Этапы возникновения финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить содержание и эволюцию классической и неоклассической теорий финансов и проанализировать проблемы перехода к рыночной экономике с точки зрения экономических теорий.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть этапы развития классической и неоклассической теории финансов;
2.Охарактеризовать становление финансовой теории через анализ различных школ экономической мысли;
3.Изучить проблемы развития теории финансов.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 114.14 Кб (Скачать файл)

Юсти  и И. Зонненфельс (1733—1692 гг.) построили  общую систему финансовой науки. Юсти в 1766 г. издает первое методологическое сочинение «Система финансового хозяйства».

В своей  работе Юсти рассматривал сущность финансовой науки в более широком аспекте, поскольку привел в ней учения о доходах государства, его расходах, об управлении камеральными делами, о  кредите. Именно Юсти впервые предложил  определенные правила для разработки налоговой политики (в дальнейшем большую известность получат правила, сформулированные А. Смитом):

  1. налоги не должны вредить человеческой свободе и промышленности;
  2. налоги должны быть справедливы и равномерны;
  3. налоги должны иметь основательные поводы;
  4. не должно быть очень много касс и много служащих по взиманию налогов.     

Заслуга Юсти и в том, что в отличие  от большинства камералистов он уделял существенное внимание не только пополнению казны, но и государственным расходам и предлагал следующее руководящее  правило: расходы должны сообразовываться с доходами и всем имуществом, а  также приносить обоюдное благо  для государя и его подданных.

С работой  Юсти перекликается работа Зонненфельса. В 1768 году появляется книга «Основные  начала полиции, торговли и финансов», которая была переведена почти на все европейские языки. Этот труд трактовал финансовую науку как  собрание правил для взимания государственных  доходов наиболее выгодным способом. Зонненфельс особо обращал внимание на умеренность сборов с подданных, кроме того, в отличие от Юсти, который отдавал предпочтение доменным доходам, нежели налогам, он ратовал  за налоги, считая их нормальным источником доходов государства.       

Победа  капиталистической системы над  феодальной породила выдвижение экономических  школ и воззрений, в той или  иной мере защищавших новые производственные отношения. При этом уделялось внимание преимущественно вопросам формирования доходов государства, поскольку  анализ расходов мог создать негативное представление о буржуазных правительствах. Из ученых ХIХ в. наибольший вклад  в развитие теории финансов внес один из ведущих теоретиков финансовой науки  ХIХ в. профессор Гейдельбергского университета Карл Генрих Рау (1792—1870 гг.), издавший в 1826—1832 гг. курс политэкономии, третья часть которого была полностью  посвящена финансам (на русском языке  работа Рау «Основные начала финансовой науки» была издана в 1867 г. и оказала существенное влияние на развитие финансовой науки России), а также сочинения Лоренца фон Штейна, впервые включившего в финансы местные финансы, классика немецкой финансовой науки А. Вагнера (его основная работа «Наука о финансах» была издана в 1880 г.), итальянского ученого Л. Коса, работа которого «Основы финансовой науки» была издана в 1896 г. (на русском языке — в 1900 г.).

В 1880 г. бывший экономический советник Отто фон  Бисмарка А. Вагнер обратил внимание на то, что темпы роста государственных  расходов в странах Западной Европы опережают темпы роста промышленного  производства. А. Вагнер сформулировал  закон возрастающей государственной  активности, в соответствии с которым  государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы производства и национальные доходы.

Он доказывал, что социальный прогресс принес с  собой растущую государственную  активность, которая, в свою очередь, означает увеличение правительственных  расходов. Длительные исследования экономических  процессов, происходивших в ХIХ  в., подтвердили эти наблюдения и  в определенной мере нашли отражение  теории Дж. Кейнса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЗАВЕРШЕНИЕ  КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА  ТЕОРИИ ФИНАНСОВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

2.1. Теория  государственных финансов

 

Возникшая под воздействием экономического кризиса 1929—1933 гг., теория Дж. Кейнса признавала невозможность автоматического  достижения равновесия состояния экономики.

В этих условиях достижение стабилизации возлагается  на государство, которому предписывалось воздействовать на три ключевые экономические  переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала (ожидаемую норму прибыли) и норму  процента. Главная задача экономической  политики государства заключалась, согласно Дж. Кейнсу, в управлении совокупным спросом, а основным инструментом проведения политики управления спросом являлся  государственный бюджет, рассматривавшийся  как стабилизирующий фактор производства.

Кейнсианская  теория государственных финансов отвергала  догмат сбалансированного бюджета, легализуя бюджетные дефициты для  стимулирования экономики и обосновывала, что в условиях кризиса или  депрессии государство должно сокращать  налоги и увеличивать расходы  государственного бюджета, допуская бюджетный  дефицит и таким образом усиливая дополнительный спрос в «вялой экономике». При высокой конъюнктуре финансовая политика должна сдерживать спрос путем  повышения налогов и ограничения  расходов. Бюджетные дефициты могли  сохраняться и при растущем производстве для стимулирования экономики и  достижения наибольших темпов роста.

После Второй мировой войны стала проявляться  тенденция отхода от крупных стабилизационных мероприятий. Так, например, с приходом к власти правительства М. Тэтчер в Великобритании и администрации Р. Рейгана (1981 г.) в США концепция всей системы государственного вмешательства в экономику была кардинально изменена. Эти изменения, наблюдаемые в финансовой политике стран с развитой экономикой в 80-е гг., связаны с «новым явлением» в экономической науке — теорией «экономики предложения» в противовес кейнсианству, которое главное внимание уделяло регулированию спроса. Ее возникновение было связано с исследованиями М. Фридмана в области жизненного цикла и концепции о постоянном доходе, А. Лаффера — автора «налоговой кривой». 

Особая  роль в этой теории отводилась государственным  финансам, сокращению налогов, государственных  расходов, уменьшению количества денег  в обращении посредством политики высокого процента. Эти рекомендации монетаристской школы были направлены на уменьшение государственного вмешательства  в экономику, замедление инфляции, увеличение темпов экономического роста. В результате налоговой реформы 1981 г. были понижены фактические ставки налогов на доходы корпораций и физических лиц, что  способствовало активизации инвестиционной деятельности бизнеса и повышению  жизненного уровня широких слоев  населения. В то же время предполагали, что сокращение налогов не приведет к снижению налоговых поступлений (в соответствии с кривой А. Лаффера), однако снижение налогов привело  примерно к пропорциональному уменьшению налоговых поступлений.

Так, Закон  «О налоговой реформе» (1986 г.) заменил  прежнюю четырнадцатиразрядную  шкалу налогообложения налога с  физических лиц (предельная ставка была снижена с 50% до 28%), в области корпорационного  налога пятиразрядная шкала с  верхней ставкой 46% была заменена на трехразрядную шкалу (15% для первых 50 тыс. долларов годовой прибыли, 25% для прибыли в диапазоне от 50 до 75 тыс. долларов и 34% прибыли сверх 75 тыс. долларов).      

По поводу теории государственных финансов отмечается, что основы современной теории государственных  финансов были заложены на рубеже ХIХ—ХХ вв. главным образом усилиями итальянских  и шведских экономистов У. Мацоллы, М. Панталеони, К. Викселя, А. Линдаля  и других, которые первыми начали интерпретировать бюджет в терминах спроса и предложения благ, поставляемых государством, и пытались с этих позиций искать рациональные подходы  к его формированию. Позднее наука  о государственных финансах развивалась  в большей степени как теория налогов и перераспределения. И  лишь в последние десятилетия  общепринятым стал синтетический взгляд на ресурсы, формы и результаты деятельности государства сквозь призму производства и обмена, экономических благ, а  экономика общественного сектора  сформировалась как самостоятельная  научная и учебная дисциплина. Экономике общественного сектора  и государственным финансам посвящены  работы Дж. Брауна и Г. Джексона, Калисса  и Д. Джоунса, Р. и П. Месгрейвов, а  также книги Э.Б. Аткинсона, Дж.Э. Стиглица.

Государственная собственность в рыночной экономике  представляет собой важный, но не единственный и доминирующий инструмент взаимодействия государства и рынка. Универсальным  ключевым инструментом воздействия  государства на экономику является бюджет, государственные финансы  в сочетании с административным ресурсом, законодательной деятельностью. Государство имеет серьезное  влияние на некоммерческие и коммерческие структуры, которые ему не принадлежат. Его воздействие осуществляется с помощью кредитной, денежной политики, налогообложения, государственных  расходов, законодательного регулирования.

Экономика общественного сектора базируется на теории государственных финансов, исторически выросла из этой теории, рассматривая бюджет в категориях спроса и предложения благ, теорию налогов  и перераспределения, формируя синергетический  подход к ресурсам и результатам  деятельности государства как производству, обмену и распределению экономических  благ особого рода — чистых и смешанных общественных благ. У стран с социальной ориентацией экономики сохраняется высокий удельный вес государственных расходов.   

Одновременно  в мировой экономике происходило  неуклонное смещение приоритетов в  сторону финансов частного сектора, которое стремительно ускорилось во второй половине ХХ в. и в научном  плане оформилось в так называемую неоклассическую теорию финансов, делающую упор на финансы частного сектора, в  частности, на такую их организацию, которая позволяла бы с помощью  рыночных механизмов осуществлять свободные  переливы капитала из одной сферы  экономики в другую.

Сороковые и пятидесятые годы ХХ в. можно  назвать началом принципиально  новой стадии в развитии финансовой науки в трактовке ее логики и  содержания. Именно в эти годы получает свое оформление неоклассическая теория финансов, суть которой состоит в  теоретическом осмыслении и обосновании  роли и механизмов взаимодействия рынков капитала и крупнейших национальных и транснациональных корпораций в международных и национальных финансовых отношениях.

С определенной долей условности можно утверждать, что неоклассическая теория финансов базируется на четырех исходных тезисах (посылках):

экономическая мощь государства, а значит, и устойчивость его финансовой системы в значительной степени определяются экономической 

  1. мощью частного сектора, ядро которого составляют крупные корпорации;
  2. вмешательство государства в деятельность частного сектора минимизируется;
  3. из доступных источников финансирования, определяющих возможности развития крупных корпораций, основными являются прибыль и рынки капитала;
  4. интернационализация рынков капитала, товаров, труда приводит к тому, что общей тенденцией развития финансовых систем отдельных стран является стремление к интеграции.

Все эти  тезисы с очевидностью находят подтверждение  в современном состоянии и  тенденциях развития глобальной финансовой системы. Так, в отношении последнего тезиса помимо примера с созданием  европейской денежной единицы евро можно привести и такой менее  известный, но весьма значимый факт, как  принятие в 2000 г. базового набора стандартов бухгалтерского учета и представления  отчетности, которому будут следовать  все фондовые биржи мира; иными  словами, эти стандарты будут  использоваться вместо национальных при  подготовке отчетности в том случае, если компания намеревается попасть  в листинг солидной фондовой биржи.              

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности  производственных, процессов. Различие в этих основных концепциях заключается  в неодинаковом подходе к методам  государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние  корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной  конкуренции, поэтому государственное  вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными  саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической  теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости  прямого вмешательства государства  в экономические процессы.                     

Дж. Мид, построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную  роль в регулировании экономических  процессов, считая государство дестабилизирующим  фактором с безграничным ростом его  расходов.  Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой  политики неоклассики полагают, что таким образом, будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

Неоклассики в качестве одного из важнейших механизмов перераспределения дохода и обеспечения экономического роста рассматривают кредитно-денежную политику центрального банка. В неоклассической теории широкое развитие получили два направления — теория «экономики предложения» и монетаризм.

 

2.2. Теория  «экономики предложения»

 

Наиболее  известными представителями неоконсервативного направления, или теории «экономики предложения», являются такие ученые-экономисты, как М. Беркс, А. Лаффер, П. Роберте, Г. Стайн и др.

Эта теория предлагает радикальное снижение налогов  и предоставление льгот субъектам предпринимательства — предприятиям и корпорациям. Ее авторы полагают, что предложения кейнсианцев в сфере проведения политики государственного антициклического регулирования и соответствующий этой политике высокий уровень налогообложения лишь создают искусственные проблемы для нормального рыночного саморегулирования экономических процессов.

Второе  ключевое положение этой теории в  сфере государственных финансов — обязательное адекватное снижение государственных расходов. Представители теории «экономики предложения» указывали на зависимость между величиной налоговых ставок и деловой активностью и утверждали, что при снижении налогового бремени государство получит ощутимый финансовый выигрыш благодаря расширению налогооблагаемой базы и экономии за счет расходов на содержание репрессивного аппарата. Одним из наиболее глубоких исследований в сфере исследования проблем уровня и структуры налогообложения является теория А. Лаффера [14, стр. 148]. Данная теория предлагает существенное сокращение прогрессивности налогообложения, что, по мнению представителей этого учения, приведет к усилению предпринимательской активности, росту производительности труда, увеличению объемов частных инвестиций.

Информация о работе Этапы возникновения финансов