Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 07:44, контрольная работа
Такая форма сбора дани возникла еще в VI—VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», т.е. фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало») Реже единицей обложения считался человек.
По мере развития крупного землевладения и укрепления государства формы эксплуатации менялись и дифференцировались. Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты (выплачиваемую феодалу) — оброка.
Введение.............……………………………………………….........……........….3
1. Становление и развитие денежно-кредитных отношений
в Древней Руси……………………………………….……..........……........................................4
2. Налоговая и денежно-кредитная системы Руси в период феодальной раздробленности.....................................................................................................8
3. Налогообложение в условиях монголо-татарского владычества.................11
4. Этапы развития финансов в России XVII –XIX веков...................................12
5. Этапы развития финансов в СССР и России..................................................25
6. Заключение.........................................................................................................36
Список литературы………………
Из табл. 1 видно, что размер свободного остатка прибыли, перечисляемого в бюджет, в первые годы экономической реформы значительно превышал размер платы за фонды, хотя в системе налогообложения ей выделяется особая роль.
Анализ данных финансовых отношений показывает, что социалистическое государство очень неохотно выпускало из своих рук финансовые ресурсы, хотя условия этого настоятельно требовали. В самый жесткий период государство забирало у предприятий 72% прибыли, а провозгласив политику децентралиции системы управления экономикой — в среднем 60%. В итоге произошло несовпадение организованных государством конкретных групп финансовых отношений с задачами производства. Жесткое централизованное нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижало заинтересованность в повышении эффективности производства, что не только не привело к улучшению положения в экономике, но способствовало появлению убыточных предприятий и целых отраслей.
Стремясь изменить положение,
государство в 80-е гг. осуществляет
ряд мероприятий, связанных с
некоторым совершенствованием методов
распределения прибыли, сохраняя в
неизменном виде налоговую систему
в целом. Такими мерами были: внедрение
нормативного метода распределения
прибыли, первой и второй моделей
хозяйственного расчета. Однако эти
усилия не увенчались успехом. Задачи
перевода экономики на интенсивные
методы развития оказались нерешенными.
Экономика по инерции продолжала
развиваться в значительной мере
на экстенсивной основе, ориентируясь
на вовлечение в производство дополнительных
трудовых и материальных ресурсов.
Как следствие, серьезно снизились
темпы роста производительности
труда и другие показатели эффективности.
Треть предприятий оказалась
убыточной. Народное хозяйство, располагающее
огромными ресурсами, натолкнулось
на их нехватку. Образовался разрыв
между общественными
К 1992 г. в стране произошла
смена политических ориентиров, государство
провозгласило курс на демократизацию
и рыночную экономику, что потребовало
коренной перестройки всей экономики
в целом и финансов в частности.
Огромное значение в данном процессе
имело разгосударствление и появление
хозяйствующих субъектов
Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов; постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.
В результате финансовая политика
приобретает революционные
Переход страны на новые экономические отношения чреват большими трудностями. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т. п. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются следующие тенденции:
1. Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде,, Если при административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас — не более 40%. Крупные средства перераспределяются через такие государственные фонды, как Пенсионный, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.
2. Значительное снижение
государственных доходов из
3. Невмешательство государства
в экономику подтверждается
Список литературы
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. – «Финансы»; Учебник - 2000
2.Брайчева Т.А. – «
3. Пушкарева В.М. – «Итория мировой и русской финансовой науки и политики» - 2003
4. Финансы; Учебник под ред. Ковалева В.В. - 2004
5.Берлин С.И. – «Теория финансов»; Учебное пособие - 1999