Однако из
данного правила есть исключения. Так,
база рассчитывается отдельно в отношении
(п. п.1, 2 ст.376 НК РФ):
1) имущества каждого обособленного
подразделения организации, имеющего
отдельный баланс;
2) недвижимого имущества,
расположенного вне места нахождения
организации (обособленного подразделения,
имеющего отдельный баланс);
3) имущества, которое облагается
налогом по разным ставкам;
4) недвижимости, фактически
находящейся на территориях разных
субъектов РФ.
Среднегодовая
стоимость имущества.
Налоговую
базу по итогам года составляет среднегодовая
стоимость облагаемого налогом имущества
(п.1 ст.375 НК РФ).
Для определения
налоговой базы предусмотрена специальная
формула (абз.2 п.4 ст.376 НК РФ):
СрГодСт = (ОС1 + ОС2 +. + ОСп + ОСп2) / (М + 1),
(1)
где СрГодСт - среднегодовая
стоимость основных средств;
ОС1, ОС2. - остаточная
стоимость ОС на 1-е число каждого месяца
налогового периода;
ОСп, ОСп2 -
остаточная стоимость ОС на 1-е и последнее
число последнего месяца налогового периода;
М - количество
месяцев налогового периода.
Если основные
средства не амортизируются, однако налогом
на имущество облагаются, то в расчете
участвует их стоимость, которая определяется
исходя из их первоначальной стоимости
и величины начисленного износа (абз.3
п.1 ст.375 НК РФ).
Основа для расчета
налоговой базы - это остаточная стоимость
основных средств.
Остаточная стоимость
рассчитывается как разница между первоначальной
стоимостью объекта и начисленной суммой
амортизации :
ОС = ПС - А,
(2)
где ОС - остаточная стоимость
основного средства на определенную дату;
ПС - первоначальная
стоимость этого ОС;
А - сумма начисленных
амортизационных отчислений за период
с даты начала начисления амортизации
по дату определения остаточной стоимости
включительно.
При расчете среднегодовой
стоимости имущества во внимание принимается
количество месяцев в налоговом периоде
(абз.2 п.4 ст.376 НК РФ).
Когда организация
ведет деятельность полный календарный
год, налоговый период для нее состоит
из 12 месяцев, которые и участвуют в расчете
(п.1 ст.55, п.1 ст.379 НК РФ).
Налоговую базу иностранные
организации определяют самостоятельно
(п.3 ст.376 НК РФ).
2.3. Механизм исчисления налога.
(См. Приложение В)
- ЗП итого = 2268000 руб.
Доплаты итого = 41540 руб.
Премия итого
=85000 руб
Дополнительно:
Аренда кв. = 3000*12=36000 руб.
Беспл. обеды = 4400*12=52800 руб.
Мед. Страхование = 12000 руб.
Норма=219000*6%=13140 руб.
Общая сумма расходов = 2507340
руб.
2) НДС=5740000*18/118=875593 руб.
Сумма дохода=5740000-875593=4864407 руб.
3) НДС=400000*18/118=61017 рублей
Сумма дохода = 400000-61017=338983 руб.
НДС=680000*18/118=103729 руб.
Сумма дохода=680000-103729=576271руб.
4) в соответствии со ст. 374 НК
РФ основные фонды являются объектом налогообложения
налога на имущество организаций.
ОС= 900000 руб.
А=25000*12=300000 рублей (за 12мес)
5) в соответствии со ст. 374 НК
РФ станок является объектом налогообложения
налога на имущество организаций.
ФР=ЦР-ОС-Р
(3)
где: ЦР – цена реализации;
ОС – остаточная
стоимость;
Р – дополнительные
расходы.
НДС=200000*18/100=36000 руб.
ЦР=200000-36000=164000 руб.
НДС=360000*18/118=54915 руб.
ПС=360000-54915=305085 руб.
А=ПС*N
(4)
где: N – норма.
N=1/72*100=1.39%
А= 305085*1,39%=4241 руб.
А = 4241*18=76338 рублей (за 18мес)
ОС=305085-76338=228747 руб.
(2)
ФР=164000-228747=-64747 руб.
Р = 64747/54=1199 рублей
Р=1199*11=13189 рублей (за11мес)
6) НДС= 118000*18/118=10000 руб.
Р = 60000 руб.
Отпущено в
производство = 80000 руб.
7) Р=200*4*2=1600 руб.
Р = 2400 руб.
Р = 1500 руб.
Общая сумма рсходов=5500 руб.
8) Д = 2000 руб.
9) Р=1200 руб.
10) В соответствии со статьей
250 пунктом 8 безвозмездно полученные НМА
учитываются в составе внереализационных
доходов, исходя из рыночных цен. 43000 тысячи
рублей
НМА:
ОС = 44500 руб
Рын. Ст-ть = 43000 руб.
11) Так как применяется кассовый
метод признание доходов и расходов, излишки
не будут учитываться в составе доходов.
12) В соответствии со статьей
251 пунктом 11 НКРФ мини-АТС полученная
от учредителей учитывается в составе
доходов не учитываемых в целях налогообложения.
13) Р = 20000+8000=28000 руб.
14) Р = 28000 руб.
15) Р = 35000 руб.
16) В соответствии со статьей
265 пунктом 2 под пунктом 5 НКРФ к внереализационным
доходам приравниваются убытки полученные
в виде недостачи, а также убытки от хищения
если виновное лицо не обнаружено так
как виновное лицо обнаружено недостача
является расходом не учитываемым в целях
налогообложения.
17) В соответствии со статьей
270 пунктом 16 НКРФ безвозмездная передача
имущества коммерческим организациям
относится к расходам не учитываемым в
целях налогообложения.
18) в соответствии со ст. 374 НК
РФ ксерокс является объектом налогообложения
налогом на имущество организаций.
НДС=48000*18/118=7322 руб.
ПС=48000-7332=40668 руб.
N=1/60*100=1,67%
А = 40668*1,67%=679 руб.
(4)
А =679*9=6111 руб. (за9мес)
ОС=40668-6111=34557 руб.
(2)
19) в соответствии со ст. 374 НК
РФ цветной принтер является объектом
налогообложения налога на имущество
организаций.
НДС=46000*18/118=7322 руб.
ПС=48000-7322=40668 руб.
N=1/48*100=2,08%
А=38983*2,08%=811 руб.
(4)
А= 811*11=8921 руб. (за11мес)
ОС= 40668-8921=31747 руб.
(2)
20) В соответствии со статьей
250 пунктом 3 НКРФ неустойка относится
к внереализационным доходам.
Неустойка =8000 тысяч руб.
21) В соответствии со статьей
265 пунктом 13 НКРФ штраф относится к внереализационным
расходам
штраф =29,92*1500=44800
22) В соответствии со статьей
283 пунктом 1 НКРФ убытки прошлых периодов
вправе уменьшить налоговую базу в текущем
налоговом периоде.
Убыток = 60000 руб.
Н/о прибыль=2792600-60000=2732600 тысяча
рублей
Таблица 2 – Регистр учета остаточной
стоимости ОС
|
Основные фонды |
Станок |
Ксерокс |
Цветной принтер |
Итого |
ОС 01.01 |
900000 |
305085 |
- |
- |
1205085 |
ОС 01.02 |
875000 |
|
- |
40668 |
915668 |
ОС 01.03 |
850000 |
|
- |
39857 |
889857 |
ОС 01.04 |
825000 |
|
40668 |
39046 |
904714 |
ОС 01.05 |
800000 |
|
39989 |
38235 |
878224 |
ОС 01.06 |
775000 |
- |
39310 |
37424 |
851734 |
ОС 01.07 |
750000 |
- |
38631 |
36613 |
825244 |
ОС 01.08 |
725000 |
- |
37952 |
35802 |
798754 |
ОС 01.09 |
700000 |
- |
37273 |
34991 |
772264 |
ОС 01.10 |
675000 |
- |
36599 |
34180 |
745779 |
ОС 01.11 |
650000 |
- |
35915 |
33369 |
719284 |
ОС 01.12 |
625000 |
- |
35236 |
32558 |
692794 |
ОС 31.12 |
600000 |
- |
34557 |
31747 |
666304 |
НБ |
750000 |
305085 |
37613 |
14016 |
1106714 |
Сумма еж. А. |
25000 |
4241 |
679 |
811 |
30731 |
Сумма аван. платежа |
- |
1678 |
207 |
- |
1885 |
Сумма налога
|
16500 |
-
|
- |
309
|
16809 |
3. Экономическое
значение налога на имущество организаций
в современных условиях
3.1 Роль налога на
имущество в формировании регионального
бюджета
В большей степени налоги поступают от
организаций, так как последние располагают
большими денежными средствами, имущественными
правами в стоимостном выражении, чем
физические лица, и по количеству индивидуальные
предприниматели и корпорации превосходят
бюджетные организации, которые имеют
льготы по всем категориям налогов. Поэтому
значительное внимание уделяется именно
налогам, которыми облагаются организации.
Так как
организация получает свой доход
вследствие использования имущества,
которое и приносит экономическую
выгоду для организации, налог
на имущество организаций имеет
весомое значение, как для самих
организаций, так и для государства.
Еще при
формировании современной налоговой
системы предусматривалось, что
имущественные налоги должны
относиться к ведению региональных
и местных органов власти, а
также стать одним из существенных
источников формирования доходной
базы региональных и местных
бюджетов. Данный подход обусловлен
тем, что эти органы власти
могут реально обеспечивать эффективный
контроль за накопленным имуществом, полнотой
учета и сбора имущественных налогов,
оценивать необходимость предоставления
налоговых льгот [48 C.269].
В рамках
бюджетных правоотношений налог
на имущество организаций относится
к собственному доходу регионов,
которым в силу ст.47 Бюджетного
кодекса РФ , называется доход, зачисляемый
в бюджеты в соответствии с бюджетным
законодательством РФ и законодательством
о налогах и сборах.
Учитывая то,
что данный вид дохода - это
собственные доходы областного
бюджета и за счет них должна
финансироваться основная сумма
обязательств (то есть расходов)
региональных органов власти, доля
налога на имущество может
расцениваться как недостаточно
высокая, что свидетельствует о
нестабильности и зависимости
бюджета
Таким образом,
большая и основная часть в
налогах на имущество, поступающих
в областной бюджет, принадлежит
именно налогу на имущество
организаций. Поэтому можно говорить
о его значимости, как для самого
предприятия-налогоплательщика (особенно
в целях оптимизации и снижения
налоговой нагрузки), так и для
государства (в качестве стабильного
дохода, менее зависимого от перепадов
в экономике).
В соответствии
со статьей 56 БК РФ, указанные
налоговые доходы могут быть
полностью или частично переданы
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации
в соответствующие местные бюджеты.
Доходы от налога на имущество
организаций зачисляются в бюджеты
муниципальных образований по
нормативам отчислений, установленным
законами субъектов Российской
Федерации в соответствии с
бюджетным законодательством .
С точки
зрения финансов этот налог
выполняет стимулирующую и контрольную
функцию, а при пополнении бюджетов
субъектов федерации и местных
бюджетов - фискальную функцию, то
есть обеспечении бюджетов регионов
стабильным источником дохода.
Рисунок 2 - Исчисленная сумма
к уплате в бюджет налога на имущество
организаций в РБ за три года.
Показатели
10 129 70
7 292 018
6 880 710
2009
2010
2011
3.2 Сравнительный
анализ системы имущественных налогов
за рубежом и в России.
В США налоги с экономически активного
населения представляют собой главный
источник финансовых поступлений в федеральный
бюджет. Практически во всех штатах взимается
налог на имущество. Его уплачивают как
физические, так и юридические лица. Ставки
налога составляет 1,4%. Доля данного налога
в общем объеме налоговых поступлений
бюджета штата составляет приблизительно
2%. В различных штатах предоставляются
разнообразные льготы по налогу на имущество,
а в некоторых штатах освобождаются полностью.
Из местных налогов Канады на первом
месте находится налог на недвижимость.
Налог обычно взимается в размере 0,5-1,0%
от стоимости и собственности. Ставка
резко повышается, если недвижимость используется
для определенных видов деятельности.
Например, налог с адвокатских контор
и врачебных кабинетов- 50%, налог с парикмахерских
устанавливается в размере 30%. А если здание
используется для производства алкогольной
продукции, налог составляет 140%.