Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:32, дипломная работа
С принятием Федеральных законов «Об исполнительном производстве»1 и «О судебных приставах»2 система принудительного исполнения была организована на новых принципах, что позволило придать новое качество как самой системе, так и содержанию работы системы исполнительного производства. Была образована Служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации - новый вид федеральных органов исполнительной власти.
Перечисленные выше и другие требования
судебного пристава-
В предусмотренных законом
К субъектам, исполняющим решения, примыкает суд. Конечно, судебные органы не участвуют в пепосредстсвенном исполнении, в настоящее время с них снята функция руководства судебными исполнителями. Однако в процессе исполнения судебных и иных решений очень часто без участия суда не обойтись. В случае неясности требований содержащихся в исполнительном документе суд разъясняет смысл акта, на основании которого выдан исполнительный документ. Суд решает вопрос об отсрочке или рассрочке, о приостановлении, прекращении и возобновлении неполноты вынесенного им решения. Обжалование действий и бездействий судебного пристава-исполнителя производится также через суд.
Субъекты, участвующие в исполнении сдебных решений это лица имеющие юридический интерес в исполнительном производстве — прежде всего стороны исполнительного производства.
Перейдем теперь к их рассмотрению.
Стороны исполнительного
Стороны как основные участники исполнительного производства наделяются широкими правами, в том числе и распорядительными, которые связаны с возбуждением, развитием и прекращением исполнительного производства. Например, его возбуждение, как правило, осуществляется путем предъявления взыскателем исполнительного документа к исполнению, взыскатель вправе просить об отложении исполнительных действий, о возвращении исполнительного документа, отказаться от взыскания; должник может добровольно исполнить исполнительный документ полностью или частично; у сторон есть возможность заключить мировое соглашение.
Взыскателем в исполнительном производстве являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Эти лица добиваются принудительного осуществления своего субъективного права, подтвержденного судебным актом или актом другого органа. Взыскателя необходимо отличать от его представителя, который действует от имени взыскателя и на основании предоставленных ему полномочий. Он может требовать принудительного исполнения судебного акта, получить присужденное имущество или деньги, если эти полномочия специально оговорены в доверенности, но и в этом случае исполнительные действия совершаются в пользу или в интересах взыскателя, а не его представителя. При исполнении судебных актов взыскателем, как правило, является истец, а должником - ответчик. Однако в случае отказа истцу в иске судебные расходы взыскиваются с истца в пользу ответчика, который в исполнительном производстве будет взыскателем, а истец - должником.
Важно отметить, что в исполнительном производстве понятие "взыскатель" значительно шире понятия "истец". Это объясняется тем, что исполняются не только судебные акты, но и акты других органов (постановления органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, судебного пристава-исполнителя и др.).
Должником в исполнительном производстве
может быть гражданин или организация.
Должник в отличие от взыскателя
- это лицо, обязанное совершить
по исполнительному документу
В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников.
Соучастие
- это участие в одном
Стороны в исполнительном производстве наделены широкими правами, позволяющими добиваться своевременного и точного исполнения судебных актов и актов других органов. Приведенный в п. 1 ст. 31 Закона перечень прав, которыми наделяются стороны в исполнительном производстве, не является исчерпывающим. Стороны имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
Помимо перечисленных здесь стороны имеют и многие другие права, позволяющие им надежно защищать свои интересы в исполнительном производстве. В частности, стороны имеют право участвовать в исполнительном производстве через представителей, в случае необходимости пригласить переводчика, заключить мировое соглашение; взыскатель вправе отказаться от взыскания, может просить о возвращении исполнительного документа; должник в случаях, указанных в ст. 21 Закона «об исполнительном производстве», вправе просить о приостановлении исполнительного производства и др.
Что касается обязанностей сторон, то в общей форме они сформулированы в п. 2 ст. 31 Закона «Об исполнительном производстве»: они обязаны исполнять требования законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве. Конкретно же обязанности взыскателя и должника и правовые последствия их невыполнения установлены в соответствующих статьях Закона.
Д. X. Валеев считает, что к субъектам, участвующим в исполнении судебных решений следует отнести прокурора и органы государственного управления, законодательно урегулировав данный вопрос. В этом случае участие прокурора выражалось бы в форме предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению и в форме; вступления в исполнительное производство.20 Я считаю, что такие изменения в законодательстве будут полезными и позволят более эффективно защищать государственные и общественные интересы, а также права и законные интересы граждан в исполнительном производстве.
К лицам, содействующим исполнению, относятся специалист, переводчик, понятые и иные лица обязанные оказывать помощь в исполнении (милиция, администрация предприятий, учреждений и т.д.). Каждый из названых субъектов обладает целым комплексом правомочий. Но, не ставя своей задачей раскрытия их правового статуса, перейдем, к рассмотрению основания мер принудительного исполнения.
Основание применения мер принудительного исполнения определены в ст. 44 Закона «Об исполнительном производстве». Данная статья раскрывает последовательность юридических действий, совершение которых в результате приводит к началу принудительного исполнения.
К ним относятся:
1) предъявление в установленном
федеральным законом порядке
надлежаще оформленного
2) принятие судебным приставом-
3) истечение срока,
Только при наличии всех трех указанных в Законе оснований возможно принятие мер принудительного исполнения.
Исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов ко взысканию. В действующем законодательстве нет определения понятия «исполнительный документ». Нет и единого определения понятия «документ».
Закон «Об исполнительном производстве», только перечисляет виды исполнительных документов. Как отмечает, Шалавин С.Г., «без понятийного определения трудно судить о признаках и сущности юридической категории, а также ее отличиях от других юридических категорий, схожих по признакам и сущности».21
На наш взгляд, исполнительный документ
можно определить, как вынесенный
полномочным органом (судом или
иным предусмотренным
Виды исполнительных документов определены в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве»:
1) исполнительные листы,
- принимаемых ими судебных
- решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
- решений иностранных судов и арбитражей;
- решений межгосударственных
2) судебные приказы;
3) нотариально удостоверенные
4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;
5) оформленные в установленном
порядке требования органов,
6) постановления органов (
7) постановления судебного
8) постановления иных органов
в случаях, предусмотренных
«Постановления иных органов в
случаях предусмотренных
- Арбитражный процессуальный
- Гражданский процессуальный
В статье 8 Закона «Об исполнительном
производстве» определены основные
реквизиты исполнительного
В резолютивной части решения суда полностью приводятся фамилии, имена, отчества сторон, наименование юридического лица, как это зарегистрировано в уставе. Содержание ответа по заявленному требованию определяется его характером.
Резолютивная часть решения излагается кратко, четко, в императивной форме, чтобы у сторон не было сомнений в ее содержании. Такие требования обусловлены тем, что названная часть судебного решения полностью переносится в исполнительный лист.
Наряду с этим важно также определить, с кого взыскиваются судебные расходы и в каком размере. При предъявлении иска к нескольким ответчикам судебные расходы взыскиваются в долевом отношении, а не солидарно. (См. Приложение 3).