Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 08:43, курсовая работа
Процесс каталитического риформинга предназначен для повышения детонационной стойкости бензинов и получения индивидуальных ароматических углеводородов, главным образом бензола, толуола, ксилолов – сырья нефтехимии. Важное значение имеет получение в процессе дешевого водородосодержащего газа для использования в других гидрокаталитических процессах. Значение процессов каталитического риформинга в нефтепеработке существенно возросло в 1990-гг. в связи с необходимостью производства неэтилированного высокооктанового автобензина.
Введение 4
1. Литературный обзор 5
1.1 Химизм и термодинамика процесса 5
а) Сырье 5
б) Основные реакций 6
в) Катализаторы риформинга 10
г) Основные технико-экономические показатели процесса риформинга 13
1.2. Промышленные установки каталитического риформинга 15
1.3. Оборудование нефтеперерабатывающих заводов 16
1.4. Экологические аспекты проблемы 17
2. Технологическая часть 23
2.1. Физико-химическая характеристика нефти Акжар Восточный 23
2.2.Описание технологической схемы 25
2.3. Материальный баланс установок, входящих в поточную схему 28
2.4. Расчёт основного аппарата. 33
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Анализ в условиях США основных факторов при выборе схемы каталитического риформинга для выпуска бензина с октановым числом 93 по исследовательскому методу показал, что минимальные капиталовложения требуются для процесса без регенерации катализатора; минимальные эксплуатационные расходы получены при проведении регенерации в резервном реакторе в процессе ультраформинг.
По другим данным, при выпуске
бензина с октановым числом 95-100
по исследовательскому методу в процессе
без регенерации стоимость
Экономическая эффективность повышения октанового числа автомобильных бензинов характеризуется данными таблицы 2.
Таблица 2
Показатели |
Автомобильный бензин | ||
при цене нефти 100 $/т |
А-72 |
А-76 |
АИ-93 |
Приведенные затраты,$ |
|||
на получение 1 т бензина |
154,96 |
157,38 |
164,77 |
на 100 ткм работы автотранспорта |
0,646 |
0,609 |
0,537 |
Экономический эффект на 1 т нефти,$ |
- |
6,28 (по сравнению с А-72) |
13,93 (по сравнению с А-76) |
Применение высокооктановых
1.2 Промышленные установки каталитического риформинга
Первая промышленная установка каталитического риформинга на алюмохлоромолибденовом катализаторе (гидроформинг, проводимый под давлением водорода 4-4,5 МПа и температуре = 540°С) была пущена в 1940г. и получила широкое развитие на НПЗ США и Германии. Основным целевым назначением гидроформинга являлось получение высокооктановых компонентов (с ОЧИМ 80 пунктов) авто и авиабензинов, а в годы II мировой войны – производство толуола – сырья для получения тринитротолуола.
В 1949г. была введена в эксплуатацию разработанная фирмой «ЮОП» первая промышленная установка каталитического риформинга с монометаллическими алюмоплатиновым фторированным катализатором – платформинг.
В 1960-1970 гг. в результате непрерывного совершенствования технологии и катализаторов (переход к хлорированным алюмоплатиновым, разработка биметаллических платинорениевых, затем полиметаллических высокоактивных, селективных и стабильных катализаторов), оптимизации параметров и ужесточения режима (понижение рабочих давлений и повышения температуры в реакторах) появились и внедрялись высокопроизводительные и более эффективные процессы платформинга различных поколений со стационарным слоем катализатора.
Важным этапом в развитии и интенсификации процессов риформинга являлись разработка фирмой «ЮОП» и внедрение в 1971г. наиболее передовой технологии каталитического риформинга с непрерывной регенирацией катализатора (КР НРК).
В отечественной нефтепереработке установки платформинга получили широкое развитие с 1962г.
1.3 Оборудование нефтеперерабатывающих производств
Современная нефтеперерабатывающая
промышленность оснащена сложным оборудованием,
предназначенным для
По функциональному назначению это оборудование может быть подразделено на следующие основные группы:
а) реакторное — реакторы, регенераторы;
б) массообменное —
в) нагревательное — трубчатые печи, теплообменники;
г) охладительное — холодильники и конденсаторы, аппараты воздушного охлаждения;
д) оборудование для разделения эмульсий и суспензий — фильтры, центрифуги;
е) оборудование для хранения жидких
продуктов — емкости и
ж) оборудование для транспортировки жидких и газообразных сред — насосы и компрессоры;
и) оборудование для отключения аппаратов и участков трубопроводов — запорная арматура (задвижки, вентили и др.).
1.4 Экологические аспекты проблемы.
Наряду с трудностями
ВНИИ НП совместно с заинтересованными организациями разработаны технические требования к автомобильным неэтилированным бензинам с улучшенными экологическими свойствами, применение которых позволит снизить выбросы вредных веществ и токсичность отработавших газов.
Вот некоторые из них:
- детонационная стойкость:
октановое число
- по моторному методу - не менее 85,0
- по исследовательскому методу - не менее 95,0
- массовая концентрация свинца, г/куб. дм бензина - не
более 0,013
- содержание бензола,% об. - не более 5,0
- давление насыщенных паров бензина, кПа ( мм рт.ст.) -
44,0-69,3 ( 330-520 )
- кислотность, мг КОН/ 100 куб.см - не более 3,0
- массовая доля серы,% - не более 0,05
В АО “Ново-Уфимский НПЗ” организовано промышленное производство автомобильных неэтилированных бензинов АИ-91, АИ-93 и АИ-95 с улучшенными экологическими характеристиками. Содержание бензола составляет не более 3,5% об., общей серы - не более 0,03%; давление насыщенных паров - не более 79,9 кПа.
Повышение требований к качеству бензина: увеличение октанового числа, уменьшение дымносности выхлопных газов, уменьшение в них окислов азота, углерода, а также предотвращение самовоспламенения и обеспечение более четкой и эффективной работы двигателей обуславливает необходимость более широкого использования для компаундирования бензинов, соединений, содержащих кислород, например, алкиловых эфиров, спиртов.
За последние 2-3 года в АО НУНПЗ
проведены исследовательские
В принятых уже стандартах стран Западной Европы есть несколько важных ограничений - содержание кислорода в бензине - не менее 2% мас., суммарное содержание ароматики - до 35-40% об., содержание бензола - до 1-2% об. Кроме законодательной существует еще и экономическая поддержка производителей реформулированных бензинов.
В России, к сожалению, дело обстоит не столь благополучно. С технической стороны больших препятствий нет. Главным препятствием, как и на Западе, являются вопросы экономики. Даже используя дорогую импортную этиловую жидкость, НПЗ получают бензин более дешевый, чем с кислородосодержащей добавкой. Это обусловлено значительно большим добавлением последней ( 10-12% мас.) в состав базового бензина для достижения требуемых октановых характеристик товарного автомобильного бензина.
Другим путем улучшения
В 1995 г. в АО “Ново-Уфимский НПЗ” был разработан состав автомобильного бензина Евро-Супер-95 по вновь разработанным ТУ 38.401-58-99-94. Качество опытной партии, отправленной для оценки его эксплуатационных свойств и эффективности действия многофункциональной присадки SAP-9500 фирмы “Шелл”, представлено ниже:
- детонационная стойкость:
октановое число
- по моторному методу - не менее 85,6
- по исследовательскому методу - не менее 96,0
- массовая концентрация свинца, г/куб. дм бензина - не
более 0,0007
- содержание бензола,% об. - не более 4,6
- давление насыщенных паров бензина, кПа ( мм рт.ст.) -
50,5 ( 380 )
- кислотность, мг КОН/ 100 куб.см - не более 0,071
- массовая доля серы,% - не более 0,045
Присадка SAP-9500 представляет собой смесь полимерных материалов в высокоочищенном минеральном масле, ксилоле и ароматическом углеводородном растворителе.
На основании положительных результатов испытаний присадка SAP-9500 фирмы “Шелл” рекомендуется к применению в составе автомобильных бензинов, а бензин Евро-Супер-95 АО НУНПЗ с данной присадкой допущен к применению на автомобильной технике.
Производство неэтилированных бензинов в стране составляет примерно 47% всего объема выпуска этого “топлива номер один”; по сравнению с предыдущим годом оно возросло только на 2%.
Несмотря на то, что производство
этилированных бензинов типа АИ-93,92
практически прекращено, с использованием
пресловутого тетраэтилсвинца (ТЭС) выпускается
основная масса бензина А-76, используемого
в большей части отечественных
автомобилей. Выбросы свинца в атмосферу
через выхлопную трубу
Американские и европейские медики давно проводят тесты на содержание в крови новорожденных детей и их матерей. Превышение содержания в крови ребенка этого тяжелого металла, как известно, не выводящегося из организма, служит первым признаком физического неблагополучия, с ним, по печальному опыту врачей, связано отставание умственного развития детей. В России же подобные тесты на содержание свинца в крови детей, да и взрослого населения, попросту запрещены. Почему? Возможно, срабатывает старое правило: нет информации - нет проблемы.
В том, как связаны показатели неблагополучия здоровья населения с применением тетраэтилсвинца в бензинах можно убедиться, сравнивая кривые уровня свинца в крови и применения того же свинца в бензинах. Они практически повторяют друг друга! Данные эти взяты из американских исследований 15-20 летней давности. Подобные показатели, характеризующие обстановку в России, известны лишь узкому кругу специалистов, но ситуация в технической сфере у нас во многом схожа с той, что была в США 15-20 лет назад.
Как известно, наиболее перспективным путем увеличения производства неэтилированного бензина в силу технологических факторов является замена ТЭС на кислородосодержащие соединения.
За минувший год в России выпущено примерно 1 млн т кислородосодержащих присадок. Это - лишь треть потенциальной потребности в них, чтобы полностью заменить в бензине тетраэтилсвинец. Из-за высокой стоимости их выпуск весьма ограничен.И все же бросается в глаза то, что даже несмотря на реконструкцию, потребности в ТЭС будут снижаться крайне незначительно, а АО “Ангарская нефтехимическая компания” даже намечает увеличить его закупки. Такой расклад во многом объясняется перекосами конъюнктуры отечественного рынка: низкий платежеспособный спрос заставляет потребителя выбирать, что дешевле, а производственники вынуждены на этот спрос реагировать.
Преградой на пути прекращения выпуска этилированного бензина являются экономические трудности. Возьмем, к примеру, налоговую систему. Сейчас немало говорится о необходимости ее реформы для нефтедобывающих предприятий, о том, как из-за ее перекосов раньше времени становится нерентабельной эксплуатация скважин. Такого же дифференцированного подхода требует и налогообложение в нефтепереработке. Можно, например, установить различные ставки акциза на бензин, содержащий и не содержащий ТЭС. Экономисты считают целесообразными такие ставки налогов:
- при выпуске неэтилированного
бензина установить ставку
- увеличить ставку акциза на этилированные бензины с 20 до 35%.
Более восприимчивым к экологическим
проблемам оказываются в
И все же инициатива на местах не изменит ситуацию коренным образом, нужны решительные меры на федеральном уровне. Состоявшийся недавно во ВНИИ НП российско-американский симпозиум “Предотвращение свинцового загрязнения в России: полный переход на неэтилированный бензин” в своих обращениях к правительству и всем заинтересованным ведомствам предложил конкретные меры по стимулированию производства неэтилированных бензинов. Среди них - ограничения по содержанию свинца в бензинах и обязательное оснащение выпускаемых автомобилей нейтрализаторами отработанных газов, а также прекращение импорта машин без нейтрализаторов. Такие меры должны быть, по мнению нефтепереработчиков, предусмотрены в готовящемся законе “Об атмосферном воздухе”.