Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 13:45, дипломная работа
Темой настоящей работы явилось исследование правового регулирования производства в арбитражном суде при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве).
Актуальность темы исследования определяется необходимостью:
реструктуризации убыточного сектора экономики, которая предполагает ликвидацию или перепрофилирование неперспективных и убыточных производств, проведения в случае необходимости процедур банкротства, а также решения проблем градообразующих организаций;
прекращения прямого и косвенного субсидирования неэффективных организаций;
инициирования процедур банкротства всех тех предприятий, которые не урегулировали свою задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами;
активизации деятельности правоохранительных органов по выявлению преступных деяний, связанных с процедурами фиктивных, умышленных банкротств;
формирования правового режима, который, с одной стороны, обеспечит эффективную защиту интересов кредиторов, с другой стороны, оградит собственника (инвестора) от рисков утраты контроля над своей собственностью в результате недобросовестного применения процедур банкротства;
обеспечения консолидация интересов государства как кредитора и собственника при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) федеральных государственных унитарных предприятий, а также организаций, в капитале которых имеется доля Российской Федерации;
создания условий для существенного повышения качества арбитражного управления путем стимулирования формирования профессиональных (саморегулируемых) организаций, специализирующихся на финансовом оздоровлении неплатежеспособных организаций, повышения требований к уровню профессиональной подготовки арбитражных управляющих, создания системы гарантирования и (или) страхования рисков в этой сфере, эффективного контроля за деятельностью арбитражных управляющих, обеспечивающего соблюдение интересов всех кредиторов, должников (собственников) в процессе реализации процедуры банкротства;
ужесточения требований к ответственности независимых оценщиков в случаях их обязательного привлечения к оценке имущественных объектов;
повышения эффективности применения механизмов залогового права и законодательства об исполнительном производстве.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ
7
§ 1
История правового регулирования при рассмотрении дел о банкротстве
7
§ 2
Краткая характеристика современной нормативной базы
10
§ 3
Общая характеристика производства в арбитражном суде первой инстанции
13
§ 4
Особенности подготовки дел о банкротстве к судебному разбирательству в суде первой инстанции
20
§ 5
Резюме
31
Глава 2. САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖ-НЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ
32
§ 1
Концепция саморегулирования
32
§ 2
Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в Российской Федерации
35
§ 3
Особенности производства в арбитражном суде первой инстанции при наличии саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
37
§ 4
Краткая характеристика объекта исследования
39
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНО-ДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ
41
§ 1
Общая характеристика актуальности задач
41
§ 2
Возможности правового регулирования финансового обеспечения деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
44
§ 3
Возможности правового регулирования организационного обеспечения деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
58
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ
§ 1. История правового регулирования при рассмотрении дел о банкротстве
Предполагается, что употребление слова «банкротство» идет из средневековых городов Италии. «Это слово (bankarupta), образовано либо от bank broken, либо от bench broken (клиенты переворачивали стол, на котором неудачливый торговец менял деньги на площади, либо просто торговал).1
В 1906 году, в «Курсе гражданского права» Г.Ф. Шершеневич писал: - «…случай, когда имущественное расстройство влечет ограничение дееспособности – это несостоятельность. Такое ограничение может быть вызвано опасением, как бы несостоятельное лицо не увеличило своих долгов, не запутало еще более и без того расстроенные дела. Наше законодательство для обеспечения интересов кредиторов признает сделки, заключенные несостоятельным должником, недействительными. Недействительность сделок, однако, нельзя считать безусловной; так как она установлена в интересе кредиторов, то сделки могут быть опровергаемы со стороны конкурсного управления. Таким образом, несостоятельные должники оказываются ограниченными в своей дееспособности. Ограничение дееспособности наступает со дня постановления судом определения о признании лица несостоятельным. Дееспособность несостоятельного должника восстанавливается с окончанием конкурсного производства».3
И еще: - «Независимо от воли должника срок обязательства наступает в случае несостоятельности. Отлагая время исполнения, веритель верит в исполнительность должника. Несостоятельность разрушает эту веру, а потому и течение срока должно остановиться. По этому соображению, и особенно в виду удобств конкурсного производства, признается нашим законодательством, что в случае объявления должника несостоятельным, по всем его обязательствам срок считается наступившим …».8
Первая в современном российском праве попытка правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, была предпринята в 1992 в рамках Указа Президента РФ.4
В ноябре 1992 г. Верховным Советом РФ был принят Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», вступивший в силу с 01.03.93.
С введением в действие части первой Гражданского кодекса, т.е. с 01.01.95 было определено, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.5
Действующий до 26.10.2002. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят Государственной Думой 10.12.97. и подписан Президентом РФ 08.01.98.6
Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, дважды отвергнутый Президентом РФ, был им подписан 25.02.99.7
Кроме того, с 24.06.99. действовал Федеральный Закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса.8
Со 2 декабря 2002 года действует новый Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» за № 127-ФЗ.9
Английское право оказало огромное влияние на многие правовые системы (в первую очередь – США, Канады, Австралии).10
Первый закон о банкротстве был принят в Англии в 1543 году. В нем главными последствиями банкротства для должника были меры уголовной ответственности.
Ныне действует Insolvency Act, принятый в 1986 г. и ориентированный на защиту интересов кредиторов. Традиционно этот закон отличается неструктурированностью и сложностью для системного восприятия.
В английском законодательстве имеются три варианта урегулирования долгов несостоятельного лица (кроме конкурсного производства):
Американская система норм банкротства (US Bankruptcy Code) ориентирована на реорганизационные (преимущественно) процедуры.11
В отношении должника, по
его заявлению или по
Ныне действующий во Франции Закон 85-98 о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке, а также Закон 85-99 о конкурсных управляющих ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятия формируют систему норм ориентированную на реабилитацию предприятия должника.
Концепция французской системы правового регулирования несостоятельности базируется на утверждении, что целями законодательства о несостоятельности являются:
Германская система регулирования несостоятельности, до недавнего времени была представлена двумя законами (Konkursordnung – конкурсное производство 1877 г. и Vergleichsordnung – мировое соглашение 1935 г.). С 1999 г. – вступил в действие единый закон регулирования несостоятельности (Insolvenzordnung).
В германском законодательстве основное внимание уделяется защите имущественных интересов кредиторов, а не судьбе несостоятельного лица. В Insolvenzordnung не оказывается предпочтение деятельности должника по сравнению с продажей действующего предприятия другому субъекту или распродажей активов.
Традиционно в Германии законодательство о несостоятельности рассматривается как ответвление гражданской процедуры принудительного взыскания долга.
Все дела о несостоятельности начинаются открытием конкурсного производства. Должник отстраняется от руководства предприятием, назначается доверительный (конкурсный) управляющий. Переход к реабилитационной процедуре возможен только при наличии определенного уровня согласия кредиторов.
§ 2. Краткая характеристика современной нормативной базы
В современной планово-экономической литературе не существует единого общепризнанного понятия о нормативах и показателях, применительно к условиям рынка.12
Рациональная структура общественного хозяйства в обозримый период не может быть создана стихийно, на основе одних лишь рыночных стимулов. Проблему не удалось решить ни одной стране СНГ. Льготное кредитование и дотации предотвращают банкротство нерентабельных предприятий и связанный с этим всплеск безработицы, но при этом сохраняют большое число неэффективных рабочих мест, а главное – разрушают стимулы к высокопроизводительному труду, обновлению производства и подбору умелых управляющих.13
Основные черты псевдорыночной экономики характеризуются тем, что:
В рыночных отношениях действует целая система взаимосвязанных планово-экономических показателей и механизмов, определяющих конечный результат всякой производственно финансовой и социально-трудовой деятельности.
От содержания и целевого назначения конкретных плановых показателей, их обоснованности и степени взаимной увязки во многом зависит не только уровень самого процесса свободного внутрихозяйственного планирования, но и достигаемые при этом результаты.
В 1992 – 1998 годах в период действия Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» начала создаваться система подзаконных актов, использующих научно обоснованные нормативы и показатели при анализе неплатежеспособности предприятий.14
Было определено, что показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:
коэффициент текущей ликвидности;
коэффициент обеспеченности собственными средствами;
коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.
Коэффициент текущей ликвидности характеризовал общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.
Коэффициент текущей ликвидности определялся как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризовал наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами определялся как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов.
Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризовал наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.
Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности определялся как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определялся как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности.
Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным было выполнение одного из следующих условий:
При наличии оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода восстановления платежеспособности, равного шести месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имел значение больше единицы, считалось, что предприятие имеет возможность восстановить свою платежеспособность.
При отсутствии оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода утраты платежеспособности, равного трем месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имел значение меньше единицы, считалось, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами (об утрате платежеспособности предприятия).
Информация о работе Арбитражное производство по делам о банкротстве