Экономическое содержание федерального бюджета и его расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы в том, чтобы изучить и проанализировать понятие и значение федерального бюджета и проанализировать расходную часть федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
● Изучить понятие и значение федерального бюджета.
● Рассмотреть общие положения бюджетного процесса.
● Проанализировать состав и структуру расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------- 3


Глава 1.Теоритическая сущность и значение федерального бюджета…….4
Глава 2. Экономическая сущность расходов Федерального бюджета Российской Федерации
2.1. Понятие и формы бюджетных расходов и их характеристика…………..7
2.2. Основы разработки проекта, рассмотрения, принятия и исполнения
федерального бюджета…………………………………………………………...10
Глава 3. Анализ и структура расходов федерального бюджета на 2012-2014 годы
3.1 Состав и структура расходов федерального бюджета………………..........12
3.2. Объем расходов Федерального бюджета…………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………...32

Список используемой литературы…………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая исправлена 2.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального образования

                Международный славянский институт

 

               Факультет: Экономика и организация предпринимательства

                 

               Специальность: 080100.62 Экономика

               Дисциплина:  Финансы

 

 

 

 

 

                    КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

            Экономическое содержание федерального бюджета и его расходов

               

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнила: студентка 2 курса

 

                             Группа  21

                    

Тотмина Юлия Николаевна

 

 

                                  Научный

                                  Руководитель: Гуляева О.С.                                                     

 

 

 

 

                                г. В.Волочек    2012 год

 

                                   Содержание

 

 

Введение ----------------------------------------------------------------------------  3

 

 

Глава 1.Теоритическая сущность и значение федерального бюджета…….4

Глава 2. Экономическая сущность расходов Федерального бюджета Российской Федерации

   2.1. Понятие и формы бюджетных расходов и их характеристика…………..7 

  2.2. Основы разработки проекта, рассмотрения, принятия и исполнения

федерального бюджета…………………………………………………………...10

Глава  3. Анализ и структура расходов федерального бюджета на 2012-2014 годы

3.1 Состав и структура расходов федерального бюджета………………..........12

3.2. Объем расходов Федерального бюджета…………………………………..24

 

Заключение……………………………………………………………………...32  

 

Список используемой литературы…………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система.

Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. В рыночной экономике значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Решение проблем, связанных с формированием и использованием бюджетов всех уровней, во многом обеспечивает и снятие социальной напряженности в стране. Поэтому представители исполнительной власти, депутаты, руководители предприятий и организаций должны сегодня представлять в деталях, как формируется и исполняется бюджет, как действует налоговый механизм.

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что бюджетная система является составной частью важнейших макроэкономических структур экономики. Изменения в этой области влекут за собой глубокие социально-экономические последствия во всех странах, в том числе и в России.

Цель моей работы в том, чтобы изучить и проанализировать понятие и значение федерального бюджета и проанализировать расходную часть федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

 ● Изучить понятие и значение федерального бюджета.

          ● Рассмотреть общие положения бюджетного процесса.

          ● Проанализировать состав и структуру расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов. 

Глава 1. Теоретическая сущность и значение федерального бюджета 
Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

* федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

* бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

* местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Построение бюджетной системы базируется на федеративном устройстве государства, определенном Конституцией РФ, государственной, управленческой и общественной структуре Российской Федерации. Правовую основу функционирования бюджетной системы Российской Федерации обеспечивают Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, включая кодифицированные правовые акты, указы Президента РФ, а также нормативные правовые документы.

Особое место в бюджетном законодательстве занимает Бюджетный кодекс. Бюджетный кодекс - это совокупность юридических норм, по которым строится и действует бюджетная система государства, определяется компетенция центральных и местных органов государственной власти и государственного управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.1

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования экономики, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около ¾ всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования - временно свободные средства бюджета.

В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется - воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. Однако форма и материальное воплощение - лишь внешние признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса.

Итак, Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. Основными функциями бюджета являются перераспределение национального дохода, финансовое обеспечение социальной политики, государственное регулирование и стимулирование экономики, а так же  контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

     

 

Глава 2. Экономическая сущность расходов федерального бюджета Российской Федерации.

2.1. Понятие и формы бюджетных расходов и их характеристика. 

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.       В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие. Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

а) расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

г) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;

д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

* ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

* средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

* трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

* ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

* ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

* бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

* субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

* инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

* бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

* кредитов иностранным государствам;

* средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов, предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Трансферты населению - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации и ее субъектов. Оформление доли участия в уставном капитале, принадлежащей Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ.

Информация о работе Экономическое содержание федерального бюджета и его расходов