Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:04, курсовая работа
В своей работе автор ставит перед собой несколько задач:
1. Раскрыть понятие «электронных денег»
2. Определить проблемы в использовании электронных денег.
3. Выявить перспективы развития рынка пластиковых карт
4. Показать пример покупки по электронным деньгам.
Целью моей работы является подробное раскрытие поставленных перед собой задач.
Решение различных проблем, позволит ускорить платежи, минимизировать риски при их проведении, повысить ликвидность, рентабельность банков, а также эффективность денежно-кредитной политики.
Сегодня в России находятся в обращении около 1500 млн. долл. денежной наличности, еще столько же наличности депонировано; много это или мало — трудно сказать, но если эту цифру разделить на души населения, то получится, что даже грудной ребенок в своей коляске может возить хорошую профессорскую зарплату.
Рассмотрим причины, по которым наше общество до сих пор отказывается пользоваться преимуществами безналичных расчетов, что в развитых странах уже давно де-факто признано новой финансовой культурой, не только среди предприятий, но и рядовых граждан.
Справедливости ради,
надо заметить, — чтобы привлечь
население к более цивилизованн
Даже те предприятия и учреждения, которые имеют считывающие карточные терминалы, предпочитают работать с наличностью, причина — не желание показывать в финансовых отчетах всю имеющуюся выручку. В свою очередь экономические агенты связывают это с несовершенным налоговым законодательством и беспределом налоговых служб — у государства не по росту (экономики) запросы к своим кормильцам.
Население не воспринимает электронные средства расчетов по все той же причине — нежелание декларировать и где-либо показывать свои доходы.
К этому можно добавить еще один фактор — не в полной мере восстановленное, после серии банкротств, доверие населения к банкам. Нет четко заявленной декларации Правительства и правоохранительных органов о том, что банковская тайна «священна». Имеющийся Закон должен работать реально. Возможно, ситуация несколько исправится после того, как появятся несколько поучительных примеров с наказаниями конкретных личностей из фискальных органов, которые правдами и неправдами выбивают эти сведения из банков.
У основной массы населения еще не появилось достаточного количества свободных средств, чтобы человек мог задепонировать их в банке на длительный срок, рассчитываясь ими по текущим счетам.
Этот аргумент показался не вполне логичным, поскольку при наличии хорошо развитой сферы электронных платежей фактор уровня заработных плат, и тем более сроки депозитов, не будут иметь определяющего значения. Напротив, человек будет получать дополнительную компенсацию в виде банковских процентов даже за короткое время пребывания денег на счету, а сам механизм оплаты позволяет проводить эти операции, даже не выходя из дома. Другое дело — всеобщее утаивание реальных зарплат, но причина же ведь не в работнике, который всегда готов уплатить в бюджет все то, что ему положено, и обеспечить себе пенсию, а в работодателе, который стремится получить сиюминутную выгоду, сэкономив на социальных налогах. Как видим, мы опять сталкиваемся с проблемой налогообложения.
Банки недостаточно активно пропагандируют систему индивидуальных безналичных расчетов.
То, что население наше безграмотно в этих вопросах, с этим не поспоришь. Именно банки, как наиболее заинтересованные и платежеспособные институты, должны внедрять эту идею в массы, что они несколько неуклюже и пытаются делать. Но самим им с этой проблемой не справиться, нужна государственная программа, поддержка целенаправленными законами, несгибаемость и последовательность в решениях Правительства и даже Президента.
Благодаря государственной поддержке развития электронных средств связи, и в первую очередь Интернета, созданию других условий для проведения безналичных расчетов финансовые потоки завращались с удвоенной, а иногда и утроенной скоростью. У нас же финансистам с большим трудом удается переубедить местные государственные структуры в необходимости внедрения дистанционного банкинга. И дело не в недостаточности средств, напротив, банки готовы бесплатно установить считывающие терминалы и банкоматы, обеспечить обслуживание и оплатить выделенные линии, эмитировать карточки, и платить по ним проценты, но нет у наших экономических агентов стимулов, а это уже дело общегосударственное.
Предлагают даже за оплату наличными добавлять 30 — 50% налога. За безналичный расчет через банк — краткосрочная льгота.
Идея, конечно, неплохая, хотя бы потому, что здесь задействованы рыночные принципы, но не все так просто, ведь этот налог, по сути, не будет сильно отличаться от уже действующих штрафов, хотя, с другой стороны, налог подразумевает некую добровольность и дает агентам право выбора.
Но роль наличных и электронных денег в обществе претерпели некоторые изменения. Уже сейчас в мировом денежном обращении чувствуется замешательство, по какому пути идти — использовать мощь компьютеров как обычной счетной машины и передатчика оперативной информации, или незамедлительно придать электронным деньгам функцию основного платежного средства, постепенно избавившись от наличности.
Для перехода на всеобщий
безналичный расчет надо будет уяснить
главное — одной
Для этого необходимо правильно адаптировать имеющийся зарубежный опыт к нашим условиям. Поспособствовать этому может и то, что по количеству банковских структур на единицу площади Россия находится выше среднеевропейского уровня, а значит, банки и их филиалы максимально приближены к своим клиентам. Следует учитывать, что 80-90% всех платежей обычно совершаются людьми в местах их проживания, поэтому даже «локальные» карточные платежные системы могут, как показывает статистика, быть весьма эффективными.
Переход на «безналичную» форму денежного обращения в сфере повседневных платежей не мешает обычному человеку ощущать свою платежеспособность, но при этом позволяет банкам, а значит, и всей экономике, «использовать» его временно свободные деньги, и как итог — поднимет благосостояние всего общества.
Так почему же безналичные расчеты населения у нас еще не столь популярны, как за рубежом?
В России пока нет такой востребованности этого вида расчетов. Даже все государственные платежи проходят у нас с использованием наличности. Плохо развит карточный сервис, хотя, в общем-то, многие банки заявили о предоставлении такой услуги, но пока это выглядит только благими намерениями; не так уж много точек, где можно расплатиться посредством карточек. Ведь карточки предназначены в большей степени не для того, чтобы снимать деньги в банкомате, а для использования при расчетах за товары и услуги. За рубежом совсем другой менталитет в работе с банковскими счетами. Не будем сравнивать нас с европейскими странами для нас это слишком далекая перспектива.
Что для России является сдерживающим фактором роста безналичных расчетов?
Если говорить о физических лицах, то причиной, притормаживающей развитие таких расчетов, является боязнь граждан в раскрытии своих доходов и расходов. Хотя в действительности она в большей степени надуманна, т. к. никто не собирается отслеживать это движение, по крайней мере, так, как это делается с юридическими лицами. С другой стороны, в переводе на безналичную форму оплаты мало заинтересованы и фирмы, предоставляющие услуги и товары, по все той же причине — нежелании показывать фискальным органам весь свой оборот товаров и денег. А значит, основная проблема — в недостаточно хорошо продуманном и развитом законодательстве, в том числе и налоговом.
Как известно, во многих случаях и по многим причинам население предпочитает безналичные расчеты. Так, в путешествии удобны именные дорожные чеки, исключающие возможность ограбления, а для разовых покупок хорошо использовать чековую книжку. Недаром эти формы расчетов в развитых странах давно пользуются заслуженным успехом.7 В последнее время все чаще можно услышать о так называемых "пластиковых деньгах" - пластиковых карточках с магнитной полосой и интеллектуальных карточках (пластиковых карточках со встроенным микропроцессором).
Магнитные карточки широко используются во всем мире в качестве кредитных (VISA, MasterCard / EuroCard и т.д.), а также в качестве дебетовых банковских карточек в банкоматах.
Пластиковые карточки получили распространение в более чем 200 странах мира. Однако еще до недавнего времени словосочетание "пластиковая карта" прочно ассоциировалось в нашем сознании с заморской жизнью.
Рынок пластиковых карт у нас в стране начал развиваться после 1991 г. Прошло несколько лет, и мы догнали западный мир. Пластиковые карточки перестали быть для нас экзотикой и стали привычными в самых разнообразных сферах деятельности - при получении зарплаты, при поездках в командировку, при оплате товаров и услуг... Сегодня практически не осталось ни одного банка, который бы не предлагал разместить денежные средства на "пластик".
Существуют несколько режимов работы с магнитными карточками. В режиме ON-LINE обслуживающее устройство (торговый терминал, электронная касса, банкомат) считывает с карточки информацию и передает ее по телефонной линии или специальному каналу связи в центр авторизации. Там полученное сообщение поступает в обработку, и либо со счета владельца карточки списывается стоимость покупки (дебетовые карточки), либо на величину этой стоимости увеличивается долг владельца карточки (кредитные карточки).
В последние годы в России банки стали проявлять большой интерес к внедрению "пластиковых денег". Идет активное развитие систем обслуживания пластиковых карточек с магнитной полосой (как российских, так и международных). В России развиваются банковские системы для получения наличных с помощью зарплатных карточек с магнитной полосой, заменяющих традиционные сберкнижки, а также платежные системы на базе микропроцессорных карт.8
Существуют три вида карт: расчетная, кредитная и предоплаченная.
1. Расчетная карта
предназначена для совершения
операций ее держателем в
2. Кредитная карта
используется для совершения
ее держателем операций, расчеты
по которым осуществляются за
счет денежных средств,
3. Предоплаченная карта
предназначена для совершения
ее держателем операций, расчеты
по которым осуществляются
Безналичная форма расчетов с персоналом также, безусловно, заслуживает внимания, так как удобна не только организации, но и ее сотрудникам. Прежде всего, в организации уменьшается оборот наличных денег, исчезает необходимость обеспечения безопасности их получения, доставки и хранения. В связи с этим снижаются расходы на получение и перевозку наличности, сокращается объем кассовых операций, а сотрудники бухгалтерии, ранее выдававшие заработную плату, могут направить свои силы на выполнение других задач. Для работников организации удобство использования пластиковых карт заключается в возможности оплаты различных видов услуг, зачисления на карту, помимо зарплаты, других денежных средств, а также получения в любой момент необходимой суммы денег.9
Российский рынок платежных карт также демонстрирует устойчивую тенденцию роста. Растет как количество эмитированных карт, так и объем операций с ними (табл. 1.1). Особенно быстрыми темпами увеличивается количество устройств, принимающих карты, что расширяет возможности и сферу их использования.
Дальнейшее развитие
рынка платежных карт и розничных
платежных услуг в целом
Рис. 1.1. Структура розничных платежей
Таблица 1.1. Показатели российского рынка платежных карт в 2009–2010 гг.
Показатели |
2009 год |
2010 год |
Количество эмитированных карт |
126,0 млн |
144,4 млн |
Количество банков эмитентов и эквайреров |
700 КО (66,2%) |
688 КО (68,0%) |
Количество платежных систем |
около 70 |
около 70 |
Количество операций с картами |
2,5 млрд ед. |
3,1 млрд ед. |
Объем операций с картами |
9874 млрд руб. |
12849 млрд руб. |
Количество устройств, принимающих карты |
517 тыс. ед. |
693 тыс. ед. |
Информация о работе Электронные деньги понятие, виды, перспективы функционирования