Сущность банкротства как общественного института

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: сущность банкротства как общественного института,его возникновение и развитие.
Предмет работы: банкротство как общественный институт.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
отразить исторические черты и раскрыть сущность института банкротства, определить основные этапы банкротства и их значение;
изучить применения института банкротства в Республике Беларусь;
определить приоритетные направления совершенствования организационных, экономических и правовых механизмов действующего института банкротства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА 4
1.1. Начальные этапы становления института банкротства 4
1.2 Определение, сущность и функции банкротства 14
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СТАДИЙ ПРОЦЕДУРЫ ПРИЗНАНИЯ БАНКРОТСТВА (ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 19
3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Банкротство _курсовая_стадии.docx

— 80.34 Кб (Скачать файл)

В период санации суд совместно  с кредиторами следят за выполнением  плана санации и любой их кредиторов, собственников имущества предприятия  или членов трудового коллектива может обратиться с заявлением о  неэффективности санации, и по рассмотрению результатов санации, суд может  вынести решение о прекращении  ее. По итогам проведенной санации  управляющий подает в хозяйственный  суд отчет и одновременно выносит  одно из следующих предложений на собрание кредиторов о:

    • прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;
    • заключении мирового соглашения;
    • продления установленного срока санации;
    • прекращении санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства в связи с невозможностью продления деятельности должника или отсутствием оснований для ее продолжения.

По результатам отчета управляющего с учетом мнения собрания кредиторов хозяйственный суд выносит одно из выше перечисленных решений. Таким  образом, санация может закончиться  или прекращением производства по делу, или возбуждением ликвидационного  производства, или ее продлением.

В случае принятия решения о возбуждении  ликвидационного производства, которое  имеет целью ликвидацию должника и освобождения его от долгов путем продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов, должником совместно с кредиторами разрабатывается план ликвидации должника, который утверждается хозяйственным судом.

Хозяйственный суд, принявший решение  о признании юридического лица банкротом  или о ликвидации юридического лица, устанавливает порядок и сроки  проведения ликвидации, а также срок для заявления требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации, если иное не установлено  законодательством (ч.1 п.1 ст.59 ГК). Согласно ст.141 Закона о банкротстве срок ликвидационного  производства не может превышать  одного года, но может быть продлен  еще на шесть месяцев по решению  суда.

Процедуру ликвидационного производства можно подразделить на два этапа: первый из них включает формирование имущества банкрота, продажу имущества  банкрота, выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению; второй состоит  из раздела имущества банкрота между  кредиторами.

Имущество банкрота обычно учтено на балансе предприятия. Продажа имущества  должника осуществляется на открытых торгах, если не установлен иной порядок  продажи, а также на торги могут  быть выставлены и требования должника. Имущество должника не проданное  на первых торгах выставляется на последующие  торги. Состав и размер платежных  требований кредиторов определяются обычно на момент подачи заявления в хозяйственный  суд о банкротстве должника и  затем выявляются временным управляющим  в процессе защитного периода.

Заключительной стадией ликвидационного  процесса является раздел имущества  банкрота между его кредиторами. Вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные  с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие выплаты за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а также удовлетворяются  требования кредиторов по денежным обязательствам должник, возникшим в процессе конкурсного  производства в следующей очередности, установленной ст.60 ГК Республики Беларусь:

1) требования физических лиц,  перед которыми должник несет  ответственность за причинение  вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих  повременных платежей;

2) расчеты по выплате выходных  пособий и оплате труда работников  предприятия, работающим по трудовому  контракту и по выплате вознаграждений  по авторским договорам;

3) требования по обязательным  платежам;

4) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества  должника;

5) расчеты с другими кредиторами.

Управляющий производит расчеты с  кредиторами в соответствии с  реестром требований кредиторов. Требования кредиторов каждой следующей очереди  удовлетворяются после полного  удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности  денежных средств должника эти средства распределяются между кредиторами  соответствующей очереди пропорционально  суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования, заявленные после открытия конкурсного производства, удовлетворяются  за счет имущества должника, оставшегося  после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный  срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные  по причине недостаточности имущества  должника, признаются погашенными. Не поданные в установленный срок требования кредиторов, так же считаются погашенными.

После завершения расчетов с кредиторами  управляющий обязан представить  в хозяйственный суд отчет  по итогам ликвидационного производства. Имущество предприятия, оставшееся после полного удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику этого имущества или учредителям  юридического лица. После рассмотрения хозяйственным судом отчета и  признания его обоснованным, суд  выносит определение о завершении ликвидационного производства. Управляющий  в течение десяти дней со дня вынесения  судом решения, должен представить  сведения о завершении ликвидационного  производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, для внесения записи в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


 

Банкротство это не просто явление, то есть проявление чего–нибудь, событие, случай, а институт, определенная форма организации общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной жизни общества, а также правила жизнедеятельности и поведения людей [15, с. 179].

По мере возникновения крупных  корпораций, изменения их природы  под воздействием научно–технической революции, взаимопроникновения отраслей и экономик различных стран, нарастания процессов глобализации, бурного развития финансовых рынков отношения должника и кредиторов стали затрагивать не только их интересы, но и интересы государства, местных органов власти, больших групп людей, работающих на предприятиях должника, его контрагентов.

В основу современного подхода положено представление о том, что, с точки  зрения общества, прежде всего, необходимо сохранить функционирующую компанию, а не удовлетворить претензии  кредиторов путем распродажи ее имущества.

До середины XX века в мире функционировали две основные модели банкротства: англо–саксонская, преимущественно прокредиторская, направленная на возврат долгов кредиторам, и американская, направленная на финансовое оздоровление компании. Однако в последние десятилетия наблюдается их сближение в направлении сохранения бизнеса с целью достижения стабилизации социально–экономической ситуации на разных уровнях общества.

В результате развития системы регулирования  отношений должника и кредиторов в странах с развитой рыночной экономикой к настоящему времени  сформировался институт банкротства, обладающий следующими характеристиками:

Приоритет интересов общества в  целом перед интересами должника или отдельных кредиторов;

Сбалансированность защиты интересов  кредиторов, должника, работников и  иных заинтересованных лиц;

Ориентация на предоставление компании возможности дальнейшего существования  деятельности в целях сохранения рабочих мест и защиты интересов, а не на ее ликвидацию;

Защита и обеспечение повышения  стоимости активов должника;

Использование института банкротства  в отношении как юридических  лиц, к которым применяются процедуры  реорганизации и ликвидации, так  и физических лиц, которые после  реструктуризации задолженности освобождаются  от долгов. 

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423–З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 31.12.2009)  (далее – Закон) банкротством признается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с Законом "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями Закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)".

Банкротству подлежат индивидуальные предприниматели и юридические  лица (за исключением некоммерческих предприятий и учреждений).

Как вытекает из определения, а также  как показывает анализ законодательства о банкротстве, под процедуру  банкротства подпадают только неплатежеспособные хозяйствующие субъекты.

Действующий закон не применяется  к ликвидации платежеспособных юридических  лиц, а также к ликвидации юридического лица на основании того, что оно  занимается своей деятельностью  без лицензии или занимается деятельностью, запрещенной законодательством  Республики Беларусь, а также к  учреждениям и другим, некоммерческим и другим некоммерческим организациям.

Но в принципе, если говорить о  практической стороне дела, то в  законе есть положение, когда в отношении  платежеспособного хозяйствующего субъекта, с удовлетворительным состоянием активов, но несвоевременно осуществляющего  платежи по своим обязательствам, по заявлению кредитора может  быть возбуждена процедура банкротства.

Неплатежеспособность субъекта устанавливается  судом или собранием кредиторов, в зависимости от того, кем осуществляется процедура банкротства – судом или без участия суда .

Согласно Закону устанавливаются  следующие критерии неплатежеспособности хозяйствующего субъекта:

    • если при наступлении сроков платежа должник не удовлетворяет правомерные требования кредиторов по оплате долгов и выполнению других обязательств(за товары, услуги и т.д.) в полном объеме;
    • если при наступлении сроков платежа должник отказывается удовлетворить такие требования в полном объеме;
    • если при наступлении сроков платежа должник неспособен удовлетворить такие требования в полном объеме;
    • если сумма пассивов должника превышает сумму его активов так, что структура баланса должника является неудовлетворительной.

Как было указано выше, способность  должника оплатить свои долги не имеет  значения.

За всю историю банкротства (с  момента его появления в XI–XII вв. в итальянских вольных городах) было выработано два критерия банкротства:

1) Принцип неоплатности. В соответствии  с этим принципом должник может  быть признан банкротом, если  сумма общей кредиторской задолженности  должника превышает сумму принадлежащего  ему имущества. Критерий неоплатности  применялся в старом законе  о банкротстве 1992 года. В то  же время в западных странах  отказались от использования  этого принципа еще в конце  XIX века;

2) Принцип неплатежеспособности. В  конце XIX века практически все законодательства о банкротстве перешли на использование принципа неплатежеспособности. В российском законодательстве этот принцип стал применяться с 1998 года. Согласно этому принципу, нужно выявить конкретные признаки презумпции, что должник не в состоянии отвечать по своим обязательствам перед кредиторами.

В Республике Беларусь используются два признака банкротства:

1. Сумма долга.

2. Просрочка в уплате долга  более чем на 3 месяца.

Указанных признаков достаточно для  общего случая банкротства. Для отдельных  категорий должников эти критерии могут быть более жесткими или, наоборот, более мягкими.

Виды банкротства:

Фиктивное банкротство (Fictitious bankruptcy) – Заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов.

Если это деяние причинило крупный  ущерб – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Если заявление должника подано должником в суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя, должник несет перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением дела о банкротстве или необоснованным признанием требований кредиторов.

Преднамеренное банкротство (Premeditated bankruptcy) – умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб.

К неправомерным действиям должника или собственника предприятия–должника относятся действия, совершенные в предвидении несостоятельности (банкротства) предприятия и наносящие ущерб интересам всех или части кредиторов, как–то:

    • сокрытие части имущества должника или его обязательств;
    • сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника;
    • уничтожение либо отказ от необходимой записи в бухгалтерские документы;
    • уничтожение, продажа или внесение в качестве залога части имущества должника, полученного в кредит и неоплаченного.

Информация о работе Сущность банкротства как общественного института