Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить содержание и эволюцию классической и неоклассической теорий финансов и проанализировать проблемы перехода к рыночной экономике с точки зрения экономических теорий.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть этапы развития классической и неоклассической теории финансов;
2.Охарактеризовать становление финансовой теории через анализ различных школ экономической мысли;
3.Изучить проблемы развития теории финансов.
Юсти и И. Зонненфельс (1733—1692 гг.) построили общую систему финансовой науки. Юсти в 1766 г. издает первое методологическое сочинение «Система финансового хозяйства».
В своей работе Юсти рассматривал сущность финансовой науки в более широком аспекте, поскольку привел в ней учения о доходах государства, его расходах, об управлении камеральными делами, о кредите. Именно Юсти впервые предложил определенные правила для разработки налоговой политики (в дальнейшем большую известность получат правила, сформулированные А. Смитом):
Заслуга
Юсти и в том, что в отличие
от большинства камералистов он уделял
существенное внимание не только пополнению
казны, но и государственным расходам
и предлагал следующее
С работой
Юсти перекликается работа Зонненфельса.
В 1768 году появляется книга «Основные
начала полиции, торговли и финансов»,
которая была переведена почти на
все европейские языки. Этот труд
трактовал финансовую науку как
собрание правил для взимания государственных
доходов наиболее выгодным способом.
Зонненфельс особо обращал
Победа капиталистической системы над феодальной породила выдвижение экономических школ и воззрений, в той или иной мере защищавших новые производственные отношения. При этом уделялось внимание преимущественно вопросам формирования доходов государства, поскольку анализ расходов мог создать негативное представление о буржуазных правительствах. Из ученых ХIХ в. наибольший вклад в развитие теории финансов внес один из ведущих теоретиков финансовой науки ХIХ в. профессор Гейдельбергского университета Карл Генрих Рау (1792—1870 гг.), издавший в 1826—1832 гг. курс политэкономии, третья часть которого была полностью посвящена финансам (на русском языке работа Рау «Основные начала финансовой науки» была издана в 1867 г. и оказала существенное влияние на развитие финансовой науки России), а также сочинения Лоренца фон Штейна, впервые включившего в финансы местные финансы, классика немецкой финансовой науки А. Вагнера (его основная работа «Наука о финансах» была издана в 1880 г.), итальянского ученого Л. Коса, работа которого «Основы финансовой науки» была издана в 1896 г. (на русском языке — в 1900 г.).
В 1880 г. бывший
экономический советник Отто фон
Бисмарка А. Вагнер обратил внимание
на то, что темпы роста
Он доказывал, что социальный прогресс принес с собой растущую государственную активность, которая, в свою очередь, означает увеличение правительственных расходов. Длительные исследования экономических процессов, происходивших в ХIХ в., подтвердили эти наблюдения и в определенной мере нашли отражение теории Дж. Кейнса.
2. ЗАВЕРШЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА ТЕОРИИ ФИНАНСОВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
2.1. Теория государственных финансов
Возникшая под воздействием экономического кризиса 1929—1933 гг., теория Дж. Кейнса признавала невозможность автоматического достижения равновесия состояния экономики.
В этих условиях достижение стабилизации возлагается на государство, которому предписывалось воздействовать на три ключевые экономические переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала (ожидаемую норму прибыли) и норму процента. Главная задача экономической политики государства заключалась, согласно Дж. Кейнсу, в управлении совокупным спросом, а основным инструментом проведения политики управления спросом являлся государственный бюджет, рассматривавшийся как стабилизирующий фактор производства.
Кейнсианская
теория государственных финансов отвергала
догмат сбалансированного бюджета,
легализуя бюджетные дефициты для
стимулирования экономики и обосновывала,
что в условиях кризиса или
депрессии государство должно сокращать
налоги и увеличивать расходы
государственного бюджета, допуская бюджетный
дефицит и таким образом
После Второй
мировой войны стала
Особая
роль в этой теории отводилась государственным
финансам, сокращению налогов, государственных
расходов, уменьшению количества денег
в обращении посредством
Так, Закон «О налоговой реформе» (1986 г.) заменил прежнюю четырнадцатиразрядную шкалу налогообложения налога с физических лиц (предельная ставка была снижена с 50% до 28%), в области корпорационного налога пятиразрядная шкала с верхней ставкой 46% была заменена на трехразрядную шкалу (15% для первых 50 тыс. долларов годовой прибыли, 25% для прибыли в диапазоне от 50 до 75 тыс. долларов и 34% прибыли сверх 75 тыс. долларов).
По поводу
теории государственных финансов отмечается,
что основы современной теории государственных
финансов были заложены на рубеже ХIХ—ХХ
вв. главным образом усилиями итальянских
и шведских экономистов У. Мацоллы,
М. Панталеони, К. Викселя, А. Линдаля
и других, которые первыми начали
интерпретировать бюджет в терминах
спроса и предложения благ, поставляемых
государством, и пытались с этих
позиций искать рациональные подходы
к его формированию. Позднее наука
о государственных финансах развивалась
в большей степени как теория
налогов и перераспределения. И
лишь в последние десятилетия
общепринятым стал синтетический взгляд
на ресурсы, формы и результаты деятельности
государства сквозь призму производства
и обмена, экономических благ, а
экономика общественного
Государственная собственность в рыночной экономике представляет собой важный, но не единственный и доминирующий инструмент взаимодействия государства и рынка. Универсальным ключевым инструментом воздействия государства на экономику является бюджет, государственные финансы в сочетании с административным ресурсом, законодательной деятельностью. Государство имеет серьезное влияние на некоммерческие и коммерческие структуры, которые ему не принадлежат. Его воздействие осуществляется с помощью кредитной, денежной политики, налогообложения, государственных расходов, законодательного регулирования.
Экономика
общественного сектора
Одновременно
в мировой экономике
Сороковые и пятидесятые годы ХХ в. можно назвать началом принципиально новой стадии в развитии финансовой науки в трактовке ее логики и содержания. Именно в эти годы получает свое оформление неоклассическая теория финансов, суть которой состоит в теоретическом осмыслении и обосновании роли и механизмов взаимодействия рынков капитала и крупнейших национальных и транснациональных корпораций в международных и национальных финансовых отношениях.
С определенной долей условности можно утверждать, что неоклассическая теория финансов базируется на четырех исходных тезисах (посылках):
экономическая мощь государства, а значит, и устойчивость его финансовой системы в значительной степени определяются экономической
Все эти тезисы с очевидностью находят подтверждение в современном состоянии и тенденциях развития глобальной финансовой системы. Так, в отношении последнего тезиса помимо примера с созданием европейской денежной единицы евро можно привести и такой менее известный, но весьма значимый факт, как принятие в 2000 г. базового набора стандартов бухгалтерского учета и представления отчетности, которому будут следовать все фондовые биржи мира; иными словами, эти стандарты будут использоваться вместо национальных при подготовке отчетности в том случае, если компания намеревается попасть в листинг солидной фондовой биржи.
Неоклассическая
теория основывается на преимуществе
свободной конкуренции и
Дж. Мид,
построивший неоклассическую
Неоклассики в качестве одного из важнейших механизмов перераспределения дохода и обеспечения экономического роста рассматривают кредитно-денежную политику центрального банка. В неоклассической теории широкое развитие получили два направления — теория «экономики предложения» и монетаризм.
2.2. Теория «экономики предложения»
Наиболее
известными представителями
Эта теория предлагает радикальное снижение налогов и предоставление льгот субъектам предпринимательства — предприятиям и корпорациям. Ее авторы полагают, что предложения кейнсианцев в сфере проведения политики государственного антициклического регулирования и соответствующий этой политике высокий уровень налогообложения лишь создают искусственные проблемы для нормального рыночного саморегулирования экономических процессов.
Второе ключевое положение этой теории в сфере государственных финансов — обязательное адекватное снижение государственных расходов. Представители теории «экономики предложения» указывали на зависимость между величиной налоговых ставок и деловой активностью и утверждали, что при снижении налогового бремени государство получит ощутимый финансовый выигрыш благодаря расширению налогооблагаемой базы и экономии за счет расходов на содержание репрессивного аппарата. Одним из наиболее глубоких исследований в сфере исследования проблем уровня и структуры налогообложения является теория А. Лаффера [14, стр. 148]. Данная теория предлагает существенное сокращение прогрессивности налогообложения, что, по мнению представителей этого учения, приведет к усилению предпринимательской активности, росту производительности труда, увеличению объемов частных инвестиций.