Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 07:44, контрольная работа
Такая форма сбора дани возникла еще в VI—VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», т.е. фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало») Реже единицей обложения считался человек.
По мере развития крупного землевладения и укрепления государства формы эксплуатации менялись и дифференцировались. Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты (выплачиваемую феодалу) — оброка.
Введение.............……………………………………………….........……........….3
1. Становление и развитие денежно-кредитных отношений
в Древней Руси……………………………………….……..........……........................................4
2. Налоговая и денежно-кредитная системы Руси в период феодальной раздробленности.....................................................................................................8
3. Налогообложение в условиях монголо-татарского владычества.................11
4. Этапы развития финансов в России XVII –XIX веков...................................12
5. Этапы развития финансов в СССР и России..................................................25
6. Заключение.........................................................................................................36
Список литературы………………
Развитие внутренней торговли
неизбежно приводило к более ак
Постепенно денга превратилась в мелкую разменную монету, распространенную во многих княжествах Руси. Ее делали из рублевой гривенки. Слиток серебра весом в 200 г вытягивали в проволоку, рубили на мелкие кусочки, каждый из них расплющивали и чеканили монетки неправильной формы. Из рубля получалось в Москве 200 денежек-московок, в Новгороде Великом — 216 новгородок, и так делали фактически в каждом княжестве, что, конечно же, не способствовало объединению русских земель.
Период древнерусской экономической истории между ХII и ХIV вв. получил название «безмонетного». Историки долго спорили о том, почему приток европейской монеты на Русь ХII века неуклонно сокращался и в конце концов практически иссяк. По-видимому, это предопределили, во-первых, европейские экономико-политические проблемы, провоцировавшие денежный дефицит (борьба городов с феодальными сеньорами за право монетной чеканки и периодическое принудительное изъятие масс монетного серебра из обращения для переделки с целью «обновления», сворачивание монетного экспорта в связи с крестовыми походами на Восток). А во-вторых, местные русские проблемы, возникшие с вторжением немецких рыцарей-крестоносцев в Прибалтику, после чего мирные торговые связи Руси с западными соседями значительно затруднились.
Развитая торговля способствовала
процветанию кредитных
Новгородское ростовщичество было наследственным промыслом: долговые документы передавались от отца к сыну и от деда к внуку. Подобным бизнесом не брезговали и высшие должностные лица республики. На гривнах также фиксировались сроки погашения обязательств.
Историки денег и лингвисты связывают происхождение слова «рубль» с обычаем разрубать серебряные слитки на определенные доли. Но единого мнения по этому поводу нет до сих пор. Ведь древние новгородцы «рублем» называли целый слиток, а не его части. Но это стало известно уже в ХХ в. Ранее же считалось, что «рубль» — это отрубленная часть от длинного прута-заготовки. Так же полагал знаменитый русский коллекционер Алексей Мусин-Пушкин, когда в 1770-х в руки ему попала половина слитка новгородской гривны. Прославленный первооткрыватель «Слова о полку Игореве» был уверен, что заполучил целый древний рубль. Лишь со временем, когда таких половинок обнаружилось немало, ученые установили, что мусин-пушкинский слиток — вовсе не рубль, а полтина, и что гривна равна рублю. Одно из прямых документальных подтверждений их идентичности обнаружилось в приписке на странице богослужебной книги «Минеи» 1494 г. из Новгорода.
В конце XIII — начале XIV века вновь оживились внешнеэкономические связи. Особое место среди русских городов в этом процессе занимал Новгород Великий, поскольку территориальная близость к Западной Европе способствовала его относительно независимому развитию, особенно в период существования Новгородской республики. Так, в это время Новгород Великий проводил активную колонизацию Печорской и Югорской земель, Заонежья, Северного Поморья.
Следует отметить, что на рубеже XIII—XIV веков начиналось возвышение Москвы, первое упоминание о которой в летописи относится к 1147 году, когда Москва была небольшим укрепленным поселением на окраине Владимиро-Суздальского княжества. В конце XIII века Москва досталась по наследству князю Даниилу, сыну Новгородского и Владимиро-Суздальского князя Александра Невского. От Даниила началось правление московских Рюриковичей-Мономаховичей. При нем сформировалось самостоятельное Московское княжество, и, начиная с его сына Ивана I Калиты, Москва стала играть заметную роль в процессе объединения русских земель в централизованное государство.
3. Налогообложение в условиях монголо-татарского владычества
Экономическая зависимость Руси выражалась в том, что все население покоренных русских земель было переписано и обложено тяжелой ежегодной данью — ясаком в виде серебра и различного имущества. Сбор дани поручался монгольским сборщикам податей — баскакам или отдавался на откуп «бесерменским» (басурманским) купцам, которые, уплатив в пользу Орды с определенной территории известную сумму, потом взыскивали ее с населения в гораздо большем размере. Кроме уплаты ясака, русское население должно было выполнять целый ряд повинностей: ратную, ямскую, подводную, по которым следовало поставлять русских воинов в Орду, лошадей и подводы для баскаков, платить большие торговые пошлины. Позже, в первой половине XIV века, золотоордынские ханы отдали процесс сбора дани на Руси из рук своих чиновников в руки русских князей, которые тем не менее при поездке в Орду были обязаны везти ханам дорогие подарки, что ложилось тяжелым бременем на население.
В то же время русские княжества не были полностью закабалены, на их территориях не действовали золотоордынские законы. Монголы, как правило, не устраняли русских князей, которые продолжали управлять в своих княжествах, пользуясь своими правовыми нормами. На захваченных русских территориях не была установлена монголо-татарская династия (как в завоеванной Персии), в русских княжествах не было монгольских наместников.
Монголы достаточно терпимо относились к христианской религии, а русская православная церковь пользовалась различными льготами: она была освобождена от уплаты дани и выполнения различных повинностей. Русское духовенство получало особые грамоты — ярлыки, которые обеспечивали им большие права и привилегии, а также неприкосновенность церковного имущества. Благодаря этому русское православие оказалось в числе тех сил, которые сохраняли не только религиозное, но и национальное единство русского государства, а также выступало могучим стержнем в деле национально-освободительного движения против монголо-татарского ига.
Решение сложнейших государственных и общественных задач требовало больших расходов, которые в течение XVII века постоянно возрастали. Большие средства расходовались на войско, управление, торговлю, дороги и промышленность. Деньги нужны были на выплату жалованья дворянскому ополчению, стрельцам, иностранным специалистам, инженерам и офицерам-наемникам, на покупку за границей оружия и различных товаров для казны. Феодальная основа российского государства, господство натурального хозяйства не давали достаточных денежных ресурсов. Приходилось постоянно прибегать к выискиванию различных способов покрытия государственных расходов.
В начале XVII века в России складывалась система финансового управления. Были созданы приказы, имевшие финансовые функции. - Приказ большой казны, Стрелецкий, Ямской. Доходы с собственных земель царя поступали в Приказ большого дворца. При дворе патриарха был свой финансовый приказ. Финансовая система России оставалась сложной и запутанной, поэтому налогово-финансовая сфера была одной из первых, подвергшейся упорядочению при царе Алексее Михайловиче. В 1655 году был создан Счетный приказ, регулировавший расходы и доходы государства.
Доходы казны складывались из разнообразных поступлений. Сумма всех прямых налогов - податей на общество и физических лиц - называлась тягло, а люди, земли, дворы - тяглыми. Доходы увеличивались путем включения в состав тяглого населения все новых категории жителей. Дополнительные доходы давали государству займы; у монастырей, церковных иерархов и купцов. Быстрое освоение Сибири имело в основном экономическую подоплеку. Только продажа за границу добытой в Сибири и собранной в виде ясака пушнины приносило до 1/3 всех доходов казны, кроме того, в значительных количествах вывозился "рыбий зуб" (клыки моржей, заменявшие слоновую кость). Сбор ясака с нерусских народов Поволжья и Сибири осуществляли Казанский и Сибирский приказы.
Правительственные финансовые средства составлялись из доходов окладных и неокладных. Окладные доходы составлялись из прямых и косвенных налогов. Прямые налоги давали 44% всех государственных доходов. В начале XVII века был образован Приказ большой казны, в ведении которого находились сбор прямых налогов с городского населения, занятого торговлей и ремеслами, и монетное дело (Денежный двор). Взимание прямых налогов в городах и черных волостях проводилось выборными властями волостей, посадов или специальными выборными сборщиками и целовальниками, а в боярских, помещичьих и других частных владениях - приказчиками. Все сборы поступали в земскую избу или к воеводе (съезжая изба), откуда передавались в соответствующий приказ.
Главным предметом тяглого обложения были земли на основании сошного письма, то есть расписания тяглых земель и дворов на сохи. Соха "черных" ("добрых'") земель равнялась 500 четям в одном поле, монастырских - 600, а служилых по отечеству - 800 четям. Соха земель менее плодородных была больше. Чем больше четей входило в соху (соха служилых людей по отечеству в одном поле в 1,6 раза больше сохи черносошных крестьян), тем меньше становился налог и тем большая доля от эксплуатации крестьянина оставалась у помещика. Эта привилегия отражала дворянский характер налоговой политики. В царствование Федора Алексеевича была проведена принципиально важная налогово-финансовая реформа: переход от поземельной системы налогообложения к подворной, при которой податной единицей становился крестьянский двор. Для этого в 1678 - 1679 годах была проведена общая подворная перепись и составлены переписные книги, в которые внесено 800 тысяч тяглых дворов. Чтобы уменьшить подати, крестьяне шли на укрупнение дворов, совместное проживание в одном дворе нескольких семей.
Финансовая политика Российской империи в XVIII веке складывалась по мере проведения административных реформ государственного аппарата и усиления бюрократии, укрепления централизованного унитарного государства и наступательной внешней политики. Вслед за потребностями государства шло создание органов по управлению финансами, формирование бюджета, усовершенствование налоговой и создание кредитной системы.
В конце Северной войны Петр I приступил к реформе государственного аппарата. За образец была взята швейцарская система центральных учреждений, действовавших на принципах камерализма. Создание коллегий было одной из важнейших составных частей реформы. В 1717 году определились с названием коллегий и их компетенцией. Начался набор штата служащих. Финансовые функции обеспечивали три коллегии: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-коллегия. В 1719 году был создан первый Регламент, определивший обязанности коллегий. Камер-коллегия обеспечивала сбор доходов, руководила работой губернских и уездных финансовых учреждений; штатс-контор-коллегия распределяла средства, надзирала за их целевым использованием; ревизион-коллегия обеспечивала общий контроль за расходами и доходами. В отличие от приказов, каждая коллегия имела общегосударственную компетенцию с четким разграничением их функций и подчинением разветвленной сети местных финансовых учреждений. Это способствовало усилению роли государства в управлении финансами и отечественной промышленностью. Созданные Петром Великим коллегии просуществовали до 1802 года - до проведения Александром I министерской реформы.
В последующие годы наблюдались
значительные отступления от петровских
идей и начинаний, что искажало и
деформировало государственный
аппарат и сделало
В XVIII веке впервые возникает понятие ''государственный бюджет" как общий финансовый закон, утверждаемый верховной властью страны. Лично Петр I прилагал немало усилий для налаживания строгого учета государственных доходов и расходов. Отличительной чертой финансовой жизни российского государства в ХМ II веке было значительное возрастание бюджета империи. Если в 1680 году доходы государства не превышали 1,5 млн руб., то в 1724 году они составили 8.5 млн руб., то есть за 44 года увеличение произошло в шесть раз, но если учесть падение ценности рубля за это время, то реальное возрастание составит 3,5 раза. Кстати, Петр I не оставил наследникам государственного долга. При его преемниках, несмотря на роскошь и пышность двора, бюджет не рос так сильно - не было таких изнурительных войн. Между царствованием Петра и Екатерины II (40 лет) бюджет увеличился менее чем в два раза. Заметное увеличение бюджета наблюдается уже во второй половине XVIII века. Если во времена правления Елизаветы Петровны рост доходов государства составлял примерно 60 тыс. руб. в год, то при Екатерине II достиг 1,8 млн руб. в год. Подобное увеличение связано с повышением прямых и косвенных налогов.
У истоков финансовой реформы, проведенной в 1862-1866 годах, стоял государственный контролер, один из честнейших и способных сотрудников государственного аппарата эпохи- Великих реформ В.А. Татаринов. Еще в 1856 году он был командирован за границу для ознакомления с формами и способами организации финансового хозяйства других государств. Серьезно изучив действие финансовых систем многих стран, Татаринов разработал проект реформирования финансового управления в России. Свою основную задачу реформатор видел в том, чтобы прекратить злоупотребления казенными средствами и положить конец хозяйственному и финансовому произволу, которые царили в различных министерствах и ведомствах. Для этого необходимо было провести централизацию государственного хозяйства и сосредоточить распоряжение казенными средствами исключительно в Министерстве финансов. Отныне ответственным распорядителем всех государственных средств являлось не каждое министерство в отдельности, а только министр финансов. Его деятельность находилась под бдительным учетом Государственного контроля, а все сметные предложения в виде государственной росписи утверждались Государственным советом. Сама роспись, начиная с 1862 года, публиковалась в печати. Следующим шагом стало создание единства кассы. Теперь все казенные средства проводились через кассу Министерства финансов, откуда шли ассигнования на нужды ведомств в строгом соответствии с государственной росписью. Точность в использовании средств проверялась Государственным контролем.