Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 07:44, контрольная работа
Такая форма сбора дани возникла еще в VI—VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», т.е. фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало») Реже единицей обложения считался человек.
По мере развития крупного землевладения и укрепления государства формы эксплуатации менялись и дифференцировались. Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты (выплачиваемую феодалу) — оброка.
Введение.............……………………………………………….........……........….3
1. Становление и развитие денежно-кредитных отношений
в Древней Руси……………………………………….……..........……........................................4
2. Налоговая и денежно-кредитная системы Руси в период феодальной раздробленности.....................................................................................................8
3. Налогообложение в условиях монголо-татарского владычества.................11
4. Этапы развития финансов в России XVII –XIX веков...................................12
5. Этапы развития финансов в СССР и России..................................................25
6. Заключение.........................................................................................................36
Список литературы………………
Система государственного контроля также подверглась преобразованиям. Контролировалась не только государственная роспись доходов и расходов, но вся счетоводческая система как в центре, так и на местах. Для местного учета создавались специальные контрольные палаты, полностью независимые от администрации - губернаторов и начальников отдельных ведомств, что обеспечивало независимый контроль и документальный отчет.
Наряду с улучшением аппарата финансового управления, была предпринята еще одна важная финансовая мера: в июне 1860 года был создан Государственный банк, заменивший неповоротливые дореформенные кредитные учреждения и призванный финансировать торгово-промышленные предприятия.
Начало 1860-х годов в России было отмечено усилением падения кредитного рубля. В этих условиях министром финансов был назначен Михаил Христофорович Рейтерн (1820 - 1890). Он стал министром в сравнительно молодые годы (42) и пробыл на этом посту 16 лет. Новый министр финансов получил хорошее образование (в 1840 году окончил Царскосельский лицей) и имел немалый практический опыт: служил в Кредитной канцелярии министерства финансов, Морском министерстве и Министерстве юстиции, три года изучал "финансовый строй" Пруссии, Франции, Англии и США, был управляющим делами Комитета железных дорог. В январе 1862 года назначается управляющим Министерством финансов, а в декабре того же года утверждается в должности министра финансов.
Свою первостепенную задачу М.Х. Рейтерн видел в том, чтобы остановить падение курса бумажного рубля. Министр попытался оздоровить денежное обращение путем обмена кредитных денег на звонкую монету, а в перспективе осуществить переход к постоянной металлической валюте. Для осуществления своего плана он сделал 5%-й внешний заем на 15 млн фунтов стерлингов или 100 млн руб., с целью подкрепления обменного фонда и открытия затем свободного размена. Заем был предоставлен Англией и Францией при посредничестве влиятельных представителей западных финансовых кругов - лондонских и парижских банкиров братьев Ротшильд. Промах М.Х. Рейтерна состоял в том, что заранее было объявлено об открытии свободного обмена кредитного рубля по постепенно возвышающемуся курсу с целью доведения его до нарицательного достоинства. Повышение курса бумажного рубля было неизбежно. Вокруг этой финансовой операции развернулась бешеная спекуляция, что привело к еще большему падению курса бумажного рубля. Первая попытка оздоровления денежного обращения потерпела полную неудачу и чуть не стоила реформатору занимаемого поста. Неудачу списали на начавшееся в 1863 году Польское восстание.
Восьмидесятые годы XIX столетия оставили глубокий след в истории хозяйства и финансов России. И не только потому, что в этот период удалось сделать ряд значительных шагов по стабилизации бюджета и денежного обращения, приведению финансового хозяйства в соответствие с реалиями экономики и социальных отношений в пореформенной России.
Возникла необходимость
осознанного выбора руководящего принципа
финансовой политики между средневековым
воззрением и взглядом, более характерным
для современной цивилизации. Согласно
первому, развитие хозяйства рассматривалось
преимущественно как средство для
наполнения казны и интересовало
власть лишь постольку, поскольку могло
такому пополнению способствовать. Напротив,
как представляется и сегодня, единственная
разумная основа увеличения доходов
казны и удовлетворения государственных
потребностей — развитие хозяйства
страны и увеличение народного благосостояния.
Содействие последнему — одна из важнейших,
если не главная функция
В этот период стало фактом
превращение государственных
Существовала ли более
конструктивная альтернатива финансовой
политике, которую проводило
Глубокий аграрный кризис, промышленный спад, расстройство денежной системы, огромный государственный долг, выросший за время русско-турецкой войны 1877-79 гг., наконец, политическая неустойчивость после гибели, от рук террористов Александра II - таковы были условия, в которых начиналось правление императора Александра III и деятельность нового (с 1881 г.) министра финансов Н.Х. Бунге. Некоторое оживление хозяйства, связанное с увеличением объема военных заказов правительства, оказалось недолговременным. В 1882 г. платежи по государственным долгам превысили 1/4 расходного бюджета.
В долг жило не только государство, но и экономика страны. "Как ни значительны успехи, сделанные производительностью России в течение истекшего 25-летия, не подлежит сомнению, что положение земледельческого населения во многих местностях России очень тяжелое, что многие крупные и наиболее важные промышленные предприятия и входят постепенно в неоплатные перед правительством долги" — писал Н.Х. Бунге в 1880 г. в направленной Александру II записке "О финансовом положении России". В связи с этим, писал Бунге далее "меры, которыми можно способствовать улучшению наших финансов, должны быть направлены столько же к развитию народного благосостояния, к содействию успехам промышленности и торговли", сколько к изысканию новых источников доходов, к улучшению податной системы и к установлению способов для более правильного бережливого и целесообразного расходования финансовых средств, а наконец, и к упрочению нашей денежной системы."
Увеличение производства
продуктов земледелия не покрывало
даже увеличение потребностей, связанных
с приростом численности
В 1882 г. выкупные платежи были снижены в среднем на 42% по 39 губерниям Европейской России. Кроме того, в 1883-84 гг., были сложены недоимки на сумму 16 млн. руб. Но Бунге считал необходимым идти дальше по пути облегчения налогового бремени крестьянства. В 1885 г. подушная подать, наиболее тяжелый налог с крестьян, оставшийся в наследство от крепостного права, была отменена. (С 1886 г. — для бывших помещичьих и удельных крестьян, с 1887 г. — для всех плательщиков.) В 1887 г. оброчная подать бывших государственных крестьян была заменена выкупными платежами. С 1885 г. все финансовые обороты по выкупной операции были внесены в государственную роспись.
Однако крестьяне продолжали платить выкупные платежи, которые были достаточно тяжелы. В 1890 г. поступления выкупных платежей составили 90,7 млн. руб. По сути, в составе государственных доходов выкупные платежи заменили подушную подать.
По мнению большинства
экономистов того времени, преодолению
аграрного кризиса могла
В 1882 г. было утверждено положение о Крестьянском земельном банке, который учреждался "для облегчения крестьянам всех наименований способов к покупке земли". Средства привлекались путем продажи свидетельств (закладных листов) Крестьянского банка, приносивших 5.5 % годовых. Погашение свидетельств посредством тиражей проводилось Государственным банком. По свидетельству современника, все главные консервативные группы считали Крестьянский банк вредной либеральной идеей Бунгс, в ущерб интересам дворянского сословия
Под давлением консервативных групп в 1885 г. был образован Дворянский банк, кредиты которого должны были выдаваться исключительно потомственным дворянам-землевладельцам. "Легкий, ничем не контролируемый кредит, как показывает опыт, нередко вводит землевладельцев в неоплатные долги и разоряет их", — предупреждал Бунге императора. Это предупреждение не было принято во внимание. Заемщики Банка получали ссуды на более долгий срок и под более низкий процент, чем заемщики других банков.
С 1884 г. Государственный банк стал выдавать ссуды под залог соло-векселей, что прежде запрещалось уставом. Эти ссуды выдавались преимущественно помещикам, как правило, на срок до 12 месяцев. По позднейшему замечанию С.Ю.Витте, заемщики смотрели на эти ссуды как на долгосрочные, дополнительные к ипотечным долгам, "вследствие чего переписка векселей, в принципе отвергнутая при издании закона о соло-вексельном кредите, сделалась явлением почти всеобщим и выданные кредиты в Банк не возвращались".
Снижение доходов бюджета вследствие отмены подушной подати отчасти было компенсировано увеличением поступлений поземельной подати, поступлений от промыслового обложения и налогов на доходы.
Н.Х. Бунге (в конце 50-х годов — решительный сторонник введения подоходного налога) в начале 80-х годов, приняв на себя ответственность за состояние финансов Российской империи, отверг проект введения подоходного налога. "Этот налог может оказаться более стеснительным и неравномерным, и менее доходным, нежели налоги, основанные на исчисленьях менее сложных и легче проверяемых", — писал он. Приходилось довольствоваться мерами паллиативными. Разрабатывая их правительство учло почти повсеместное повышение доходов владельцев сельскохозяйственных угодий, недвижимого имущества, ценных бумаг и попыталось за счет этих доходов расширить базу обложения.
В 1884 г. была изменена схема взимания государственного поземельного налога. За базу обложения была принята стоимость десятины земли. Базовая ставка была установлена в размере 0,18% этой стоимости. В некоторых губерниях для того, чтобы избежать резкого повышения налога, ставка устанавливалась в пониженном размере. В 1883 г. был повышен с 0,2% до 0,3% оклад налога с недвижимых имуществ в городах. В том же году был установлен налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Ставка налога колебалась от 1% до 8% стоимости передаваемого имущества в зависимости от степени родства получателя и наследодателя или дарителя.
Промысловое обложение оставалось весьма льготным в отношении капиталов, обращающихся в торговле и промышленности. С 1885 г. разнообразные сборы с документов на право торговли и промыслов были соединены в один оклад. Сбор стал взиматься в зависимости не от характера торга, а от размеров капитала. Кроме того, для акционерных компаний был введен налог с чистой прибыли — 3%, а для остальных предприятий различных гильдий - дополнительный раскладочный сбор.
В 1885 г. был установлен 5%-й сбор с доходов от денежных капиталов. Сбором облагались доходы от процентных бумаг — как выпущенных акционерными обществами, так и государственных. Исключению подлежали лишь освобожденные от налогов по условиям выпуска государственные ценные бумаги, а также вклады в сберегательные кассы и ссудосберегательные товарищества. С 1887 г. введен сбор с доходов от акций частных железных дорог. С того же года введен сбор со специальных текущих счетов, которые открывались под залог процентных бумаг.
Новые налоги, более сложные по порядку расчета и взимания, требовали преобразования податной администрации на местах. Н.Х.Бунге планировал провести ее масштабную реформу. Однако на практике податные инспектора, появившиеся в губерниях после 1885 г., имели весьма ограниченные функции, в число которых входили выявление подлежащих обложению доходов с недвижимых имуществ, ревизия уездных казначейств, проверка действий сельской администрации по взиманию казенных и общественных сборов.
Постоянного внимания правительства
— из-за значительных хищений —
требовало железнодорожное
Ранее было отмечено, что финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.
Строительство социалистических
финансов началось только после окончания
гражданской войны. Экономические
условия в это время были тяжелейшие:
разоренная страна, полный упадок хозяйства.
Крупные предприятия
Основными задачами в это время были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и кулачества; с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника.