Этапы развития финансов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 07:44, контрольная работа

Краткое описание

Такая форма сбора дани возникла еще в VI—VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», т.е. фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало») Реже единицей обложения считался человек.
По мере развития крупного землевладения и укрепления государства формы эксплуатации менялись и дифференцировались. Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты (выплачиваемую феодалу) — оброка.

Содержание

Введение.............……………………………………………….........……........….3
1. Становление и развитие денежно-кредитных отношений
в Древней Руси……………………………………….……..........……........................................4
2. Налоговая и денежно-кредитная системы Руси в период феодальной раздробленности.....................................................................................................8
3. Налогообложение в условиях монголо-татарского владычества.................11
4. Этапы развития финансов в России XVII –XIX веков...................................12
5. Этапы развития финансов в СССР и России..................................................25
6. Заключение.........................................................................................................36
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Спецкурс.docx

— 74.89 Кб (Скачать файл)

 

Из табл. 1 видно, что размер свободного остатка прибыли, перечисляемого в бюджет, в первые годы экономической  реформы значительно превышал размер платы за фонды, хотя в системе  налогообложения ей выделяется особая роль.

Анализ данных финансовых отношений показывает, что социалистическое государство очень неохотно выпускало  из своих рук финансовые ресурсы, хотя условия этого настоятельно требовали. В самый жесткий период государство забирало у предприятий 72% прибыли, а провозгласив политику децентралиции системы управления экономикой — в среднем 60%. В итоге произошло несовпадение организованных государством конкретных групп финансовых отношений с задачами производства. Жесткое централизованное нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижало заинтересованность в повышении эффективности производства, что не только не привело к улучшению положения в экономике, но способствовало появлению убыточных предприятий и целых отраслей.

Стремясь изменить положение, государство в 80-е гг. осуществляет ряд мероприятий, связанных с  некоторым совершенствованием методов  распределения прибыли, сохраняя в  неизменном виде налоговую систему  в целом. Такими мерами были: внедрение  нормативного метода распределения  прибыли, первой и второй моделей  хозяйственного расчета. Однако эти  усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные  методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезно снизились  темпы роста производительности труда и другие показатели эффективности. Треть предприятий оказалась  убыточной. Народное хозяйство, располагающее  огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями  и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом  и его материальным покрытием. Впервые  в 1989 г. государственный бюджет оказался дефицитным. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев  финансов — государственных, отраслевых, региональных.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Заключение

 

К 1992 г. в стране произошла  смена политических ориентиров, государство  провозгласило курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало  коренной перестройки всей экономики  в целом и финансов в частности. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление  хозяйствующих субъектов различных  форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т. д., институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т. д.

Рыночная экономика привела  к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов; постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.

В результате финансовая политика приобретает революционные черты. Многие экономисты сравнивают современный  этап с этапом становления социалистических финансов.

Переход страны на новые  экономические отношения чреват большими трудностями. Структурные  преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т. п. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются следующие тенденции:

1. Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде,, Если при административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас — не более 40%. Крупные средства перераспределяются через такие государственные фонды, как Пенсионный, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.

2. Значительное снижение  государственных доходов из ранее  действующих источников или их  потеря компенсируется увеличением  их количества. Основной упор  сделан на налоги, поэтому с  1992 г. налоговая система представляет  собой сложную, противоречивую, во  многом не отвечающую даже  интересам новых хозяйствующих  субъектов систему. Были введены  такие новые налоги, как налог  на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий  и физических лиц, налог на  операции с ценными бумагами  и др. Налоговый пресс привел  к еще большему спаду производства, падению инвестиций, уходу от  уплаты налогов, утечке капиталов,  расцвету теневой экономики.

3. Невмешательство государства  в экономику подтверждается следующими  цифрами: в 80-е гг. более 57% бюджета  страны расходовалось на народное  хозяйство, последние годы —  не более 12%. Бели раньше 78% всех  капитальных вложений финансировалось  из бюджета, то в настоящее  время бюджет развития вынесен  в отдельный раздел и в основном  не обеспечен финансированием.

 

 

 

                               Список литературы

 

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н.  – «Финансы»; Учебник - 2000

2.Брайчева Т.А. – «Государственные  финансы России» - 2002

3. Пушкарева В.М. – «Итория мировой и русской финансовой науки и политики» - 2003

4. Финансы; Учебник под  ред. Ковалева В.В. - 2004

5.Берлин С.И. – «Теория  финансов»; Учебное пособие - 1999


Информация о работе Этапы развития финансов в России