Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:32, дипломная работа
С принятием Федеральных законов «Об исполнительном производстве»1 и «О судебных приставах»2 система принудительного исполнения была организована на новых принципах, что позволило придать новое качество как самой системе, так и содержанию работы системы исполнительного производства. Была образована Служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации - новый вид федеральных органов исполнительной власти.
В Волгоградской области имеется положительный опыт взаимодействия службы судебных приставов с Волгоградским областным регистрационным управлением по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Так, 25 мая 2000 г. начальником Управления юстиции Волгоградской области утверждены Методические рекомендации главного судебного пристава и начальника Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по взаимодействию службы судебных приставов Управления юстиции Волгоградской области и Волгоградского областного регистрационного управления (ВОРУ) в процессе информационного обмена, согласно которым органы ВОРУ на установленной формы запрос судебного пристава в пятидневный срок предоставляют запрашиваемые сведения. От себя отмечу, что данный опыт абсолютно положителен, так как, безусловно, влияет на сокращение сроков исполнения судебных решений.
Пунктом 1 ст. 51 Закона предусмотрено наложение ареста на имущество должника не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производство. Однако указанная норма — не императив. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 октября 2000 г. № 3549/00 указывается, что установление месячного срока для наложения ареста является организационной процедурой для судебного пристава-исполнителя в целях скорейшего исполнения исполнительных документов и направлено исключительно на защиту интересов взыскателя. Исполнительные действия проводятся судебным приставом-исполнителем до окончания исполнительного производства в порядке, предусмотренном ст. 27 Закона. Несоблюдение этого срока не повлечет за собой утрату взыскателем права но удовлетворение своих требований за счет имущества, принадлежащего должнику.
Немало проблем со сроками исполнения решений суда возникает при дальнейшей реализации арестованного имущества должника. Реализация арестованного имущества (за исключением имущества, изъятого из оборота по закону) осуществляется путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста (п. 1 ст. 54 Закона). Продажа имущества должника, за исключением недвижимого имущества, осуществляется специализированными организациями, прошедшими аккредитацию в Российском фонде федерального имущества, имеющими договор с территориальным органом юстиции, соответствующие лицензии на комиссионных или договорных началах. Продажа недвижимого имущества осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как представляется, нарушение сроков исполнения в первую очередь вызвано различными причинами объективного характера, зачастую не зависящими от судебного пристава-исполнителя. Во избежание нарушений важны качество и полнота исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, что позволит взыскателю в полном объеме получить долг, а должнику не позволит избежать ответственности.
В п. 1 ст. 81 ФЗ от 21 июля 1997 года № 199 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор взыскивается с должника-гражданина в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, с должников-организаций - 50 минимальных размеров оплаты труда.
Для организаций основной мерой
принудительного исполнения является
обращение взыскания на ее имущество,
которое заключается в
Статья 48 Федерального закона «Об
исполнительном производстве» устанавливает
очередность наложения
При обращении взыскания на денежные средства наличные деньги изымаются сразу, а при обнаружении у должника средств на счетах в кредитных организациях на них налагается арест. Арест средств на счетах в банке означает, что данная кредитная организация не должна допускать никакого движения средств со счета в пределах суммы ареста (дело в том, что арест на денежные средства на счетах и во вкладах налагается в том размере и объеме, которые необходимы для исполнения исполнительного документа с учетом взыскания исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий). За осуществление расходных операций по данному счету (вкладу) в отношении средств, на которые наложен арест банки и иные кредитные организации несут ответственность вплоть до отзыва лицензии.
Статья 57 Федерального закона «Об исполнительном производстве» специально регламентирует процедуру наложения взыскания на денежные средства должника-организации. В принципе, она лишь более подробно по сравнению со ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» описывает действия судебного пристава-исполнителя.
Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфах кассы должника-организации и находящиеся в изолированном помещении этой кассы, а также иная наличность, которая значится в бухгалтерских документа независимо от места нахождения, подлежат изъятию незамедлительно по их представлению или обнаружению. В тот же день изъятое сдается в банк для перечисления на следующие счета:
взыскателя в размере долга;
на счет внебюджетного фонда развития исполнительного производства в размере суммы исполнительского сбора;
для зачисления в бюджеты всех уровней;
на депозитный счет подразделения для покрытия расходов по совершению исполнительных действий
Закон не регламентирует самой процедуры изъятия денежных средств, но по смыслу законодательства можно сказать, что изъятие должно осуществляться с обязательным составлением акта по правилам, предусмотренным Инструкцией об исполнительном производстве 1985 года с участием понятых.
Списание средств со счетов должника осуществляется в безакцептном порядке. При этом предоставляется инкассовое поручение со ссылкой на дату и номер исполнительного документа. Одновременно должен быть представлен сам исполнительный документ либо его дубликат. В самих исполнительных документах обязательно должно содержаться полное наименование взыскателя и плательщика, размер взыскиваемой суммы и т. д. Банк или иная кредитная организация в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств. Списание со счетов должника осуществляется в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.
При отсутствии денежных средств на счетах должника составляет соответствующий акт, утверждаемый старшим судебным приставом-исполнителем, а на исполнительном документе делается отметка банка о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.
Предъявить требование о списании средств со счетов должника может и непосредственно сам взыскатель. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств.
Закон также предусматривает, что судебный пристав-исполнитель либо непосредственно взыскатель, если у них нет сведений о наличии у должника счетов в банках, могут запросить соответствующую информацию у налоговых органов. Такая информация предоставляется им в трехдневный срок на основании Закона и Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22 марта 1999 года "О порядке представления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей".
Закон особо регулирует процедуру наложения взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте (ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Обнаруженная и изъятая валюта сдается судебным приставом-исполнителем в банк для продажи не позднее следующего дня. При аресте денежных средств в иностранной валюте на счетах в банках, они либо продаются по постановлению пристава либо переводятся в другой банк для продажи (в зависимости от того, есть ли у данного банка лицензия на право продажи иностранной валюты).
При этом необходимо иметь в виду ряд моментов. Во-первых, кроме валюты существует такие валютные ценности, как драгоценные металлы, камни и ценные бумаги в иностранной валюте. Относительно этих видов имущества не установлено особых правил, поэтому взыскание на них налагается в общем порядке. Во-вторых, статья 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает специальные правила при исчислении долга в рублях. Остается открытым вопрос о том, как поступать, когда сам долг выражен в иностранной валюте. Практика в этом случае идет по разным путям: в некоторых случаях валюта переводится непосредственно на счет взыскателя, в некоторых - сначала продается, а затем в эквивалентной сумме зачисляется на счет взыскателя. На мой взгляд, практика расчетов непосредственно иностранной валютой должна быть признана противоречащей ГК РФ, в частности ст. 317, которая устанавливает, что платежи по денежным обязательствам осуществляются только валютой Российской Федерации - рублем, хотя в договорах может быть предусмотрена оплата суммой, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. В соответствии с этой же статьей исчисление суммы в рублях производится по официальному курсу на день оплаты. Именно так и должны поступать суды.
На практике на самом деле бывает очень сложно списать средства со счетов должника. Во многом это объясняется тем, что должники вовсе не спешат предоставлять такую информацию своим кредиторам. Бывают случаи, что они даже не появляются в зале судебного заседания, и у суда нет реальной возможности проверить их юридический адрес, местонахождение имущества и т. д. Более того, исполнительная практика столкнулась с проблемой, с которой давно борется налоговая инспекция - множественность банковских счетов у одной и той же организации. Именно поэтому судебному приставу-исполнителю приходится направлять многочисленные запросы в различные органы, не имея четкого представления о том, где вести поиск. Даже налоговая инспекция не всегда может предоставить необходимую информацию.
При отсутствии на счетах должника средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание налагается на иное имущество должника, за исключением изъятого из оборота.
Как уже указывалось, обращение взыскания на имущество должника заключается в наложении ареста, изъятия и принудительной реализации. По правилам ГК РФ юридические лица по своим обязательствам отвечают всем своим имуществом (ст. 56 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»), находящимся на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится (ст. 58 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»). Учредители и участники юридических лиц несут субсидиарную ответственность на основании ст. ст. 113, 115, 120 ГК РФ (правила об ответственности казенных предприятий и учреждений). Юридическое лицо не несет ответственности по обязательствам учредителей, если это не предусмотрено в уставе.
Арест имущества должника осуществляется
по постановлению судебного
Одновременно с наложением ареста пристав-исполнитель вправе изъять часть или все имущество. Немедленно подлежат изъятию вещи и иное имущество, подвергающиеся быстрой порче. Денежные средства в рублях, валютные ценности, лом и отдельные части ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и камней, обнаруженные при описи имущества должника, на которое наложен арест, в любом случае подлежат обязательному изъятию.
Оценка арестованного
Статья 54 Федерального закона «Об исполнительном производстве» регламентирует процедуру реализации арестованного имущества. Реализация арестованного имущества, за исключением имущества, изъятого по закону из оборота, независимо от оснований ареста и видов имущества осуществляется путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста.