Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:20, курс лекций
1. Понятие, предмет и источники хозяйственного (предпринимательского) права
2. Субъекты хозяйственного права
3. Правовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов
1.
Закон РСФСР от 25 декабря 1990"О
предприятиях и
2.
Указ Президента РФ от 8 июля 1994
года № 1482 "Об упорядочении
государственной регистрации
Деятельность юридического лица прекращается посредством реорганизации или ликвидации. Студенту следует четко представлять разницу между двумя этими понятиями. Реорганизация является одновременно основанием создания нового юридического лица и основанием прекращения деятельности реорганизуемого. При реорганизации права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к вновь созданному в порядке универсального правопреемства. По общему правилу, реорганизация проводится добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами органа юридического лица. Принудительно, но решению компетентного государственного органа или решению суда, реорганизация может проводиться в случаях, прямо указанных в законе (напр. ст. 19 Антимонопольного закона). Основания, виды и порядок реорганизации определяются положениями ГК РФ и законами "Об акционерных обществах", “Об обществах с ограниченной ответственностью" и другими законодательными актами. Подробно и в доступной форме этот материал излагается в учебниках по гражданскому праву.
Указанные законы регулируют также основания и порядок ликвидации юридического лица. Ликвидация влечет прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Необходимо обратить внимание на то, что нормы регулирующие основания и порядок ликвидации юридического лица, носят, и основном, императивный характер. Во-первых, закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований ликвидации юридического лица по решению учредителей (ст. 61 ГК РФ); во-вторых, устанавливает основания ликвидации по решению суда, которые сводятся к нарушению закона и иных нормативных актов; в третьих, закон устанавливает обязанности лиц, принявших решение о ликвидации (о. 62 1'К РФ) и обязанности ликвидационной комиссии; в четвертых, устанавливается порядок удовлетворения требований кредиторов в строгом соответствии с очередностью, установленной ст. 64 ГК РФ.
К прекращению деятельности юридического лица посредством ликвидации ведет признание его несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1997 г. "О несостоятельности (банкротстве)". Учитывая актуальность настоящего закона, необходимо изучить его основные положения, в том числе, студент должен знать:
1) понятие и признаки несостоятельности (банкротства);
2) установленные законом меры по предупреждению банкротства;
3) круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом;
4) обязанности должника и ответственность руководителя должника;
5) процедуры кредиторов должника;
6) процедуры банкротства (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство), права и обязанности арбитражного управляющего (временного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего) и правомочия должника в отношении своего имущества;
7) понятие, основания заключения и последствия утверждения мирового соглашения.
Подробно данный материал рассматривается в курсе "Антикризисное управление". В ходе изучения дисциплины "Хозяйственное право" следует обратить внимание именно на правовые аспекты указанного вопроса, для чего необходимо внимательно ознакомиться с названным выше законом.
Рассмотрев для всех юридических лиц положения, следует переходить к изучению правового положения различных по организационно-правовой форме организаций. В первую очередь, необходимо помнить, что ГК РФ содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Мы рекомендуем определить особенности правового положения этих организаций по следующим направлениям:
1) кто может быть учредителем той или иной организации;
2) права учредителей на имущество (обязательственное или вещное);
3) на основании каких учредительных документов действует;
4) ответственность юридического лица и учредителей (участников);
5) требования, предъявляемые законом к уставному капиталу (определение минимального или максимального размера, порядок оплаты, основания и порядок увеличения или уменьшения);
6) количественные ограничения участников организации, установленные законом;
7) организация юридического лица (органы управления и порядок их формирования, наличие структурных подразделений с указанием их статуса);
8)
основания прекращения
Нелишним для систематизации указанной информации будет подготовка студентом развернутой таблицы содержащей сведения по каждой организационно-правовой форме коммерческой организации.
Субъектами хозяйственной деятельности могут выступать, на равных началах с физическими и юридическими лицами, государство и муниципальные образования, которых действующее законодательство считает особыми субъектами. Участие государства и муниципальных образований в хозяйственной деятельности регулируется гражданским законодательством (гл. 5 ГК РФ), в том числе, нормами, регулирующими деятельность юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. На содержание гражданско-правового статуса государств и муниципальных образовании оказывают влияние следующие обстоятельства:
1) государство и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте через свои органы, действующие в рамках своей компетенции, установленной актами о статусе их органов (ст. 125 ГК РФ), но в результате действий этих органов участниками хозяйственных отношений становится государство (муниципальное образование) в целом, а не сами органы.
2)
названные субъекты создаются
на основе властного,
3)
по своим собственным
4)
гражданская правоспособность
5)
государство (муниципальное
Случаи
участия государства и
Правовое
положение хозяйственных
Правовое положение коммерческих банков определяется законом "О банках и банковской деятельности", в соответствии, с которым банки создаются в форме хозяйственных обществ. Соответственно, общие положения правового статуса банков заложены в ГК РФ, в законах "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" Коммерческий банк - кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
1) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Для
более успешного усвоения настоящей
темы рекомендуется обратить внимание
на особенности правового
1) банки осуществляют свою деятельность исключительно в денежно-финансовой сфере, коммерческим банкам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью; закон устанавливает исчерпывающий перечень банковских операций, при этом разграничивает понятия банковские операции и сделки;
2) осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России, который осуществляет н государственную регистрацию коммерческих банков;
3) законом устанавливаются дополнительные (по сравнению с хозяйственными обществами, осуществляющими другую деятельность), требования к уставному капиталу а именно: устанавливается минимальный размер уставного капитала и предельный размер не денежной части, в формировании уставного каптала участвуют только собственные средства; оплачивается в полном размере на момент государственной регистрации, приобретение акций коммерческих банков третьими лицами контролируется Банком России,
4) устанавливаются дополнительные требования к документам, предоставляемым для государственной регистрации: протокол собрания учредителей должен отражать не только принятие устава, но и утверждение кандидатур на должность руководителя и главного бухгалтера, для регистрации должны быть представлены анкеты кандидатов на эти должности; надлежащим образом заверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей банка и аудиторское заключение об их финансовом положении;
5) учредители банка не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня его регистрации;
6) коммерческий банк может быть ликвидирован на основании решения арбитражного суда по иску Банка России после отзыва последним лицензии.
Биржа занимается организацией торгов. В зависимости от объекта торга, биржи делятся на товарные и фондовые. Общим в правовом положении бирж является то, что они являются некоммерческими организациями. С их помощью конкретные предприниматели осуществляют коммерческие (приносящие доход) сделки, однако, сама их деятельность бездоходна и требует финансирования от участников. Вопрос о биржах в учебниках освещается недостаточно, поэтому, при рассмотрении темы рекомендуем обратиться непосредственно к законодательным актам.
Правовое положение товарной биржи определяется законом "О товарных биржах и биржевой торговле", в соответствии, с которым товарной биржей признается основанное на началах членства объединение предпринимателей, созданное ими с целью организации специальных публичных торгов по продаже определенных (в соответствии с уставом) товаров. Учредителями и членами биржи не могут быть органы государственной и муниципальной власти и управления, банки, страховые и инвестиционные компании и фонды.
Товарная биржа действует в соответствии с уставом, который содержит:
1) сведения о видах товаров, с которыми осуществляются сделки на бирже;
2) о составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений (высшим органом биржи является общее собрание ее членов);
3) о уставном капитале - при этом следует иметь ввиду, что в соответствии с законом, доля каждого участника биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%;
4) о членстве на бирже, правах и обязанностях членов биржи.
При
изучении настоящих положений, необходимо
учитывать следующее: во-первых, закон
устанавливает минимальное
Сделки на товарной бирже осуществляются на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам Государственного антимонопольного комитета РФ.