Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 13:18, шпаргалка
Понятие хозяйственного права как отрасли права и его отграничение от смежных отраслей права.
ХП как отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения и тесно связанные с ними иные отношения, отношения по государственному регулированию хозяйствования.
Ответственность товарищей пред третьими лицами выступает как солидарная, а в отношении своих товарищей – долевая, т.е. стороны несут долевую ответственность пропорционально стоимости своих вкладов в общее дело.
63. Порядок разрешения хозяйственных споров между субъектами хозяйствования государств – участников СНГ.
По спорам с участием субъектов хозяйствования участников Содружества Независимых Государств применяется Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, заключенное в Киеве 20 марта 1992 года (далее — Киевское соглашение) (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 32, ст. 523).
Хозяйствующие субъекты каждого из государств-участников СНГ пользуются на территории другого государства-участника СНГ правовой и судебной защитой своих имущественных прав и законных интересов, равной с хозяйствующими субъектами другого государства. Хозяйствующие субъекты каждого государства-участника СНГ имеют на территории других государств-участников СНГ право беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел, указанных в статье 1 настоящего Соглашения (в дальнейшем - компетентные суды), могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.
Компетентный суд государства-участника СНГ вправе рассматривать вопросы
разрешения дел, вытекающих из договорных
и иных гражданско-правовых отношений
между хозяйствующими субъектами, из их
отношений с гос. и иными органами, а также
исполнения решений по ним, если на территории
данного государства-участника СНГ: а)
ответчик имел постоянное место жительства
или место нахождения на день предъявления
иска. Если в деле участвуют несколько
ответчиков, находящихся на территории
разных государств-участников Содружества,
спор рассматривается по месту нахождения
любого ответчика по выбору истца;
в) исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющееся предметом спора; г) имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда;
д) имеет постоянное место жительства или место нахождения истец по иску о защите деловой репутации; е) находится контрагент-поставщик, подрядчик или оказывающий услуги (выполняющий работы) и спор касается заключения, изменения и расторжения договоров. 2. Компетентные суды государств-участников СНГ рассматривают дела и в других случаях, если об этом имеется письменное соглашение Сторон о передаче спора этому суду. При наличии такого соглашения суд другого государства-участника Содружества прекращает производство дел по заявлению ответчика, если такое заявление сделано до принятия решения по делу. 3. Иски субъектов хозяйствования о праве собственности на недвижимое имущество рассматриваются исключительно судом государства-участника Содружества Независимых Государств, на территории которого находится имущество. 4. Дела о признании недействительными полностью или частично не имеющих нормативного характера актов государственных и иных органов, а также о возмещении убытков, причиненных хозяйствующим субъектам такими актами или возникших вследствие ненадлежащего исполнения указанными органами своих обязанностей по отношению к хозяйствующим субъектам, рассматриваются исключительно судом по месту нахождения указанного органа.
Указанная в пунктах 3 и 4 компетенция судов не может быть изменена соглашением Сторон.
5. Встречный иск и требование о зачете, вытекающие из того же правоотношения, что и основной иск, подлежат рассмотрению в том суде, который рассматривает основной иск
Государства-участники Содружества Независимых Государств взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов.
Решения, вынесенные компетентными судами одного государства-участника Содружества Независимых Государств, подлежат исполнению на территории других государств-участников Содружества Независимых Государств.
Решения, вынесенные компетентным судом одного государства-участника Содружества Независимых Государств в части обращения взыскания на имущество ответчика, подлежат исполнению на территории другого государства-участника Содружества Независимых Государств органами, назначенными судом либо определенными законодательством этого государства.
64. Финансово-промышленные группы. Понятие, правовое регулирование деятельности.
Финансово-промышленная группа - объединение юридических лиц (участников группы), осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о создании финансово-промышленной группы.
Финансово-промышленная группа создается в целях обеспечения экономической интеграции ее участников для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг) и расширение рынков их сбыта, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Финансово-промышленная
группа не является
Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания (далее - юридические лица). Участники финансово-промышленной группы для координации своей хозяйственной деятельности и ведения дел учреждают центральную компанию, являющуюся юридическим лицом, либо с согласия всех участников финансово-промышленной группы наделяют полномочиями по координации их хозяйственной деятельности и ведению дел финансово-промышленной группы одного из участников этой финансово-промышленной группы (далее - головное предприятие). В этом случае головное предприятие, кроме своей деятельности как субъекта хозяйствования, обладает полномочиями центральной компании.
Участие юридического
лица более
чем в одной
финансово-промышленной группе
Государственные предприятия и организации или предприятия и организации, в уставном фонде которых имеется доля государственной собственности, могут быть участниками финансово-промышленной группы с согласия республиканского органа государственного управления, объединения (учреждения), подчиненного Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа, в ведении которого находятся эти предприятия и организации.
Дочерние предприятия
могут входить
в состав финансово-промышленной
Республиканские органы государственного управления, Национальный банк РБ и местные исполнительные и распорядительные органы не могут быть участниками финансово-промышленной группы.
Запрещаются создание и деятельность на территории РБ финансово-промышленных групп в случаях, если это может иметь целью или результатом монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущение, ограничение или устранение конкуренции, ущемление законных интересов потребителей, а также в других случаях, когда создание и деятельность финансово-промышленной группы противоречат законодательству РБ, наносят ущерб суверенитету, национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности Республики Беларусь, нарушают права и свободы граждан.
65. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции. Договор контрактации. Понятие, порядок заключения, права и обязанности сторон.
По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (заготовителю).
Стороны в договоре — производитель сельскохозяйственной продукции и заготовитель. Производителями сельскохозяйственной продукции могут выступать юридические лица — коммерческие организации, сфера деятельности которых — сельское хозяйство (птицефабрики, животноводческие комплексы, колхозы и др. Заготовителями могут быть как коммерческие организации, так и физические лица — предприниматели, осуществляющие последующую продажу или переработку сельско-хозяйственной продукции (маслозаводы, молококомбинаты, сахарные заводы, прядильные и ткацкие фабрики, торговые организации и т.п.), а также государственные органы.
Производитель сельскохозяйственной продукции обязан:
1) передать контрактанту
обусловленное договором
2) сдать продукцию в установленные договором сроки;
3) представить заготовителю по его требованию отчет об использовании полученных финансовых и материальных средств.
Заготовитель (контрактант) обязан:
1) предоставить производителю
сельскохозяйственной
2) принять сельскохозяйственную
продукцию по месту нахождения
3) оплатить принятую сельскохозяй
Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Применительно к договору контрактации, к этим существенным условиям относится: наименование, ассортимент, количество, цена, общая сумма договора, тара, упаковка, порядок расчетов, адреса сторон, ответственность и т.д. Существенные условия договора:
1. Количество и ассортимент
определяется соглашением
2. Качество продукции должно соответствовать требованиям стандартов, правилам ветеринарного и санитарного надзора. Это соответствие должно быть удостоверено соответствующими определенными документами. Меры такого порядка служат целям обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды.
3. Цены. Закупаемая по
договору контрактации
Исполнение договора должно осуществляться по ценам, существующим на момент его заключения; ни одна из сторон не может впоследствии расторгнуть договор на основании несогласия с урегулированной и установленной ранее ценой.
4. Формы расчетов. Условия
о расчетах являются одним
из самых значительных и
66. Общий порядок государственной регистрации субъектов хозяйственной деятельности.
До подачи в регистрирующий орган для гос.регистрации документов, собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны: согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой, некоммерческой организации; определить предполагаемое местонахождение коммерческой, некоммерческой организации с учетом требований законодательства; принять решение о создании коммерческой, некоммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора). Документы для гос. регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган путем личного обращения, а в случаях и порядке, определяемых Совмином РБ, - посредством веб-портала Единого гос. регистра юр. лиц и ИП, владельцем которого является Минюст. Посредством веб-портала Единого гос. регистра юр. лиц и ИП в регистрирующий орган для гос. регистрации представляются документы в электронном виде, целостность и подлинность которых подтверждены электронной цифровой подписью. В целях обеспечения гос.регистрации субъектов хозяйствования на основании документов, представленных в регистрирующий орган в электронном виде, МВД предоставляет Минюсту доступ к автоматизированной системе "Паспорт" в порядке, определяемом соглашением между Минюстом и МВД. Для гос. Регистрации субъектов хоз. деятельсности в регистрирующий орган представляются: заявление о гос. регистрации; устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf); легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юр.статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о гос. регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями; копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физ. лицами; оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату гос. пошлины; оригинал свидетельства о гос. регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения.