Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:32, дипломная работа
С принятием Федеральных законов «Об исполнительном производстве»1 и «О судебных приставах»2 система принудительного исполнения была организована на новых принципах, что позволило придать новое качество как самой системе, так и содержанию работы системы исполнительного производства. Была образована Служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации - новый вид федеральных органов исполнительной власти.
Возбуждение исполнительного производства осуществляется судебным приставом-исполнителем путем принятия к своему исполнению исполнительного документа, поступившего от суда или другого органа, его выдавшего, либо от взыскателя. Судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство при наличии двух указанных в Законе условий: если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 14) и если исполнительный документ соответствует требованиям, предусмотренным ст. 8 Закона.
На стадии возбуждения исполнительного
производства приставы - исполнители
испытывают затруднения и допускают
ошибки при исполнении решений судов,
в которых предмет
Все сроки, указанные в п. 1 ст. 14, определены периодом времени, поэтому предъявление исполнительных документов к исполнению может быть совершено в течении всего указанного в Законе периода.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению в следующие сроки:
исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, и судебные приказы - в течение трех лет, а судебных актов арбитражных судов - в течение шести месяцев. Следует отметить, что в новом АПК РФ от 24 июля 2002 года, который вступил в законную силу с 1 сентября 2002 года, вместо шести месяцев (по АПК РФ 1995 года) установлен трех летний срок предъявления исполнительного листа к исполнению (ст. 321);
исполнительные листы, выдаваемые
судами на основании решений
оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания - в течение шести месяцев;
удостоверения комиссии по трудовым спорам - в течение трех месяцев;
постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, - в течение трех месяцев.
Сроки предъявления других исполнительных документов к исполнению устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов.
Специальные правила действуют
в отношении сроков предъявления
к исполнению исполнительных документов
о взыскании периодических
Введение в Закон таких правил объясняется длящимся характером указанных правоотношений. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению по подобного рода делам исчисляются тоже своеобразно – для каждого платежа в отдельности.
Судебный пристав-исполнитель обязан вынести в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа постановление о возбуждении исполнительного производства. Правовая норма, закрепленная в п. 2 ст. 9 Закона, вносит определенность во взаимоотношения судебного пристава-исполнителя со сторонами и другими участниками исполнительного производства.
Содержание постановления о
возбуждении исполнительного
Копии постановления о возбуждении исполнительного производства должны направляться лицам, перечисленным в п. 4 ст. 9, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Такой способ уведомления позволит избежать ошибок при решении вопроса о соблюдении лицами, намеревающимися обжаловать постановление, установленного законом десятидневного срока на его обжалование.
В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано.
На постановление судебного
пристава-исполнителя о
В п. 1 ст. 81 ФЗ от 21 июля 1997 года № 199 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор взыскивается с должника-гражданина в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, с должников-организаций - 50 минимальных размеров оплаты труда.
Постановление о взыскании исполнительского
сбора выносится при первом поступлении
исполнительного документа
ФЗ от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» установлено, что с 1 января по 31 декабря 2003 года действие п.3 ст.81 ФЗ «Об исполнительном производстве» приостановлено. Ст. 7 ФЗ от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ, устанавливает, что доходы федерального бюджета, поступающие в 2003 году, формируются за счет средств исполнительского сбора, взимаемого в процессе исполнительного производства, - в размере 80 % доходов.
Ст. 18 ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» устанавливает, что в 2003 году средства исполнительского сбора, поступающие на счета органов Минестерства юстиции РФ в процессе исполнительного производства, распределяются по следующим нормативам:
в доходы федерального бюджета – 80 % поступлений;
в доходы Министерства юстиции РФ по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываемые в установленном порядке в органах федерального казначейства, - 20 % поступлений. Указанные средства направляются на цели, установленные законодательством РФ об исполнительном производстве.
Как уже отмечалось ранее, возбуждение исполнительного производства осуществляется судебным приставом-исполнителем путем принятия к своему исполнению исполнительного документа, поступившего от суда или другого выдавшего его органа либо от взыскателя. Далее в соответствии с Федеральным законом судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ соответствует требованиям, предъявляемым к форме и содержанию (предусмотренным ст. 8 Закона), и не истек установленный Законом срок предъявления исполнительного документа к исполнению. Совершить указанные выше действия судебный пристав-исполнитель обязан в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа (пп. 1,2 ст. 9 Закона).
Статьей 13 Закона предусмотрен двухмесячный срок совершения исполнительных действий судебным приставом и выполнения требований исполнительных документов со дня вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства.
Для исполнения исполнительных документов,
связанных с реализацией
Как показывает судебная практика, нарушение
судебным приставом-исполнителем двухмесячного
срока совершения исполнительных действий
не может служить основанием для
прекращения исполнительного
Возбудив исполнительное производство,
судебный пристав-исполнитель
В случаях, когда позднее должнику стало известно о возбуждении исполнительного производства и необходимости уплаты им суммы долга в полном объеме либо выполнения определенных действий, указанных в исполнительном документе, срок для добровольного исполнения решения наступает с момента получения должником постановления о возбуждении и может быть продлен. Доказательством несвоевременного получения постановления о возбуждении исполнительного производства могут служить, например, почтовый штемпель на конверте, журнал входящей корреспонденции и т. п. В таком случае даже при вынесении судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора последний не подлежит взысканию.
Одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест. Основанием для наложения ареста зачастую является соответствующее заявление взыскателя.
Срок изъятия имущества
Если от взыскателя не поступило заявление об аресте имущества должника одновременно с возбуждением исполнительного производства, либо такое имущество не указано в заявлении, либо сведения недостоверны (а таких случаев очень много), судебный пристав в течение месячного срока обязан направить запросы о наличии или отсутствии у должника имущества в регистрирующие органы: ГИБДД, органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы гостехнадзора, инспекцию по налогам и сборам, кредитные учреждения. Своевременность получения ответов, к сожалению, оставляет желать лучшего, что, безусловно, затягивает сроки исполнительного производства и ведет к увеличению числа жалоб на действия судебного пристава. Приятным исключением является лишь работа по взаимодействию с органами ИМНС. Так, в соответствии с совместным приказом Министерства по налогам и сборам № ВГ-3-10/265 и Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов» № 215 от 25 июля 2000 г. налоговый орган по запросу судебного пристава-исполнителя в трехдневный срок со дня получения запроса представляет требуемую информацию.