФ;

- порядок и сроки уплаты  налога;

-налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

           1 Механизм формирования налоговой базы и исчисления налога

 

        2.1 Элементы налога.

 

Согласно ст.373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются:

- российские организации;

-иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

 В силу абз.2 п.2 ст.11 НК РФ российскими организациями признаются юридические лица, созданные по законодательству России. Для целей обложения налогом на имущество не имеет значения деление юридических лиц по признаку основной цели деятельности на коммерческие или некоммерческие организации, осуществляемое в соответствии с гражданским законодательством РФ.

  Согласно абз.2 п.2 ст.11 НК РФ иностранными организациями для целей налогообложения признаются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства.

  Объектом налога на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

  Для иностранных же организаций налогооблагаемым имуществом является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

       Не признаются объектом налогообложения:

-земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

-имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в России.   

 Налоговым периодом признается календарный год.

 Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

 Ставка налога устанавливается законами субъектов Федерации и не может превышать 2,2%. Допускается дифференциация ставок налога в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества.

         Налоговые льготы предусмотрены ст. 381 НК в виде полного освобождения от уплаты отдельных категорий плательщиков и некоторых видов имущества, находящихся на балансе налогоплательщика, представлены на рисунке 1.

 

 

 

 

 




 



 

 

 

 

 

 

 


       

          Рисунок 1- Льготы по налогу на имущество организаций.

Региональным органам власти предоставлено право устанавливать дополнительные льготы, перечень которых, в случае их установления, должен быть приведен в соответствующем региональном Законе.

         Налогоплательщики, обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество в срок не позднее 30 дней с даты окончания отчетного периода.

         По окончании налогового периода налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию по налогу в срок не позднее 30 марта следующего года. ( см приложение А)

Организация ведет учет основных средств по форме ОС-6 (см. приложение Б)

        Сроки уплаты налога, авансовых платежей и представления отчетности по налогу на имущество организаций представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сроки уплаты налога, авансовых платежей и представления отчетности по налогу.

Вид налога

вид платежа

Сроки уплаты налога и авансов

вид отчета

дата представления

форма и порядок заполнения

Налог на имущество организаций

аванс за 1 квартал

в 5-дневный срок со дня, установлен-ного для сдачи расчета по авансовому платежу.

Налоговый расчет по авансовому платежу за 1 квартал

30 апреля

Приказ Минфина от 20.02.2008 № 27н

аванс за 2 квартал

Налоговый расчет по авансовому платежу за полугодие

30 июля

аванс за 3 квартал

Налоговый расчет по авансовому платежу за 9 месяцев

30 октября

налог

в 10-дневный срок со дня, установлен-ного для сдачи декларации.

Налоговая декларация по налогу на имущество организаций

30 марта следующего года

Приказ Минфина от 20.02.2008 № 27н


 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

        2.2. Порядок формирования налоговой базы.

 

         Российские организации определяют налоговую базу (базу для расчета авансовых платежей) самостоятельно по результатам налогового или отчетных периодов.

         По итогам налогового периода налоговая база исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества, которое относится к объектам налогообложения (п.1 ст.375, п.3, абз.2 п.4 ст.376 НК РФ).

         Если законодательством субъекта РФ предусмотрена уплата авансовых платежей по налогу по итогам отчетных периодов - I квартала, полугодия, 9 месяцев, то налоговую базу нужно рассчитывать по истечении каждого из них. База за отчетный период - это средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п.4 ст.376, п.3 ст.379, п.6 ст.382 НК РФ). Как правило, налоговая база (база для исчисления авансовых платежей) рассчитывается по всему имуществу организации в целом.

Информация о работе Экономическое значение налога на имущество организаций в современных условиях