Этапы развития финансов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 07:44, контрольная работа

Краткое описание

Такая форма сбора дани возникла еще в VI—VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», т.е. фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало») Реже единицей обложения считался человек.
По мере развития крупного землевладения и укрепления государства формы эксплуатации менялись и дифференцировались. Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты (выплачиваемую феодалу) — оброка.

Содержание

Введение.............……………………………………………….........……........….3
1. Становление и развитие денежно-кредитных отношений
в Древней Руси……………………………………….……..........……........................................4
2. Налоговая и денежно-кредитная системы Руси в период феодальной раздробленности.....................................................................................................8
3. Налогообложение в условиях монголо-татарского владычества.................11
4. Этапы развития финансов в России XVII –XIX веков...................................12
5. Этапы развития финансов в СССР и России..................................................25
6. Заключение.........................................................................................................36
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Спецкурс.docx

— 74.89 Кб (Скачать файл)

Система государственного контроля также подверглась преобразованиям. Контролировалась не только государственная роспись доходов и расходов, но вся счетоводческая система как в центре, так и на местах. Для местного учета создавались специальные контрольные палаты, полностью независимые от администрации - губернаторов и начальников отдельных ведомств, что обеспечивало независимый контроль и документальный отчет.

Наряду с улучшением аппарата финансового управления, была предпринята  еще одна важная финансовая мера: в  июне 1860 года был создан Государственный банк, заменивший неповоротливые дореформенные кредитные учреждения и призванный финансировать торгово-промышленные предприятия.

Начало 1860-х годов в  России было отмечено усилением падения  кредитного рубля. В этих условиях министром  финансов был назначен Михаил Христофорович  Рейтерн (1820 - 1890). Он стал министром в сравнительно молодые годы (42) и пробыл на этом посту 16 лет. Новый министр финансов получил хорошее образование (в 1840 году окончил Царскосельский лицей) и имел немалый практический опыт: служил в Кредитной канцелярии министерства финансов, Морском министерстве и Министерстве юстиции, три года изучал "финансовый строй" Пруссии, Франции, Англии и США, был управляющим делами Комитета железных дорог. В январе 1862 года назначается управляющим Министерством финансов, а в декабре того же года утверждается в должности министра финансов.

Свою первостепенную задачу М.Х. Рейтерн видел в том, чтобы остановить падение курса бумажного рубля. Министр попытался оздоровить денежное обращение путем обмена кредитных денег на звонкую монету, а в перспективе осуществить переход к постоянной металлической валюте. Для осуществления своего плана он сделал 5%-й внешний заем на 15 млн фунтов стерлингов или 100 млн руб., с целью подкрепления обменного фонда и открытия затем свободного размена. Заем был предоставлен Англией и Францией при посредничестве влиятельных представителей западных финансовых кругов - лондонских и парижских банкиров братьев Ротшильд. Промах М.Х. Рейтерна состоял в том, что заранее было объявлено об открытии свободного обмена кредитного рубля по постепенно возвышающемуся курсу с целью доведения его до нарицательного достоинства. Повышение курса бумажного рубля было неизбежно. Вокруг этой финансовой операции развернулась бешеная спекуляция, что привело к еще большему падению курса бумажного рубля. Первая попытка оздоровления денежного обращения потерпела полную неудачу и чуть не стоила реформатору занимаемого поста. Неудачу списали на начавшееся в 1863 году Польское восстание.

Восьмидесятые годы XIX столетия оставили глубокий след в истории хозяйства и финансов России. И не только потому, что в этот период удалось сделать ряд значительных шагов по стабилизации бюджета и денежного обращения, приведению финансового хозяйства в соответствие с реалиями экономики и социальных отношений в пореформенной России.

Возникла необходимость  осознанного выбора руководящего принципа финансовой политики между средневековым  воззрением и взглядом, более характерным  для современной цивилизации. Согласно первому, развитие хозяйства рассматривалось  преимущественно как средство для  наполнения казны и интересовало власть лишь постольку, поскольку могло  такому пополнению способствовать. Напротив, как представляется и сегодня, единственная разумная основа увеличения доходов  казны и удовлетворения государственных  потребностей — развитие хозяйства  страны и увеличение народного благосостояния. Содействие последнему — одна из важнейших, если не главная функция государственных  финансов. На первый взгляд, оба подхода  могут показаться умозрительными. Однако необходимость руководствоваться более цивилизованным воззрением была доказана в России уже в начале 90-х годов самым убедительным способом — "от противного".

В этот период стало фактом превращение государственных финансов в предмет публичной политики, которое началось во время "великих  реформ". Политические группировки, формируя с помощью печати общественное мнение, получили возможность реально  воздействовать на выбор целей финансовой политики и способов их достижения. Политическое поприще министра финансов расширилось далеко за прежние пределы, ограниченные стенами кабинета Государя и зала заседаний Государственного Совета.

Существовала ли более  конструктивная альтернатива финансовой политике, которую проводило правительство  России в 80-е годы XIX столетия? Эта тема была предметом ожесточенных дисскуссий современников. И на сегодняшний день вопрос продолжает оставаться открытым.

Глубокий аграрный кризис, промышленный спад, расстройство денежной системы, огромный государственный  долг, выросший за время русско-турецкой войны 1877-79 гг., наконец, политическая неустойчивость после гибели, от рук террористов  Александра II - таковы были условия, в которых начиналось правление императора Александра III и деятельность нового (с 1881 г.) министра финансов Н.Х. Бунге. Некоторое оживление хозяйства, связанное с увеличением объема военных заказов правительства, оказалось недолговременным. В 1882 г. платежи по государственным долгам превысили 1/4 расходного бюджета.

В долг жило не только государство, но и экономика страны. "Как ни значительны успехи, сделанные производительностью России в течение истекшего 25-летия, не подлежит сомнению, что положение земледельческого населения во многих местностях России очень тяжелое, что многие крупные и наиболее важные промышленные предприятия и входят постепенно в неоплатные перед правительством долги" — писал Н.Х. Бунге в 1880 г. в направленной Александру II записке "О финансовом положении России". В связи с этим, писал Бунге далее "меры, которыми можно способствовать улучшению наших финансов, должны быть направлены столько же к развитию народного благосостояния, к содействию успехам промышленности и торговли", сколько к изысканию новых источников доходов, к улучшению податной системы и к установлению способов для более правильного бережливого и целесообразного расходования финансовых средств, а наконец, и к упрочению нашей денежной системы."

Увеличение производства продуктов земледелия не покрывало  даже увеличение потребностей, связанных  с приростом численности населения. За полтора десятилетия с начала 70-х годов в 50 губерниях Европейской  России среднегодовой сбор хлебов вырос  на 13%, а численность населения  — на 21%. При этом опережающими темпами  росла численность городского населения. Одновременно более чем на треть  увеличился вывоз хлебов. Все это  означало, что увеличение товарности земледелия было достигнуто, главным  образом, за счет уменьшения потребления  крестьян и ослабления воспроизводственного потенциала крестьянских хозяйств. Отведенная крестьянам в ходе крестьянской реформы  земля "оказалась недостаточной  даже для прокормления крестьян и  для доставления им средств к  уплате налогов и выкупных платежей" — писал Бунге в цитированной выше записке.

В 1882 г. выкупные платежи  были снижены в среднем на 42% по 39 губерниям Европейской России. Кроме того, в 1883-84 гг., были сложены  недоимки на сумму 16 млн. руб. Но Бунге считал необходимым идти дальше по пути облегчения налогового бремени крестьянства. В 1885 г. подушная подать, наиболее тяжелый налог с крестьян, оставшийся в наследство от крепостного права, была отменена. (С 1886 г. — для бывших помещичьих и удельных крестьян, с 1887 г. — для всех плательщиков.) В 1887 г. оброчная подать бывших государственных крестьян была заменена выкупными платежами. С 1885 г. все финансовые обороты по выкупной операции были внесены в государственную роспись.

Однако крестьяне продолжали платить выкупные платежи, которые  были достаточно тяжелы. В 1890 г. поступления  выкупных платежей составили 90,7 млн. руб. По сути, в составе государственных  доходов выкупные платежи заменили подушную подать.

По мнению большинства  экономистов того времени, преодолению  аграрного кризиса могла содействовать  организация ипотечного кредита. Вместе с тем, экономисты либерального и  консервативного направления принципиально  расходились в вопросе о том, кого и как следует кредитовать  под залог земли.

В 1882 г. было утверждено положение  о Крестьянском земельном банке, который учреждался "для облегчения крестьянам всех наименований способов к покупке земли". Средства привлекались путем продажи свидетельств (закладных  листов) Крестьянского банка, приносивших 5.5 % годовых. Погашение свидетельств посредством тиражей проводилось Государственным банком. По свидетельству современника, все главные консервативные группы считали Крестьянский банк вредной либеральной идеей Бунгс, в ущерб интересам дворянского сословия

Под давлением консервативных групп в 1885 г. был образован Дворянский банк, кредиты которого должны были выдаваться исключительно потомственным  дворянам-землевладельцам. "Легкий, ничем не контролируемый кредит, как  показывает опыт, нередко вводит землевладельцев  в неоплатные долги и разоряет их", — предупреждал Бунге императора. Это предупреждение не было принято во внимание. Заемщики Банка получали ссуды на более долгий срок и под более низкий процент, чем заемщики других банков.

С 1884 г. Государственный банк стал выдавать ссуды под залог  соло-векселей, что прежде запрещалось  уставом. Эти ссуды выдавались преимущественно  помещикам, как правило, на срок до 12 месяцев. По позднейшему замечанию  С.Ю.Витте, заемщики смотрели на эти ссуды как на долгосрочные, дополнительные к ипотечным долгам, "вследствие чего переписка векселей, в принципе отвергнутая при издании закона о соло-вексельном кредите, сделалась явлением почти всеобщим и выданные кредиты в Банк не возвращались".

Снижение доходов бюджета  вследствие отмены подушной подати отчасти  было компенсировано увеличением поступлений  поземельной подати, поступлений  от промыслового обложения и налогов  на доходы.

Н.Х. Бунге (в конце 50-х годов — решительный сторонник введения подоходного налога) в начале 80-х годов, приняв на себя ответственность за состояние финансов Российской империи, отверг проект введения подоходного налога. "Этот налог может оказаться более стеснительным и неравномерным, и менее доходным, нежели налоги, основанные на исчисленьях менее сложных и легче проверяемых", — писал он. Приходилось довольствоваться мерами паллиативными. Разрабатывая их правительство учло почти повсеместное повышение доходов владельцев сельскохозяйственных угодий, недвижимого имущества, ценных бумаг и попыталось за счет этих доходов расширить базу обложения.

В 1884 г. была изменена схема  взимания государственного поземельного налога. За базу обложения была принята  стоимость десятины земли. Базовая  ставка была установлена в размере 0,18% этой стоимости. В некоторых губерниях  для того, чтобы избежать резкого  повышения налога, ставка устанавливалась  в пониженном размере. В 1883 г. был  повышен с 0,2% до 0,3% оклад налога с недвижимых имуществ в городах. В том же году был установлен налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Ставка налога колебалась от 1% до 8% стоимости передаваемого имущества в зависимости от степени родства получателя и наследодателя или дарителя.

Промысловое обложение оставалось весьма льготным в отношении капиталов, обращающихся в торговле и промышленности. С 1885 г. разнообразные сборы с  документов на право торговли и промыслов  были соединены в один оклад. Сбор стал взиматься в зависимости  не от характера торга, а от размеров капитала. Кроме того, для акционерных  компаний был введен налог с чистой прибыли — 3%, а для остальных  предприятий различных гильдий - дополнительный раскладочный сбор.

В 1885 г. был установлен 5%-й  сбор с доходов от денежных капиталов. Сбором облагались доходы от процентных бумаг — как выпущенных акционерными обществами, так и государственных. Исключению подлежали лишь освобожденные  от налогов по условиям выпуска государственные  ценные бумаги, а также вклады в  сберегательные кассы и ссудосберегательные товарищества. С 1887 г. введен сбор с доходов от акций частных железных дорог. С того же года введен сбор со специальных текущих счетов, которые открывались под залог процентных бумаг.

Новые налоги, более сложные  по порядку расчета и взимания, требовали преобразования податной администрации на местах. Н.Х.Бунге планировал провести ее масштабную реформу. Однако на практике податные инспектора, появившиеся в губерниях после 1885 г., имели весьма ограниченные функции, в число которых входили выявление подлежащих обложению доходов с недвижимых имуществ, ревизия уездных казначейств, проверка действий сельской администрации по взиманию казенных и общественных сборов.

Постоянного внимания правительства  — из-за значительных хищений —  требовало железнодорожное хозяйство. В первой половине 80-х годов правительство  ужесточило контроль за деятельностью железнодорожных обществ. Была введена обязательная единая система ведения счетоводства и отчетности в железнодорожном деле. Правительство приступило к выкупу частных железных дорог в казну. К концу 1886 г. казне принадлежало 17,5% железных дорог, остальное оставалось в частных руках.

 

 

 

5. Этапы развития финансов в СССР и России

 

Ранее было отмечено, что  финансовые отношения организует государство  исходя из задач, стоящих перед ним  на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся  условий.

Строительство социалистических финансов началось только после окончания  гражданской войны. Экономические  условия в это время были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но все  еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес частного сектора  в 1923—1924 гг. в розничном товарообороте  достигал 57,7%. Эти годы характеризовались  неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием  условий для планирования таких  показателей, как доход, прибыль, себестоимость.

Основными задачами в это  время были, с одной стороны, оживление  экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с  помощью частника и кулачества; с  другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника.

Информация о работе Этапы развития финансов в России